«Сибирь и точка»: Большеречье

Текст: Анна Груздева
Фото: Лена Франц
Карта: Катя Шестакова

История под открытым небом

В Сибири, разраставшейся с середины 16 века деревнями и сёлами от Уральских гор до полярного круга, сегодня найдётся немного мест, где сохранился сложный хозяйственный уклад сибирских старожилов. В Большеречье — посёлке городского типа в Омской области, через который проходил Московско-Сибирский тракт, он тоже не сохранился: его сохранили.

Спасибо Фонду Михаила Прохорова за поддержку экспедиций проекта «Сибирь и точка».

С 2006 года здесь работает историко-культурный комплекс «Старина Сибирская» — небольшой, но добротный музей под открытым небом, где можно познакомиться с бытом и традициями наших предков: рассмотреть избу потомственного ямщика, выпить чаю в купеческом доме, узнать историю Московско-Сибирского тракта, поучаствовать в старинных свадебных обрядах. Искренняя и бережная любовь к сибирской старине (пусть и в формате музея), а также находящийся на территории посёлка единственный в России сельский зоопарк делают Большеречье одним из самых интересных мест Омской области.

Форпост на Большой реке

Большеречье располагается на левом берегу Иртыша, в двухстах километрах от Омска. Это старинное сибирское село было основано в 1627 году как военная застава и долгое время называлось «форпост Большереченский № 2546». Его первыми жителями были военные казаки, которые охраняли территорию от набегов кочевников, грабивших русские деревни и угонявших людей и скот. Осёдлых жителей в Большеречье долгое время не было.

После строительства в 1716 году Омской крепости форпост утратил своё оборонительное значение, и тогда бывшую военную территорию, как и всю Сибирь, стали заселять беглые помещичьи крестьяне, староверы, уголовные преступники, стрельцы и просто переселенцы, которые искали богатые пушниной и сырьём земли. Зажиточным селом Большеречье никогда не было.

Основное крестьянское население, переселившееся в Большереченский район из Смоленской, Курской и Витебской губерний, занималось сельским хозяйством, а немногочисленные купцы лишь в начале 20 века стали строить здесь маслодельные и кирпичные заводы, ветряные и водяные мельницы, открывать бакалейные лавки. Да и купцы, как пишут исследователи, «чаще всего являлись выходцами из местного населения, многие из них были малограмотными, поэтому мало чем выделялись из общей среды крестьянства».

У жителей этого сибирского села в прошлые века была отрада: устраивать посреди однообразных крестьянских будней «бегунцы» — бега верхом на лошадях. На Масленицу мужчины и юноши Большеречья соревновались в ловкости и искусстве управлять скакунами прямо на сельских улицах. Победитель забирал себе лошадь, а проигравшие, чтобы заглушить горечь, устраивали весёлые попойки. Со временем разбитные гулянки на всё Большеречье стали одиночными и затяжными, а азартные «бегунцы» превратились у местных пацанов в гонки на «железных конях» — стареньких мотоциклах, поднимающих пыль на всё село. Но, несмотря на то, что советское культурное и архитектурное наследие превратило Большеречье в невыразительный рабочий посёлок, здесь всё ещё можно познакомиться с сибирским бытом и хозяйским укладом конца 18–начала 20 веков, а также увидеть воссозданные и отреставрированные музейными работниками и мастерами «приметы милой старины».

Скрипучая история

В Большеречье располагается одна из наиболее интересных достопримечательностей Омской области — историко-культурный комплекс «Старина Сибирская», состоящий из десяти крестьянских и купеческих домов конца 19–начала 20 веков. На первый взгляд, «Старина Сибирская» выглядит как классический музей под открытым небом, но при знакомстве оказывается архитектурно-историческим порталом в целые эпохи. Выезжая в экспедиции на север Омской области, сотрудники комплекса находят редкие предметы старины, детально восстанавливают не только жилые и хозяйственные постройки, но и условия жизни и быта людей ушедших веков.

Большеречье

В церкви Святого благоверного Александра Невского, построенной в 2005 году, местному священнику на службах помогают дети.

Большеречье

4. Старинные деревянные избы привезены в «Старину Сибирскую» из различных поселений Омской области.

Большеречье

Дом купца Н.Я. Гладкова, 1904 года. Сегодня это административный корпус.

Большеречье

Реконструкция изящной резьбы по дереву на купеческом доме Н.Я. Гладкова.

Большеречье

Большеречье

Дом купца П.Я. Гладкова, 1904 года. Здесь располагается «Обрядовый дом» сектора фольклора.

Большеречье

В торговой лавке купцов Гладковых сегодня можно заказать экскурсию и купить симпатичные сувениры, которые делают местные мастера и мастерицы.

