Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина
«Поэзия путешествия» — это 35 больших шаров для фитнеса и полтора десятка мячиков размером с арбуз, висящих на высоте человеческого роста в просторной тёмной комнате. В центре композиции — галактическое диско-солнце. Оно отбрасывает блики на чёрные стены, создавая эффект мерцающих звезд. Одним словом, космос. На некотором отдалении от космических сфер из резины в воздухе парит миниатюрная Земля.
Тела небесные
— Наша планета стоит особняком от остальных как единственное место во Вселенной, где есть разумная жизнь. Мы, находясь на Земле, можем совершать путешествия сквозь время и пространство — нужно только включить воображение, а лучики света от зеркального шара послужат мостикам между мирами, — объясняла смысл арт-объекта студент-музеолог Елена Бекмансурова, когда зашедшие на выставку горожане переставали кружить среди небесных тел и выстраивались перед произведением искусства.
Выставочный проект Vерста готовился объединёнными силами молодых томских дизайнеров и гуру современного искусства Филиппа Жуйа. Поэтому в экспозиции, кроме Вселенной французского художника, были две работы made in Tomsk — их разместили в холле. Однако ввиду глобальности проекта Жуйа креатив местных талантов заметили не все.
…Из рассказа экскурсовода следует, что перед нами — целая вселенная, созданная художником из Нанта. Что на творчество его вдохновил роман Жюля Верна «Мишель Строгов», в котором описываются девять российских городов, в том числе и Томск. И что никогда не бывавший в Сибири писатель достаточно достоверно воссоздал город золотопромышленников, отражающийся в мутных водах Томи.
Затем побывавшие в «космосе» люди шли смотреть на звезды настоящие — экспозиция расположилась на первом этаже планетария и кроме фантасмагорических путешествий посетителям предлагали ещё две выставки с созвездиями, астероидами и туманностями. Всё обойдя и посмотрев, многие возвращались в «Поэзию путешествия» — например, сфотографироваться.
— Сними меня с шаром, — просит серьёзная брюнетка в строгом костюме своего спутника и обнимает висящий шар, — маме скажу, что мы в космосе были.
Один щелчок — и межгалактическое фото с большой красной планетой в руках готово.
Семь вёрст до небес
Готовить выставку, навеянную единственным историческим романом знаменитого фантаста, начали ещё в январе. Собирали заявки от молодых художников, затем обсуждали их проекты.
— На первом этапе к нам обратились десять дизайнеров, но большинство из них навели справки и пропали, — рассказывает замдиректора краеведческого музея Константин Ширко, — идеями поделились три команды, а до финишной черты дошли двое участников — молодой художник Евгений Белоусов, сделавший десять слайдов о мире Жюля Верна, и две студентки Наталья Комелюк и Ксения Соколова, отметившие на старой кинопленке все девять «Vерст» большого путешествия заглавного героя романа».
А вот сам мастер современного искусства, обещавший лично посетить выставку, сделать этого не смог: Филипп Жуйа был занят обустройством нижегородской музейной ночи. Наброски и эскизы в Томск он привёз заранее, а потом проконтролировал процесс сборки арт-объекта. Специально для него томские коллеги подготовили целый отчёт о развешивании и снятии шаров — уже через три дня экспозицию закрыли, освободив место для новых проектов.
Справка:
Французский художник на томской выставке присутствовать не смог, поэтому процесс создания экспозиции контролировал дистанционно, а потом, довольный результатом, поблагодарил сотрудников томского краеведческого музея: