Текст: Мария Фугенфирова
Фото: Маргарита Захарова
Национальный фестиваль рекламы «Идея!» стартует в Новосибирске 16 мая. Корреспонденты Siburbia встретились с «идейными» менеджерами Леной Самойловой и Натальей Смердовой, которые рассказали о каннском размахе и внутренней домашности фестиваля.
— Насколько нам известно, «Идея!» — не единственный фестиваль рекламы в России. То, что он создан в Новосибирске — само по себе круто, но в чем еще его уникальность?
— Да, не единственный, но самых крупных всего два — в Москве и, собственно, в Новосибирске. «Идее» уже очень много лет (фестиваль проводится ежегодно с 1997 года — прим. Siburbia), и она очень такая… домашняя. Сюда все приезжают как старые друзья к нам в гости. Нет московского пафоса, суеты. Как придумали 15 лет назад концепцию, так и стараемся ей следовать. Хотя, конечно, немного поддались мейнстриму в плане того, что появились digital-конкурсы, состав жюри меняется, хотя мы стараемся максимально избежать большого количества иностранных экспертов — фестиваль же национальный, в этом фишка.
— Получается, что «Идея-2012» не сильно отличается по формату от «Идеи-1997»?
— Кардинально конкурс не изменился, и мы и не стремимся к этому. Инициаторами были Валерий Мелехов и Александр Филюрин, у которых уже было свое агентство. С ним они начали участвовать в рекламных фестивалях, и им все время что-то не нравилось. «Тут плохо и тут ужасно, а здесь ничего», — думали они и поняли, что нужно придумать свой фестиваль для множества мелких рекламных агентств. Московскому фестивалю уже лет двадцать и, конечно, в нем страшно участвовать, и вообще Москва далеко. Они приняли решение всегда проводить свой фестиваль весной в Новосибирске. Только один раз метнулись в Сочи, наверное, чтобы понять, что в Новосибирске лучше.
У нас они чувствуют себя увереннее, и теперь у нас есть участники из Ижевска, Перми, Новокузнецка, Йошкар-Олы и других городов. «Идея» — клевая находка для них. Побеждают здесь, а потом думают: ну, раз здесь победили, можно и в Москву. И, что интересно, там тоже побеждают. С таких стартапов и начинаются Каннские Львы. У «Восхода», креативного агентства из Екатеринбурга, здесь были первые места, а в прошлом году у них был уже свой Каннский Лев.
— Можно ли считать проект самодостаточным? Или для участников это действительно хороший стартап, но все же просто этап на пути к успеху?
— Не думаем, что это просто начало, Александр Сергеевич [Филюрин] очень дорожит своим детищем и постоянно его улучшает. К тому же, мы гордимся, что у нас в Сибири есть фестиваль настоящего «каннского формата», когда все приезжают, пьют, учатся, проводят мастер-классы, рассказывают друг другу истории и показывают ролики, устраивают целые перфомансы. Например, в прошлом году одно агентство из Красноярска, попавшее в шорт-лист, на сцене устроило нечто — разбили телевизор, привезли полуголых девушек, просто шокировали всех. У них в итоге была куча призов, но помимо этого председатель жюри Иван Чимбуров был настолько ими поражен, их подготовленностью в сценическом плане, что встал и подарил ребятам часы со своей руки. Конкурс рекламных компаний — это вообще всегда самые крутые проекты, максимально крутые кейсы. Можно сказать, что это такая ярмарка тщеславия.
— У вас масштабная программа мастер-классов, где вы нашли столько специалистов?
— Да, у нас именитый состав жюри. В жюри только топы, чьи агентства на верхушке рейтингов, обладатели наград. В этом году состав жюри возглавляет Андрей Губайдуллин, креативный директор «Восхода». Был у нас как-то раз и Артемий Лебедев.
Потом, правда, хватаются за голову, мол, не могу уже смотреть работы ваши. А их много: 300 агентств, 1050 работ.
— По каким номинациям они разделены?
— Ролики, печатная, наружная, радио-, интернет-реклама во всех проявлениях — от сайтов до мобильных приложений, BTL-услуги, маркетинг, эмбиент, нестандартные носители, нейминг, сувениры и подарки, календари. В этом году на всех рекламных конкурсах оценивают также мастерство операторов, сценаристов… Или вообще, например, озвучка крутая, за это теперь тоже можно получить приз. Огорчались раньше, когда не было такой возможности.
— Странно, конечно, что именно в Новосибирске проводится такой интересный фестиваль, в городе, который не славится вообще креативностью в плане рекламы.
С другой стороны, два года назад в Екатеринбурге, до «Восхода, не было ничего почти, сейчас много появляется специалистов. У нас рекламщики «варятся» в своей коммерческой среде, делают какие-то непонятные баннеры и потому, наверное, думают, что их реклама не фестивальная, мол, мы со своими колготками никогда не победим тех, кто делает рекламу для жвачек всего мира… Хотя у нас есть клевая реклама.
— Призы у вас тоже креативные?
— Да, у нас теперь такая вот ванночка, символизирующая купание в креативе. Она, кстати, сделана из инновационного материала в технопарке. Настоящая нано-ванна идей.
Читать также:
Честный фейк
Первый международный фестиваль фейковой рекламы и дизайна пройдёт летом в Горном Алтае.