Уже с улицы Советов можно увидеть деревянную церковь Александра Невского, кружевные дома купцов Николая и Петра Гладковых и их каменную лавку, которая использовалась как молочный завод, а теперь является лавкой сувенирной. С конца 19 века на территории будущего Большереченского района, как и во всей лесостепной зоне Западной Сибири, начало бурно развиваться маслоделие. Вот и братья Гладковы своё масло 1 и 2 сортов отправляли на экспорт в Данию и Лондон. Но если купеческие дома можно встретить почти в любом крупном сибирском городе, то реставрированные крестьянские избы — едва ли. Поэтому в «Старине Сибирской» особый интерес представляет одна из старейших построек комплекса: деревянный дом потомственного ямщика Копьёва. Эта постройка является не просто архитектурной ценностью, но отражением целой эпохи.

В середине 18 века в Сибири появилась мощная торговая и жизненная артерия: Московско-Сибирский тракт, который соединил златоглавую столицу с восточными окраинами Российской империи.

Прокладывали тракт вдоль болотистой местности ссыльные крестьяне, которых помещики отправляли в эти глухие места из центральной России. «Построенный на костях» — говорят об этой дороге исследователи. И в летний зной, и в крещенские морозы по Московско-Сибирскому тракту тянулись подводы с купеческими кладями, спешили почтовые тройки с письмами и казёнными бумагами, передвигались редкие путешественники и политические изгнанники: «неугодный» Радищев, «вольнодумец» Чернышевский, декабристы и их жёны. Это масштабное историческое движение по тракту невозможно было представить без ямщика.

Настоящий дом потомственного ямщика, построенный в конце 18 века, сотрудники музея привезли в Большеречье из села Такмык, через которое проходил старый Московско-Сибирский тракт, берущий начало из Тары. Небольшой, но крепкий дом Копьёва встречает скрипучими ступенями и висящим на стене грубым, не стриженным овчинным тулупом, который ямщик выдавал путешественнику. Здесь же стоит и старая расписная дуга для лошади, с колокольчиками.

— Колокольчики подбирали так, чтобы при езде они звучали в унисон, — рассказывает Лариса Амосова, заведующая сектором этнографии музея. — А вот это небольшое колечко на дуге называется «зга». У ямщиков был такой негласный закон: ехать до тех пор, пока это колечко находится в поле зрения. А как только в метель, туман или дождь становилось «ни зги не видать» — ямщик переставал гнать лошадей и вставал на ночлег. Иначе беда.

Большеречье

Дом потомственного ямщика Копьёва, в котором останавливался русский писатель А.Н. Радищев.

Большеречье

Постояльцы в доме ямщика всегда спали на перинах, которые иногда клали в несколько слоёв. Поэтому у кровати хозяева ставили лавку, чтобы гость мог забраться на кровать.

Большеречье

В устойчивом выражении «ни зги не видать» словом «зга» называли небольшое колечко на дуге, по которому ямщики определяли видимость на дороге.

Большеречье

Большеречье

Настоящая крестьянская утварь, найденная сотрудниками «Старины Сибирской» в поселениях Омской области.

Большеречье

В крестьянском амбаре хранили всё самое ценное для семьи: зерно, которое держали в ларях, и муку, которые прятали в сусеках. В амбарах также хранили ступы, берестяные туеса, плетёные и берестяные коробы, с которыми ходили по ягоды и по грибы.

Большеречье

Вид на крестьянский амбар и омшаник — утеплённое углублением в земле для зимовки пчёл.

Мы заходим в дом ямщика Копьёва, пригибаясь: проёмы в избах делали низкими, чтобы сохранить тепло и чтобы гость, перешагивая порог, символически кланялся хозяйке. Комнат в доме всего две. В одной жили хозяева: ямщик и женой спали на печи, дети на полатях (деревянной лежанке под потолком), подростки — на лавках, а девицы на выданье — на сундуках. В небольшую, но светлую горницу хозяева заходили только затем, чтобы навести порядок для постояльцев, остановившихся на ночлег. Детали быта и крестьянская атмосфера воссозданы в доме потомственного ямщика так тонко, что сложно определить, где заканчивается настоящий дом, со своей историей, запахами, сохранившимися в вековых брёвнах, и начинается музей.

Здесь действительно всё, как в старину: убранная подушками кровать с периной в несколько слоёв, в красном углу висит икона Николая Чудотворца, которого ямщики считали покровителем путешественников, по стенам пестрят лубочные картинки и портреты неизвестных людей (зачастую хозяева вешали их только из-за красивой одежды) и небольшое зеркало — признак благосостояния семьи.

В этой комнате, богатой на свой лад, останавливался Александр Радищев, автор «вредного» в екатерининскую эпоху «Путешествия из Петербурга в Москву».

