Музей да любовь

Текст: Александра Семёнова
Фото: Владимир Дмитриенко

Почти антиподы. Рэйчел Оуэнс

Десятая Красноярская музейная биеннале с генеральной темой «Любовь пространства» продолжает свою работу. Первые отзывы посетителей говорят о том, что на биеннале можно пережить чувства в спектре от удивления до отвращения, но остаться равнодушным практически невозможно.


Юбилейная биеннале во многом отличается от предыдущих, и сегодня даже можно говорить о нескольких этапах развития проекта в целом. С 1995 до 2007 биеннале была преимущественно музейной: в Красноярск съезжались музеи со всей страны и представляли свои экспериментальные и инновационные выставки. Постепенно авторских художественных проектов становилось больше, чем музейных, и с 2007 по 2011 годы, когда главным куратором биеннале стал Сергей Ковалевский, музейная составляющая была практически минимизирована, зато появилась возможность увидеть произведения ведущих современных художников России и мира.

Биеннале 2013 года, во-первых, пытается восстановить прежний баланс авторских произведений и музейных экспозиций, а во-вторых, «брать зрителя за душу» не массой разноплановых произведений современного искусства, а возможностью вдумчивого погружения в отдельные «комнаты» конкретных авторов. Поэтому и количество художников-участников стало меньше.

Каменка. Уличная грязь. Слава PTRK и Вова Абих

Ещё одно нововведение этого года в том, что биеннальные проекты более активно распространились на культурные площадки города. Например, проект «Уличная грязь» екатеринбургских художников Славы PTRK и Владимира Абиха расположился в культурном пространстве «Каменка», в фактурном за счёт своей ветхости здании бывшего Дворца молодёжи. С помощью уличной грязи молодые художники создали серию портретов бездомных людей, которая органично вписалась в облупленное выставочное пространство и вызвала противоречивые мнения зрителей: можно ли так откровенно сопоставлять людей с грязью? Несмотря на множество вопросов, нельзя не заметить очевидный социальный посыл проекта: если вы настолько против унижения человеческого достоинства, то способны ли вы сами в реальности избавиться от брезгливости и циничности по отношению к обитателям улицы?

Корни. Николай Наседкин

Важно и ценно в этом году и то, что свою любовь к пространству могли проявить сами горожане, участвуя в том или ином проекте. Красноярцы дарили советскую мебель или предметы интерьера для музейной мастерской «Эпоха застолья»; принесли фактурный пень с корнями для инсталляции «Корни» Николая Наседкина; рассказывали истории про значимый в их жизни элемент одежды для проекта Натальи Першиной «Музей одежды». А цветастые «бабушкины квадраты» для акции ярн-бомбинга «Одень матрёшку» и вовсе вязали всем миром.

Видимо, красноярцы (редкий случай в российских городах) примирились с современным искусством.

Поняли, что совсем не обязательно соглашаться с идеями современных художников, можно просто относиться к ним как к возможности поразмышлять и взглянуть на вещи с другой стороны.

Музейная мастерская «Эпоха застолья»

Концептуальный же посыл X Красноярской биеннале «Любовь пространства» обращает внимание на то, что мы практически никогда не задаёмся вопросом, как окружающие человека места и территории реагируют на нас, как они к нам относятся. Хотя, если задуматься, и городские пространства, и реки, и горы вступают с нами в диалог.

Так, японский художник Татуро Атц, известный созданием гостиничных комнат вокруг памятников в Европе и Америке, решил привлечь внимание к памятникам сибирской архитектуры и в качестве объекта для биеннале выбрал обгоревший деревянный дом в центре Красноярска. В старом здании Татуро Атца привлекла практически эшеровская геометрия окон и коммунальных переходов, а также фактура умирающего жилого пространства. Японец установил над домом светящуюся крышу, похожую на НЛО, которая вместе со светом принесла в здание и новую жизнь.

Любовь к родному пепелищу. Татуро Атц

В своём проекте «Любовь к родному пепелищу» Татуро Атц высвечивает ситуацию, когда под агрессивным натиском современной бетонной цивилизации уходит, исчезает робкое и деликатное деревянное прошлое. А разросшийся внутри и вокруг мусор поднимает вопрос о том, что современный горожанин не часто испытывает жалость к умирающим под банками колы домам.

Ещё одна концептуальная установка биеннале в том, что художники — это особые люди, которые способны общаться с окружающими вещами и местами как в стенах музея, так и за его пределами.

Особенно художники с архитектурным уклоном: они, как никто, знают, что такое любовные отношения с плоскостями, поверхностями и зданиями. Поэтому в основном проекте биеннале «Генераторы любви» приглашённым художникам предоставили один из залов Красноярского музейного центра, чтобы каждый из них «прочувствовал» это пространство и представил там свой проект.

