Классное кино

Текст: Анна Груздева
Фото предоставлены комментаторами, кадры найдены на kinopoisk.ru

Когда сентябрьские гладиолусы в вазах засыхают — в школах начинается самое интересное: бесконечные контрольные, драки в школьной столовой, разборки с директором, ежедневные встречи с учителями. Ко Дню учителя мы вместе со старшеклассниками и одним директором посмотрели фильмы о самом непростом школьном предмете – отношениях учеников и учителей. Последних можно любить или ненавидеть, дружить с ними или подкладывать кнопки на стул, но отрицать нельзя: без учителя не состоится ни один урок.


«Класс» (Лоран Канте, 2008 год)

Эта работа, взорвавшая Каннский фестиваль в 2008 году, — не просто фильм о школе. Это миниатюрная модель глобального мира. Несмотря на то, что действие ограничено стенами самой типичной школы на окраине Парижа, мы наблюдаем целый мультикультурный диалог, в котором вспарываются по шву как проблемы современного образования, так и «язвы Европы».

За партами — ершистые арабы, африканцы, китайцы, вьетнамцы, перед доской со скучной темой «спряжение глаголов» — Мсье Марин, молодой учитель французского.

Ему приходится объяснять юным дикарям, что французский язык — не средневековье, а гомосексуализм — не оскорбление; вступать в конфликтные диалоги с чернокожим гангстой Сулейманом; помогать китайцу Вэю, у родителей которого проблемы с эмиграционной службой. И несмотря на то, что хамоватых и ленивых подростков в этом фильме любить абсолютно не за что, Франсуа Марин отчего-то всё равно их любит и ловко сочетает на своих уроках образовательную миссию, политкорректность и умение заставить разговаривать учеников на одном языке. «Класс» Лорана Канте примечателен не только тем, что актуален, но и тем, что балансирует между игровой и документальной реальностями, так что зритель ощущает себя сидящим за партой в шумном классе.


Юля
11 класс

Франсуа очень образованный спокойный человек. Многие учителя на его месте уже давно сбежали бы из этой школы. Дети из криминальных районов не понимают, для чего они ходят в школу, и считают это бессмысленным занятием. Невозможно заставить что-то делать человека, который сам не хочет это делать. Франсуа понимает это и придумывает какие-то методы, чтобы чему-то научить детей. Мне нравится, что он стремится поближе узнать детей, чтобы на уроках обсуждать что-то помимо школьного курса, что-то, связанное с повседневной жизнью детей. Ведь, знаете, просто так давать детям информацию — не лучший вариант, они всё равно будут возмущаться и говорить, что это им не пригодится в жизни. Этот фильм ещё и о профессиональной этике учителя.

«Полу-нельсон» (Райан Флек, 2006 год)

Здесь мы опять попадаем в класс юных колоритных афроамериканцев. Но, в отличие от фильма Лорана Канте, перед зрителем — камерная, тихая, наполненная многозначительными паузами и музыкой школьная драма.

Молодой учитель Дэн, которого обезоруживающе хорошо играет Райан Гослинг, спасается от жизненной запутанности тем, что преподает историю чернокожим подросткам с улиц и периодически потягивает «дурь» в школьном туалете.

С 13-летней ученицей Дрэй, крепкой девушкой с косичками и характером, у них завязывается странная, но, как окажется, необходимая обоим дружба. Режиссер Райн Флек, до этого снимавший документальное кино, уместно следует принципу отстранения: включаем кнопку «Rec» и смотрим жизнь. «Что такое изменения? Это противоположности. Две силы, направленные в разные стороны, но влияющие друг на друга», — рассуждает на своём уроке герой Гослинга. «Полу-нельсон» — нетипичное школьное кино, без наигранности и наставлений — как раз про это. Такие разные школьница-баскетболистка и учитель-одиночка зачем-то друг другу оказываются нужны. И да, кстати, здесь потрясающий финал.


Катя
11 класс

Дэн — очень неоднозначная личность: с одной стороны добрый, умный человек, с другой — раб пагубного пристрастия к наркотикам. Он не совсем типичный учитель: умеет заинтересовать своих учеников и общается с ними практически на равных. Есть в нём то, что очаровывает лично меня, — это живое мышление, стремление к поиску. Он даёт понять детям, что история — это не просто даты, а учит их думать, размышлять, да и сам всё ещё ищет себя, пытается жить осмысленно, пытается измениться к лучшему. И финал фильма оставляет надежду на то, что у него всё получится.

«Общество мёртвых поэтов» (Питера Уир, 1989 год)

Этот фильм о подростках из закрытого колледжа Уэлтон в свое время собрал тысячу и один приз: «Сезар» за «лучший фильм на иностранном языке», «Оскар» за лучший сценарий, награды Британской киноакадемии. Пересматривая картину, понимаешь, за что всё это: кажется, в мире совсем не осталось таких учителей как Джон Китинг.