Этот «путешественник поневоле», следовавший по Московско-Сибирскому тракту в Илимский острог, заметил: «Какая богатая страна эта Сибирь, какой мощный край!».

— А это кист?нь, — Лариса Амосова крутит в руках грубый железный предмет и передаёт нам в руки. Тяжёлый. — Такой кистень ямщик обычно возил в рукаве (отсюда и название, от слова «кисть»), и если на него нападали волки или «лихие» люди, поджидающие на дороге «денежных» путников, он защищался.

Большеречье

Долгими зимними вечерами крестьянки в Сибири занимались рукоделием.

Большеречье

Большеречье

В ремесленных мастерских «Старины Сибирской» сегодня восстанавливают старинные ремёсла: ткачество, вязание, художественную обработку бересты, изготовление глиняной традиционной игрушки и народного костюма.

Большеречье

Народным творчеством занимаются как сотрудники музея, так и местные жители.

Большеречье

При желании в Большеречье можно научиться ткачеству, наблюдая за работой местных мастериц.

Большеречье

Большеречье

«Берём приступом один мост, другой, потом третий… В одном месте увязли в грязь и едва не опрокинулись, в другом заупрямились лошади… По лицу Фёдора Павловича, по нетерпеливым движениям, по его молчанию вижу, что он не впервые так бьётся, что бывает и хуже и что давным-давно уже привык он к невылазной грязи, воде, холодному дождю. Недёшево достаётся ему жизнь», — Чехов, ехавший в 1890-м году Тюкалинским трактом на Сахалин в очерке «Из Сибири» посвятил отдельную главу ямщику, с которым проехал 18 вёрст в распутицу и дождь.

В 1812 году, когда Московско-Сибирский тракт работал в полную силу, в Такмыкской слободе насчитывалось 95 ямщиков, а в Большеречье ямщиной занималось не менее 20 крестьянских хозяйств. Но после строительства железной дороги тракт стал терять своё торговое значение, запустел и остался местной почтовой дорогой. Сегодня на территории Большереченского района почти не осталось материальных примет Московско-Сибирского тракта, который Чехов назвал «самой большой и, кажется, самой безобразной дорогой во всём свете».

Рядом с домом Копьёва под навесом бережно собраны старая телега, сани «возок», рыболовецкие снасти. А неподалёку стоит ещё одно ценное и редкое даже для современных деревень жилище: характерная крестьянская изба 19 века, принадлежавшая переселенцу из Курской губернии Ивану Дроздову и его большой семье. Внутреннее пространство реконструировано в ней так же бережно. «Сибиряки-старожилы, независимо от экономического состояния, жили чисто, — говорит местный краевед Анохин о хозяйском укладе того времени, которое хорошо отражается в избе семьи Дроздовых. — Стулья или лавки и шкафы покрашены, окна уставлены цветами, столы покрыты хотя и самодельными, но чистыми скатертями, а полы устланы половиками или «дорожками» из грубой льняной или шерстяной ткани, покрашенными в разные цвета, что придавало им приличный вид».

Но обаяние «Старины Сибирской» заключается не просто в умелом воспроизведении материальных фрагментов ушедшей истории, а в обжитой, одомашненной территории вокруг крестьянских изб и купеческих домов.

Рядом с настоящим амбаром и омшаником (утеплённым углублением в земле для зимовки пчёл) сотрудники комплекса разбивают грядки, держат коз, ведут своё небольшое хозяйство.

Большеречье

В сенях избы.

Большеречье

Для молодожёнов в комплексе устраивают старинные свадебные обряды, совсем не похожие на те, что можно увидеть в городе.

Большеречье

Сибирская баня в музее настоящая, при желании её можно и истопить.

Большеречье

Большеречье

У «Старины Сибирской» есть своё небольшое хозяйство: небольшой огород, козы.

Большеречье

Ежегодно в Большеречье проводится много праздников, один из любимых — «Троицкие хороводы».

Большеречье

— Молодых людей привлекает возможность посмотреть, как жили их предки, — рассуждает Лариса Амосова. — Где они увидят вместе крестьянскую избу и амбар? Людей в возрасте притягивает то, что они жили этим бытом, они это всё помнят. К нам приезжали потомки крестьян Дроздовых (а в этой избе, представьте, жило одиннадцать поколений!), которые, увидев свой дом, заплакали и сказали: «Единственное, чего не хватает в этом доме, так это нашей мамы с пирогами». Мы стараемся не просто перевезти избу и поставить так, как нам вздумается. Мы расспрашиваем старожилов и местных жителей о старом укладе, много работаем с архивами. Уже больше семидесяти деревень исчезло с карты Большереченского района. Мы хотим хоть что-то сохранить. Планируем привезти дом сибирского старожила и дом казачьего сотника.

