В тихом омуте

Текст: Анна Груздева

Писатель Стивен Чбоски экранизировал собственный эпистолярный роман «Хорошо быть тихоней». Опубликованные ещё в 1999 году письма некоммуникабельного подростка подарили автору миллионные тиражи и скандальное попадание в «список книг Ассоциации американских библиотекарей, выдача которых запрещается». Киноверсия истории про непопулярного старшеклассника вышла непричёсанной с точки зрения режиссуры, но честной и правильной относительно крепко пьянящих и откровенно дерьмовых 16–17 лет.


Питтсбург, 90-е. Кажется, история про стеснительного и молчаливого Чарли (Логан Лерман), который идёт первый раз в старший класс (да ещё и в новый), получает свою порцию побоев и унижений, боится поднять руку и отчаянно хочет найти друзей, стала уже классикой. Да, «Хорошо быть тихоней» занимает своё жанровое место в ряду картин про школьников.

Но экранизация Чбоски всё же старается тонко балансировать на грани прилизанной картины с безответными влюблённостями, домашними вечеринками и американским футболом и глубокой школьной драмы.

Молчаливый Чарли оказывается не просто зашуганным неудачником, но скрытым интеллектуалом-читакой, тяжело переживающим смерть близких — тети и лучшего друга. Новые друзья-выпускники Патрик (Эзра Миллер) и его сводная сестра Сэм (Эмма Уотсон) тоже зализывают раны: Патрик рыдает на плече друга после неудачного гей-романа, Сэм же хочет забыть о драматичных отношениях с алкоголем и мужчинами.

Такая неновая история у Чбоски происходит в атмосфере музыкальных 90-х: «Смитс», Дэвид Боуи, перемешанный со свистом ветра, «Битлз» на виниле — всё это врывается в фильм слегка нелепо, но мило.

Более обескураживающими оказываются бурлескные сюжетные вставки, где старшеклассники участвуют в «Шоу ужасов Рокки Хоррора» в корсетах и золотых трусах.

Наверное, неумелую режиссуру Чбоски отчасти спасло то, что продюсировали картину создатели «Джуно» — очень внятного молодёжного фильма с Эллен Пейдж. Экранизацию держит на плаву ещё и свежий, нескучный актёрский состав. Эзра Миллер («Что-то не так с Кевином») хоть, кажется, и неловко чувствует себя в роли юного гея, но привносит в фильм особое раздолбайское обаяние. Лерману («Перси Джексон и похититель молний») до финальных сцен удаётся передавать слегка шизофреническое состояние своего Чарли. Ну а Уотсон (бессменная Гермиона) доказывает, что ей есть место и вне стен волшебного Хогвартса.

«Хорошо быть тихоней» не претендует на совершенство, оригинальность и новизну — он вдумчиво напоминает. О том, что «sweet sixteen» — это и шоколадные кексы с «дурью», и рок-н-ролл на кассетах, и мучительные любовные параллелограммы, и болезненный сексуальный опыт, и суицид, и вообще полная мешанина в сердце и в голове. Но главное — это неудержимый жизненный кайф, беспричинный, перемешанный с болью и радостью. Вот про это Чбоски понимает лучше всего.

«Хорошо быть тихоней»
США, 2012
Режиссер: Стивен Чбоски
В ролях: Логан Лерман, Эмма Уотсон, Эзра Миллер, Дилан МакДермотт и др.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.