Питер Уир любовно нарисовал нам тип доброго и умного интеллигента в мешковатом костюме, который даже будущим первым лицам Америки может привить истинную любовь к английской литературе, человечности и высоким нравственным материям.

Никогда еще Америка 50-х не была так идеалистична, с этой увлечённостью юных мальчиков поэзией, театром и жизнью. А комик Робин Уильямс, встающий перед учениками на учительский стол и играющий с мальчишками в футбол на залитом солнцем школьном дворе, так серьёзен.


Руслан
10 класс

У героя Робина Уильямса необычный способ преподавания, на уроке он всякими разными способами пытался привлечь внимание учеников, чтобы им было не скучно. Учитель должен быть не строгим, но в тоже время не давать ученикам расслабиться. А здесь ещё показано, как преподаватель может вдохновить. Нетривиальный способ преподавания отталкивает от Китинга других учителей. Конечно, не каждому учителю понравится, когда из книги приказом коллеги вырывают страницы.

«Эксперимент 2: Волна» (Деннис Ганзель, 2008 год)

Эта стильная и динамичная картина, получившая в 2008-м номинации на «Санденс» и «European Film Awards», основана на реальном школьном эксперименте. Преподаватель американского колледжа Рон Джонс пытался показать уче¬никам, откуда берётся фашизм на своём дополнительном предмете «Автократия».

В фильме немецкие школьники не верят учителю Райнеру Венгеру, что в современной Германии можно вновь установить диктатуру, ведь для этого они «слишком образованны».

Тогда «Господин Венгер» пересаживает учеников, заставляет отвечать стоя и только после разрешения, вводит униформу в виде джинсов и белой сорочки. И вот уже один из старшеклассников придумывает эмблему движения «Волна», другой создаёт сайт, третий делает наклейки, которые все с азартом расклеивают по городу. Фильм Деннса Ганзеля тоже кажется как будто игрой, пока в какой-то момент драма о мелких школьных перипетиях, ученических страхах и сомнениях, преподавательском самолюбии и как будто невинном азарте манипуляции не выстреливает пугающим финалом: «нельзя просто так взять и закончить фашистский эксперимент».


Оля
10 класс

Мне нравится учитель Райнер. Он знает, как заинтересовать учеников, мотивировать. Видно, что «Волна» и эксперимент им интересны. Всё хорошо, если закрыть глаза на то, что учитель не думал об ужасных последствиях своих уроков.

«Директор» (Кристофера Кейн, 1987 год)

Картину о том, как Джеймс Белуши в роли директора умеет устанавливать коммуникацию с агрессивными чёрными школьниками, комментирует… директор.


Рустам Байбурин
директор школы

Фильм добротный и мотивирующий, но при этом утопичный.

Решительно непонятно, как в школе, населённой наркоманами и уголовниками, мистер Латимер остаётся жив после первой же серьёзной конфронтации с ними.

Есть мнение, что школа не такая уж и плохая, а бандиты (часть из которых даже не сопротивляется, когда их ведут за шкирку в кабинет директора!) просто местное хулиганьё. Эдакая «республика ШКИД».

Упорство, смелость и мотивация героя Джеймса Белуши достойна всяческих похвал, он ведёт себя как настоящий лидер, который пытается сдвинуть давно заржавевший паровоз. Однако совершенно неясно, благодаря чему в самом Рике Латимере проснулись все эти великолепные качества, если до сего момента вся его жизнь планомерно катилась под откос — бардак дома, вечерние попойки в баре, развод с женой, увольнение с работы. И даже во фразу «мне нечего терять» не получается поверить, слишком просто.


«Учитель на замену» (Тони Кей, 2011)

Генри Бартс, учитель английского, долго не задерживается ни в одной школе. Его принцип — только временно заменять и не привязываться ни к ученикам, ни к коллегам, ни к шумным школьным коридорам. Очередная школа — очаг депрессии и деградации: учителям здесь плюют и хамят прямо в лицо, на директрису давят чиновники, и вообще местные работники больше похожи на пациентов клиники для душевнобольных. Тони Кей бескомпромиссно рассказывает про концентрацию отчаяния в обычной школе. Поэтичная драма, где Эдриан Броуди играет учителя со сложной историей, сдающими нервами и терзающимся сердцем.


Вероника
11 класс

Если присмотреться к обычной провинциальной школе, то очень многое так и есть.
1 комментарий к статьеДобавить
  1. Очень жаль, что не смотрели советские фильмы
    Доживем до понедельника
    Ключ без права передачи
    и пр. и пр.

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.