Двенадцать друзей «Оскара»

Текст: Анна Груздева
Фото: kinopoisk.ru

В конце этой недели Американская киноакадемия наконец-то раздаст золотые статуэтки, а номинанты, по старой доброй традиции, поблагодарят её в одном ряду с мамой, папой и Богом. Давайте вспомним, кто, что и почему претендует на «Оскар»-2013.


«Линкольн» Стивена Спилберга (12 номинаций)

Картина об Аврааме Линкольне, который сумел продавить через палату представителей конгресса 13-ю поправку к Конституции, отменявшую рабство в США, — не просто байопик или иллюстрированный параграф из учебника американской истории. Это сложное политическое полотно о компромиссах, закулисных интригах и политической силе как первых лиц государства, так и вторых, и третьих. Заслуживающему награды сценаристу Кушнеру блестяще удаются политические монологи в духе психологического триллера (к примеру, сцена финального голосования за 13-ю поправку), а легендарному ирландцу Дэй-Льюису — президентская роль. Его Линкольн — меланхоличный, слегка уставший, но травящий байки направо и налево. Но важнее даже то, что Линкольн Спилберга и Дэй-Льюиса — убедительный политик (которому не чужды подкупы конгрессменов), а не фольклорная фигура. «Оскар» за главную мужскую роль здесь и заслужен и вполне ожидаем.

Вероятна награда и в номинации «лучший фильм» хотя бы потому, что «Линкольн» — фильм об одном из переломных моментов в истории Америки, снятый одним из главных режиссёров Америки.

Хотя, к слову, Спилбергу не удалось избежать в юридически сдержанной политической картине мелодраматических и торжественных сцен, что упростило фильм.


«Жизнь Пи» Энга Ли (11 номинаций)

Духоподъёмная экранизация популярного бестселлера Янна Мартела — один из интереснейших визуальных аттракционов года, а также довольно ладно перенесённая на экран религиозная притча. История о мальчике Пи, восемь месяцев дрейфующем после кораблекрушения в одной шлюпке с бенгальским тигром, может показаться и не новой: сходу припоминаются и Хемингуэй со «Стариком и морем», и «Изгой» Земекиса, и другие.

В отношении «Жизни Пи» стоит рассуждать о технических «оскарах» — здесь важно именно «как»: как эпично и поэтично снято море, как оно подсвечивается в ночи тысячами медуз; как напряженно и драматично происходят схватки полностью сгенерированного компьютером тигра и темнокожего мальчугана.

Во всём этом — не только грамотно использованные технологии, но и трогающая, как будто ощутимая красота современного кино.


«Отверженные» Тома Хупера (8 номинаций)

Работа Тома Хупера — не просто экранизация монументального романа Виктора Гюго, а киноверсия мюзикла 1985 года по этому же произведению. «Отверженные» уже получили три больших «Глобуса»: золотой шарик ушёл за «лучший фильм» (комедия/мюзикл) и в руки актёров Хэтэуэй и Джекмана. Но всё не так однозначно с восемью номинациями на «Оскар». «Отверженные» — откровенно тяжеловесный, надрывный, не оригинальный в режиссёрских и музыкальных потугах киномюзикл. Надрывные песни-монологи крупным планом, комедийные трактирные сцены, грубо выбивающиеся из общего скорбного повествования, и ещё масса мелочей делают «Отверженных» откровенно аляповатыми.

Но не наградить их тоже было бы неправильно — количество затраченных усилий налицо.

Поэтому Британская киноакадемия оценила причёски и грим, работу художника-постановщика и наградила Хэтэуэй. Что ж, вполне заслуженно.


«Мой парень — псих» Дэвида О. Расселла (8 номинаций)

Эта остроумная романтическая комедия «с прибабахом», несомненно, один из лучших фильмов года. Такой, который и наградить и пересмотреть — в радость. История о молодом писателе, возвращающемся из психбольницы, его такой же нестабильной подруге и семье среднего класса удивительно балансирует между мелодрамой и чем-то более серьёзным. Отсюда получается сложное, но по-человечески честное и понятное кино.

«Мой парень» в оскаровской гонке примечателен тем, что номинирован на максимальное количество актёрских призов и — что тоже редкость — абсолютно заслужено.

Купер и Лоуренс раскрываются шире, чем раньше, делают своих героев живыми, сложносочинёнными и неоднозначными, что опять же не дает фильму вырулить в сторону однобокой романтической открытки. Де Ниро и Уивер по-своему убедительны и сильны в родительских ролях, их «вторые планы» — далеко не фон для главной парочки, а объёмные самостоятельные работы. За призы актёрам есть с кем посоревноваться, но достойней всех Де Ниро.


«Операция “Арго”» Бена Аффлека (7 номинаций)

Третий фильм Аффлека как режиссёра окончательно снимает вопросы о разных сторонах его таланта.

«Операция “Арго”» — очень зрелое, мастерски сделанное и снятое кино, в котором работают классические режиссёрские приемы.

Сидеть в кресле развалившись не получится. История о том, как спецслужбы США спасали сотрудников американского посольства во время Исламской революции 1979 года, — одновременно и политическая драма, и ироничный кивок в сторону Голливуда, и захватывающий и энергичный блокбастер. В номинации «фильм» «Операции Арго» вполне могут предпочесть массивного «Линкольна». Но если случится иначе, это будет означать, что Голливуд соскучился по крепкому, классическому, но держащему до последнего кадра кино.


«Любовь» Михаэля Ханеке (5 номинаций)

Камерная, внешне тихая, но изнутри страшная драма Ханеке наверняка подвинется в сторонку во многих номинациях, но заслуженно станет «лучшим фильмом на иностранном языке».

Ханеке, обычно любящий ставить диагнозы европейскому обществу и играть с постмодернистскими приёмами, обезоруживающе серьёзно и тихо рассказывает о смерти и любви.

История двух преподавателей музыки — прикованной к кровати Анне и ухаживающем за ней Жорже — обманчиво проста. Ханеке медленно, как клубок, разматывает тему смерти, которая с каждым кадром становится ощутима физически, как непременный конец всего на земле. А любовь превращается в мужественное испытание.


«Джанго освобождённый» Квентина Тарантино (5 номинаций)

Тарантино продолжает забавляться с историей, только теперь — с рабством в Америке. И выходит у него это, как в большинстве случаев, стильно, кроваво, с юмором и отменной музыкой. Но есть ощущение, что в последних работах Тарантино как бы играет в режиссёра Тарантино, отчего авторская манера начинает слишком доминировать над смысловым посылом работ.

По-прежнему круто, но как-то бессмысленно.

«007: Координаты «Скайфолл» Сэма Мендеса (5 номинаций)

С большой долей вероятности эта стильная и уверенная картина про Джеймса Бонда, его оружие, машину и женщину возьмет «Лучшую песню» и «Лучший саундтрек».

«Скайфолл» в исполнении Адель стала символом новой бондианы и собрала уже вагон и маленькую тележку наград.

А вообще здесь ещё настойчиво просится приз оператору Роджеру Дикинсу. Этот потрясающий оператор, работавший с братьями Коэн, Фрэнком Дарабонтом и другими, с 1995 года восемь раз номинировался на «Оскар», но так его и не получил. Работа Дикинса в «007: Координаты «Скайфолл» намекает, что пора бы уже.


«Цель номер один» Кэтрин Бигелоу (5 номинаций)


Расставлять точки над i в отношении оскаровских наград неудобно — фильм Бигелоу, которая уже имеет в арсенале золотые статуэтки за военный триллер «Повелитель бури», выйдет в сибирский прокат только на днях.

Эта картина, по прогнозам критиков, — один из главных соперников «Операции «Арго» и «Линкольна».

Ну а Джессика Честейн — сильная актриса. Так что интрига сохраняется: не просмотренный фильм может всё переиграть.


«Анна Каренина» Джо Райта (4 номинаций)

«Оскары» у этой экранизации увесистого романа Льва Толстого прямо скажем — утешительные. Но этого новой «Карениной» и достаточно. Джо Райт, известный своими необременительными, вежливыми экранизациями романов «Искупление» и «Гордость и предубеждение», с новым литературным материалом тоже не «выстрелил», а сделал из Толстого хорошо иллюстрированное «краткое изложение», смягчив русскую трагедию.

Хотя режиссёрская эквилибристика у Райта изобретательна: обыгрывание театрального пространства — любопытный авторский ход, за которым интересно наблюдать до конца фильма (в отличие от «Отверженных»).

Райт и Хупер будут делить призы за костюмы и работу художника-постановщика. Я бы поставила на «Каренину» — хоть экранизация и вышла легковесной, но в визуальном плане получилась очень изящной, с шуршащими элегантными платьями и богато убранной театральной ложей.


«Мастер» Пол Томаса Андерсона (3 номинации)

Драма о вернувшемся с войны нервным и странным Фредди и толстом Ланкастере Додде, главе собственного религиозного учения «Миссия». У этого фильма только три номинации и все актёрские — у Хоакина Феникса, Филлипа Хоффмана и Эми Адамс.

Из всех претендующих на приз за женскую роль второго плана уверенней всех смотрится как раз Адамс в роли жены Ланкастера Додда. У этой актрисы потрясающе получается играть чью-нибудь любимую половину.

В «Бойце» она была соблазнительной подружкой боксёра Микки Уорда, в экранизации Керуака «На дороге» — растрёпанную, но яркую жену в халате, в «Мастере» — опору мужа-идеолога . В её взгляде, жестах, фразах — настоящая женская энергия и притягательность, достойная актёрского приза за «второй план».


«Королевство полной луны» Уэса Андерсона (1 номинация)

Этот замечательный фильм чудака и ребёнка в душе Уэса Андерсона скромно претендует только на «лучший сценарий», но зато по праву. Режиссёр написал «Королевство полной луны» в соавторстве с Романом Копполой, как и другие свои фильмы. Получилась как всегда слегка абсурдная и милая картина, правда не без «второго дна» — грустной драмы про запутавшихся взрослых. Но любви у Андерсона, конечно, больше.


Читать также:


Классное кино
Несколько старшеклассников и один директор школы посмотрели фильмы о школьной жизни и рассказали, что они думают о «киношных» учителях.


В тихом омуте
Экранизация романа Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» вышла в кинопрокат. Почему стоит или не стоит смотреть нетривиальную школьную драму из девяностых — в рецензии Анны Груздевой.


Не те кинотроллики
Отвязные школьницы, неканонические учёные, эко-террористы, перевал Дятлова, корейский трэш и Нуми Рапас в непривычном образе. Новый обзор трейлеров от нашего дальневосточного кинообозревателя.


2 комментариев к статьеДобавить
  1. Голливудское кино — это Сессил де Милль и О. Уэллс, а остальное — это отстой
    Так что по логике — только Ханеке, только хардкор

  2. хороший, чёткий, основательный, справедливый практически во всём обзор

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.