Текст: Анна Груздева
«Орда» режиссёра Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова с первых премьерных показов на Московском кинофестивале оказалась на осадном положении. Да, МФК одарил её щедрыми фестивальными дарами за режиссуру и актёрскую игру, но в «Орду» сразу же полетели раскалённые стрелы части кинокритиков, обвиняющих создателей то в русофобстве, то в русофильстве, то в унижении татарской нации.
Идеологически фильм подставило и продюсирование «Орды» компанией «Православная энциклопедия», что при пошатнувшейся репутации РПЦ развязало руки воинственному зрителю и позволило сразу же навесить ярлык фильма-агитки. Но, несмотря на эти постпремьерные баталии, попытка Прошкина и Арабова работать с такими высокими и одновременно тонкими материями, как история Золотой Орды и житие русского святого, выглядит похвально. Хотя бы потому, что это заведомо скользкая дорожка.
Из подобных современных фильмов, заслуживших одобрительный зрительский кивок, выделяется, пожалуй, «Остров» Павла Лунгина. «Царь», «1612», «Поп» и другие летят в тартарары. С «Ордой» же не всё так просто.
История митрополита Алексия (Максим Суханов), посланного царём исцелять от внезапной слепоты властолюбивую ханшу Тайдулу (Роза Хайруллина) во имя спасения Московии, разворачивается в основном в Орде. И здесь видно, что вся съёмочная команда буквально ушла в отрыв! От дикого Востока пахнет потом, степной пылью, жирным бараньим мясом и сладким арбузом, лошадиной кровью и раскалённой атмосферой коварной и бесчестной борьбы за ханский престол. Сцены, снятые в специально построенном для съёмок городе Сарай-Бату – ужасно красивые и изощрённые, как сложно и богато расшитая ткань. Сильный художник-постановщик Сергей Февралев, Арабов и Прошкин, скрупулезно изучавшие литературные документы эпохи, археологические раскопки и музейные архивы, конечно, вывели наше кино в этой части «Орды» на новый эстетический уровень (хотя при бюджете в 12 миллионов долларов грех было бы этого не сделать). А обезоруживающая игра Розы Хайруллиной («лучшая женская роль» на МФК-2012) добавляет сценам в Сарай-Бату такой темперамент и силу, что после показа перед глазами ещё долго стоит ее скуластое выбеленное лицо.
Вообще, в отношении трактовки жития с самого начала чувствуются метания Прошкина и Арабова. Они явно не «загорелись» историей Алексия, что не позволило её поднять или хотя бы вытянуть. К тому же, по ощущениям, создатели пытались сохранить идеологический нейтралитет, как бы стесняясь, что фильм до последнего кадра может пропахнуть ладаном. Но вышло хуже: на фоне уместных и красивых сцен, вроде тихого молитвенного монолога Алексия в начале, с силой средневековой пушки внезапно и громко выстреливает религиозный пафос. И тогда сложно сотканное кинополотно оборачивается однотонной и прозрачной материей.
Досадная проблема ещё и в том, что камерный и интимный парафраз жития Святого Алексия, который, как самый обычный смертный проходит через веру, отчаяние, самопожертвование и подвиг, не находит смысловых точек соприкосновения со звонкой, как сабля, и масштабной историей об ордынской жажде власти, войны и зрелищ. Нити не переплетаются.
«Орда»
Россия, 2012
Режиссер: Андрей Прошкин
В ролях: Максим Суханов, Андрей Панин, Александр Яценко, Юрий Пронин, Роза Хайруллина и др.
Ещё про кино:
В тихом омуте
Экранизация романа Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» вышла в кинопрокат. Почему стоит или не стоит смотреть нетривиальную школьную драму из девяностых — в рецензии Анны Груздевой.
Как пережить «Жить»
Кинокритик Алексей Ларин пытается разобраться, чем на этот раз удивит человек, чьи фильмы смотреть обычно очень страшно.