All about my love. Анна Желудь

С интересом посетители музея встретили гиперинсталляцию Вадимира Марьясова «Чур, я в домике» на платформе у центрального входа — огромное лоскутное одеяло, под которым можно спрятаться. В этой мягкой инсталляции раскрывается детская любовь к камерным и уютным местам, желание отгородиться от мира, спрятавшись в собственном домике (под столом, на дереве, в шалаше). Взрослые посетители оказываются под огромным цветным одеялом словно в свифтовской стране великанов, детские домики которых оказываются им в пору.

Не осталась юбилейная биеннале и без очередной художественной интерпретации Транссибирской магистрали. Художник Витас Стасюнас представил на стене музейного зала декоративные аппликации с ёлочками, букварные зарисовки на тему вагонной гастрономии и схематичные узоры электронных вышек, натянутые на стене из пеньковой верёвки. В этом проявился взгляд художника на пространство, способного уместить пейзаж, который в реальности пришлось бы наблюдать в течение недели, на стенах одного зала. А напарница художника Мария Чуйкова дополнила атмосферу железнодорожного пути кулинарным перформансом: на открытии биеннале посетители могли угоститься её солянкой.

Транссиб. Витас Стасюнас, Мария Чуйкова

«Очарованным странником» — а именно так называется программа арт-экспедиций в рамках биеннале — стал Александр Гронский. Известный фотограф создал фотосерию о практически безлюдном городском пространстве Норильска во время полярного дня. Работы Гронского — немного мрачноватые снимки, в которых половину пространства кадра занимают жилые постройки, городские свалки и мусорки, а половину — пустое небо.

Тема любви раскрывалась художниками и в пространстве города. К примеру, на енисейской набережной возле коммунального моста – там, где уже давно существует стена признаний в любви, — альтернативный вариант признания представил екатеринбургский художник Тимофей Радя. Его надпись «Ты лучше космоса», вырисованная огромными буквами на асфальте, растянулась вдоль Енисея и сбила с толку многих горожан. В интернет-пабликах началась целая дискуссия о новой надписи: то ли это очередная глупость, то ли высказывание о бесконечной глубине внутреннего мира человека.

Тимофей Радя. «Ты лучше космоса». Съёмка с вертолёта, высота 500 метров.

В целом, проект идеально вписался в концепцию биеннале своей философской, не предполагающей конкретного адресата обращённостью в космические просторы, и одновременно художественным призывом увидеть нечто безграничное в себе самом, демократично подходящее к любому читающему «ты» человеку.

Красноярская музейная биеннале также представляет апологию современного искусства, которое способно не только провоцировать и эпатировать человека, не только повергать его в ступор своей непонятностью, но и говорить о важных чувствах вроде любви или порождать дискуссии о современных социальных проблемах.

В этом ключе интересен проект Роберта Кушмировского, звезды восточноевропейского искусства, который совершил путешествие в деревню Унгут в Манском районе. Там польский художник разыскивал следы своей бабушки, некоторое время прожившей в сибирской ссылке. Его инсталляция из фотографий и старинных артефактов получилась крайне трогательной: художник представил цикл человеческой жизни от рождения до смерти на примере мистификации своей собственной жизни. Детские и армейские фотографии пана Кушмировского плавно подводят к его фотографии в гробу. Причём, факт смерти воспроизведён довольно буквально с установкой надгробного монумента и кладбищенской скамьи, где можно предаться размышлениям о том смысле жизни.

Ungut / Унгут. Роберт Кушмировский

Мировое арт-сообщество активно обсуждает вопрос полезности повсеместного увлечения биеннальными проектами. Выступает ли биеннале всего лишь поводом обеспечить сезонную туристическую привлекательность городам, а художникам добавить престижную строчку в CV? Или же биеннале действительно подводит некие итоги, выявляет всё лучшее, что произошло в искусстве за последнее время.

Десятая Красноярская музейная биеннале не стремится притянуть туристов в центр Сибири, а упорно решает проблему самоидентификации самих сибиряков, экзистенциально отдалённых от бурлящей в мировых столицах жизни отстранёнными от человеческой суеты пейзажами. Отношению с этими самыми окружающими пространствами и посвящена тема нынешней биеннале «Любовь пространства».


Читать также:


Ранимое кино
Бен ван Лисхаут приехал на Красноярскую биеннале, чтобы показать свой фильм «Инвентаризация Родины» по мотивам фотографий Сергея Прокудина-Горского. Здесь же он начал новый проект — кино о путешествии Фритьофа Нансена по Енисею. Корреспондент «Сибурбии» поговорил с режиссёром о любви к России и голландской эстетике.


Это по любви
Красноярская музейная биеннале откроется 4 сентября и заставит тридцать художников со всего мира признаться в любви окружающему пространству. Готовиться к общению с современным искусством можно начинать уже завтра. А уже сегодня у нас можно посмотреть фото проекта Тимофея Ради и другие любопытные тизеры.


Раскачивать лодку, подтачивать камень
Уличный художник Тимофей Радя приехал в Красноярск, чтобы познакомиться с городом, в котором осенью представит свой проект на Музейной биеннале. О чувстве дома, заполнении пустоты, полиции, деньгах и карте России Радя рассказал «Сибурбии».


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.