В чёрной-чёрной комнате

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

«Поэзия путешествия» — это 35 больших шаров для фитнеса и полтора десятка мячиков размером с арбуз, висящих на высоте человеческого роста в просторной тёмной комнате. В центре композиции — галактическое диско-солнце. Оно отбрасывает блики на чёрные стены, создавая эффект мерцающих звезд. Одним словом, космос. На некотором отдалении от космических сфер из резины в воздухе парит миниатюрная Земля.

Тела небесные

1,5 тысячи человек посмотрели «Поэзию путешествия» за три дня.

— Наша планета стоит особняком от остальных как единственное место во Вселенной, где есть разумная жизнь. Мы, находясь на Земле, можем совершать путешествия сквозь время и пространство — нужно только включить воображение, а лучики света от зеркального шара послужат мостикам между мирами, — объясняла смысл арт-объекта студент-музеолог Елена Бекмансурова, когда зашедшие на выставку горожане переставали кружить среди небесных тел и выстраивались перед произведением искусства.

В чёрной-чёрной комнате

В чёрной-чёрной комнате

В чёрной-чёрной комнате

В чёрной-чёрной комнате

В чёрной-чёрной комнате

Выставочный проект Vерста готовился объединёнными силами молодых томских дизайнеров и гуру современного искусства Филиппа Жуйа. Поэтому в экспозиции, кроме Вселенной французского художника, были две работы made in Tomsk — их разместили в холле. Однако ввиду глобальности проекта Жуйа креатив местных талантов заметили не все.

…Из рассказа экскурсовода следует, что перед нами — целая вселенная, созданная художником из Нанта. Что на творчество его вдохновил роман Жюля Верна «Мишель Строгов», в котором описываются девять российских городов, в том числе и Томск. И что никогда не бывавший в Сибири писатель достаточно достоверно воссоздал город золотопромышленников, отражающийся в мутных водах Томи.

В чёрной-чёрной комнате

Прикоснуться к небесному телу хотелось всем, поэтому периодически планеты падали. Сначала смотрители выставки Елена и Борис отправляли свистящие сферы в угол, а потом придумали способ, как возвращать их на орбиту с помощь пилочки для ногтей.

В чёрной-чёрной комнате

Прикоснуться к небесному телу хотелось всем, поэтому периодически планеты падали. Сначала смотрители выставки Елена и Борис отправляли свистящие сферы в угол, а потом придумали способ, как возвращать их на орбиту с помощь пилочки для ногтей.

В чёрной-чёрной комнате

В чёрной-чёрной комнате

Затем побывавшие в «космосе» люди шли смотреть на звезды настоящие — экспозиция расположилась на первом этаже планетария и кроме фантасмагорических путешествий посетителям предлагали ещё две выставки с созвездиями, астероидами и туманностями. Всё обойдя и посмотрев, многие возвращались в «Поэзию путешествия» — например, сфотографироваться.

— Сними меня с шаром, — просит серьёзная брюнетка в строгом костюме своего спутника и обнимает висящий шар, — маме скажу, что мы в космосе были.

Один щелчок — и межгалактическое фото с большой красной планетой в руках готово.

Семь вёрст до небес

Готовить выставку, навеянную единственным историческим романом знаменитого фантаста, начали ещё в январе. Собирали заявки от молодых художников, затем обсуждали их проекты.

— На первом этапе к нам обратились десять дизайнеров, но большинство из них навели справки и пропали, — рассказывает замдиректора краеведческого музея Константин Ширко, — идеями поделились три команды, а до финишной черты дошли двое участников — молодой художник Евгений Белоусов, сделавший десять слайдов о мире Жюля Верна, и две студентки Наталья Комелюк и Ксения Соколова, отметившие на старой кинопленке все девять «Vерст» большого путешествия заглавного героя романа».

В чёрной-чёрной комнате

На сайте краеведческого музея в скором времени появятся все экспонаты «Поэзии времён». Пока туда залита только видео-инсталяция Евгения Белоусова.

В чёрной-чёрной комнате

На сайте краеведческого музея в скором времени появятся все экспонаты «Поэзии времён». Пока туда залита только видео-инсталяция Евгения Белоусова.

А вот сам мастер современного искусства, обещавший лично посетить выставку, сделать этого не смог: Филипп Жуйа был занят обустройством нижегородской музейной ночи. Наброски и эскизы в Томск он привёз заранее, а потом проконтролировал процесс сборки арт-объекта. Специально для него томские коллеги подготовили целый отчёт о развешивании и снятии шаров — уже через три дня экспозицию закрыли, освободив место для новых проектов.


Справка:

Французский художник на томской выставке присутствовать не смог, поэтому процесс создания экспозиции контролировал дистанционно, а потом, довольный результатом, поблагодарил сотрудников томского краеведческого музея:


Филипп Жуйа

«Надеюсь, что новая версия «Ночи в музее» проходит так, как мы того хотели. Я хотел бы выразить огромную признательность за работу, которая была проделана благодаря вашей отзывчивости и вашим усилиям. Надеюсь, что этот опыт останется в нашей памяти как воспоминание о культурном братстве».

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.