Снег, лес, тоска

Текст: Анна Дубинская
Фото предоставлены Сибирским центром современного искусства

серия работ Василия Слонова «Зимние виды спорта: топоры ХХI века»

«Соединённые штаты Сибири» в галерее Марата Гельмана на московском «Винзаводе» — как хорошие брюки: сидят, словно влитые. В том смысле, что в этой экспозиции, работы которой крайне разнородны, совсем нет провинциальности и желания за кем-то угнаться. И кажется, что сибирские отличаются от московских разве что тем, что относятся к себе с большей доли иронии, и чувство собственной важности не зашкаливает у них так сильно.


Главных сибирских художников настоящего времени — арт-группу «Синие носы», Дамира Муратова, Василия Слонова, Константина Ерёменко, Сергея Беспамятных — и объединяет-то, по сути, только одно: чувство юмора. Именно оно превращает эту постмодернистскую игру с визуальными штампами в ироничную попытку поразмыслить о национальном характере.

Эта экспозиция — своего рода гимн пресловутой сибирской независимости, услышит который не каждый, но многие пытаются.

В будний вечер в галерее Гельмана даже многолюдно: десять человек в небольшом помещении при определённых обстоятельствах способны создавать впечатление аншлага. Особенно, если все они рано или поздно столпятся в одном углу.

Так, например, девушки-студентки пришли на «Винзавод» впервые и на эту выставку попали случайно, они быстро проходят по залу, не заинтересовавшись ни одной работой, у которой есть хотя бы минимальный исторический контекст. Зато серия Василия Слонова «Welcome to Sochi» заставляет их сразу достать телефоны и начать фотографировать. В общем-то, подобное происходит с каждым, кто оказывается в этой части экспозиции — оттого и возникает ощущение толпы.

Соединённые штаты Сибири

работы Василия Слонова из серии «Welcome to Sochi 2014″

Соединённые штаты Сибири

работы Василия Слонова из серии «Welcome to Sochi 2014″

Соединённые штаты Сибири

работы Василия Слонова из серии «Welcome to Sochi 2014″

Соединённые штаты Сибири

Василий Слонов на фоне своих работ из серии «Welcome to Sochi 2014″

работы Василия Слонова из серии "Welcome to Sochi 2014"работы Василия Слонова из серии "Welcome to Sochi 2014"работы Василия Слонова из серии "Welcome to Sochi 2014"Василий Слонов на фоне своих работ из серии "Welcome to Sochi 2014"

Зловещие постеры к будущей сочинской олимпиаде — то, чем на самом деле хочется поделиться. Эти работы мгновенно дарят зрителю чувство причастности: ну, мол, мы же с вами всё знаем про эти саммиты, олимпиады и выборы. И автор подмигивает откуда-то из угла.

«Жёстко как-то. Я бы даже сказал, кроваво», — качает головой юноша в чёрном пальто, глядя на пять аккуратных верёвок, изображающих олимпийские кольца. А потом, разумеется, тоже достаёт телефон и фотографирует.

За пределами выставки говорят, что «Соединённые штаты Сибири» — прежде всего рассказ об изолированности. На выставке становится понятно, что это ерунда. Сибирякам попросту не нужно в другой мир, они не собираются куда-то за чем-то бросаться, у них отлично получается присваивать себе далёкое и бодро над ним потешаться. Именно поэтому Сталлоне и Тайсон в серии «Если бы они родились в Сибири» Дамира Муратова выглядят смешно, но совсем не фантастично. Реальный господин Депардье, например, в валенках и с российским паспортом — вполне себе сошедшая с одной из этих картин фигура.

В серии «Истерия Новосибирска» Константина Ерёменко, мимо которой многие проходят с комментарием «ничего не понятно», Новосибирск вообще становится центром Вселенной. Воображаемые факты, история человечества, прошлое и будущее — всё здесь, и другого мира не существует. Нормальный такой, очень столичный подход — вот наша здешняя столица, и даже флаг у нее есть.

Соединённые штаты Сибири

работы из серии Дамира Муратова «Если бы они жили в Сибири»

Соединённые штаты Сибири

из серии «Журнальные страницы» Ольги Тээр

Соединённые штаты Сибири

из серии «Че-попс» Дамира Муратова

Соединённые штаты Сибири

«Деревянный Мак»

Соединённые штаты Сибири

Директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова демонстрирует флаг Соединённых штатов Сибири, а Марат Гельман — себя.

работы из серии Дамира Муратова "Если бы они жили в Сибири"из серии "Журнальные страницы" Ольги Тээриз серии "Че-попс" Дамира Муратова"Деревянный Мак"Директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова демонстрирует флаг Соединённых штатов Сибири, а Марат Гельман — себя.

Кстати, самая известная работа экспозиции — собственно флаг «Соединённых штатов Сибири» Дамира Муратова, давший название выставке — даже как-то затерялась на общем фоне. Сепаратистский налёт зрителем определённо не ощущается. «Хорошо придумано, — говорит один из посетителей. — Этот флаг ведь многое в Сибири объясняет: снег, лес, тоска…»

Вряд ли, конечно, художника устроила бы подобная трактовка. Однако, в Москве или в Сибири, у авторов судьба такая — быть неверно истолкованными.

Впрочем, любой художник может утешиться тем, какие вопросы звучат в этом зале. «Скажите, а есть свободная журналистика?» — интересуется человек из сферы судостроения, читающий в свободное от работы время блог Марата Гельмана. На этот вопрос можно ответить только цитатой из монолога другого зрителя, который работает курьером, но втайне мечтает о карьере художника. Он печально смотрит на картины и произносит: «А куда идти, кто меня ждет? Тут уже всё занято». Такие осознания современное искусство иногда приносит людям. Полезная, в общем, выставка, что ни говори.

1 комментарий к статьеДобавить
  1. В Москве на ВИНЗАВОДЕ выставка ждёт вас до 21 апреля, приходите..

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2016 Все права защищены

.