В «Старине Сибирской» сегодня возрождают и традиционные для Омского Прииртышья ремёсла: ткачество, вязание, художественную обработку бересты, изготовление глиняной традиционной игрушки и народного костюма (в ремесленных мастерских комплекса можно попробовать себя в одном из них). Доброй традицией «Старины Сибирской» являются театрализованные экскурсии с крестьянским угощением, обрядами (особенно популярностью пользуются старинные свадебные обряды), катанием на лошадях, а также проведение праздников «Троицкие хороводы» и «День Ивана Купала».

Живой уголок

В живописном месте речки Большая расположилась ещё одна достопримечательность Большеречья, особенно полюбившаяся детям: единственный в России сельский зоопарк, который, несмотря на свою удалённость от Омска, является довольно крупным в Сибири.

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Пока билетная касса ещё закрыта, а волшебный аппарат не начал крутить для детей розовое облако на палочке — сладкую вату, сотрудники зоопарка убирают в клетках и приносят животным «завтрак». На небольшой зоо-кухне женщины, зачерпывая большими пластмассовыми лопатками овёс и горох, взвешивают корм: здесь всё строго порционно. На деревянных стеллажах стоят большие ящики со свежими булками хлеба и красными яблоками для жителей «аквариума», птиц, копытных… У хищников — свой «холодильник» и своя «кухня».

— Медведь очень дорого обходится по питанию. В день ему нужен килограмм каши, одна булка хлеба, творог, фрукты, молоко, рыбий жир, трава, рыба, в конце концов… —зоотехник Николай Степанович с шумом везёт на своём «вездеходе» — обычной сельской тачке — внушительную металлическую кастрюлю с пятнадцатью килограммами путассу? для медведей. За ним остаётся стойкий запах рыбы.

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Медведи — бурые, барибалы, гималайские — здесь далеко не самые экзотические хищники. Большереченский зоопарк может похвастаться амурским тигром и африканским львом, пумой и леопардом, несколькими видами волков и лис, гамадрилом и задиристыми зелёными мартышками, страусами эму, пираньями и огромным бегемотом.

Всего в местной коллекции более 200 видов и более 2000 экземпляров животных со всего земного шара, из них около 50 видов — «краснокнижные».

Интересно, что Большереченский сельский зоопарк, уступающий красноярскому «Роевому ручью» или Новосибирскому зоопарку разве что по уровню инфраструктуры, вырос из школьного «живого уголка», где дети ухаживали за ежами, черепахами, морскими свинками и хомячками. Постепенно «мелкая» коллекция стала пополняться: охотники принесли в школу раненую косулю, утку, попавшую в сеть, маленького лисёнка и медвежонка-сироту, соседние совхозы подарили ишаков, пони и верблюжат, а в небольшом водоёме поселились лебеди, выведенные из яиц местной птицефабрики. В 1984 году в этом «Зоопарке дома пионеров», как он тогда назывался, насчитывалось уже около 40 видов животных: хищных, копытных и птиц.

Большеречье Зоопарк

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

Зоопарк Большеречье

В 1987 году председатель Большереченского райисполкома Валерий Соломатин (имя которого носит сейчас зоопарк) добился, чтобы разросшийся школьный зоопарк стал полноценным государственным. Теперь «живой уголок» площадью в 9 гектаров ежегодно посещает более 100 тысяч человек, приезжающих со всей Омской области.

— У нас здесь чистый воздух, дышится легко, это все отмечают. Особенно гости из Москвы и Питера, — говорит Наталья Болотова, заведующая информационно-методическим отделом зоопарка. В это время Николай Степанович поливает из шланга чёрных барибалов, облепленных тополиным пухом. — Сейчас в Большеречье уже нет крупных производств, которые загрязняют воздух. Поэтому к нам часто приезжают не только полюбоваться животными, но и отдохнуть от города, суеты, тяжёлого воздуха.


Как добраться

Из Омска в Большеречье можно добраться на личном транспорте, направление — на Север по левобережью Иртыша. Расстояние составит 205 км, а время в пути займёт примерно 3,5 часа. С Омского автовокзала в рабочий посёлок идёт довольно много автобусов, их расписание можно уточнить на сайте или по телефону +7-3812-35-66-88. Телефон справочной автовокзала в Большеречье: +7-38169-2-22-39. Время в пути займёт примерно 5 часов.

Где остановиться

Бюджетный вариант — остановиться в гостинице «Русь», которая находится недалеко от «Старины Сибирской». Сайта у гостиницы нет, поэтому всю информацию по ценам и наличию мест нужно уточнять по телефону +7-38169-21-851. Вариант подороже — расположиться в гостинице историко-культурного комплекса, цены за проживание можно уточнить по телефону +7-38169-2-12-45.

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.