…такова и «Орда»

Текст: Анна Груздева

«Орда» режиссёра Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова с первых премьерных показов на Московском кинофестивале оказалась на осадном положении. Да, МФК одарил её щедрыми фестивальными дарами за режиссуру и актёрскую игру, но в «Орду» сразу же полетели раскалённые стрелы части кинокритиков, обвиняющих создателей то в русофобстве, то в русофильстве, то в унижении татарской нации.


Идеологически фильм подставило и продюсирование «Орды» компанией «Православная энциклопедия», что при пошатнувшейся репутации РПЦ развязало руки воинственному зрителю и позволило сразу же навесить ярлык фильма-агитки. Но, несмотря на эти постпремьерные баталии, попытка Прошкина и Арабова работать с такими высокими и одновременно тонкими материями, как история Золотой Орды и житие русского святого, выглядит похвально. Хотя бы потому, что это заведомо скользкая дорожка.

Наш зритель не любит ни русского, ни безграмотно сотканного исторического, ни православно-ориентированного кино.

Из подобных современных фильмов, заслуживших одобрительный зрительский кивок, выделяется, пожалуй, «Остров» Павла Лунгина. «Царь», «1612», «Поп» и другие летят в тартарары. С «Ордой» же не всё так просто.

История митрополита Алексия (Максим Суханов), посланного царём исцелять от внезапной слепоты властолюбивую ханшу Тайдулу (Роза Хайруллина) во имя спасения Московии, разворачивается в основном в Орде. И здесь видно, что вся съёмочная команда буквально ушла в отрыв! От дикого Востока пахнет потом, степной пылью, жирным бараньим мясом и сладким арбузом, лошадиной кровью и раскалённой атмосферой коварной и бесчестной борьбы за ханский престол. Сцены, снятые в специально построенном для съёмок городе Сарай-Бату – ужасно красивые и изощрённые, как сложно и богато расшитая ткань. Сильный художник-постановщик Сергей Февралев, Арабов и Прошкин, скрупулезно изучавшие литературные документы эпохи, археологические раскопки и музейные архивы, конечно, вывели наше кино в этой части «Орды» на новый эстетический уровень (хотя при бюджете в 12 миллионов долларов грех было бы этого не сделать). А обезоруживающая игра Розы Хайруллиной («лучшая женская роль» на МФК-2012) добавляет сценам в Сарай-Бату такой темперамент и силу, что после показа перед глазами ещё долго стоит ее скуластое выбеленное лицо.

Мученическая же история из жития Святого Алексия, которого татары называют «колдуном», до обидного не прозвучала. Духовный подвиг русского священника по энергетике не смог сравняться со страстной любовью создателей к татаро-монгольскому мифу.

Вообще, в отношении трактовки жития с самого начала чувствуются метания Прошкина и Арабова. Они явно не «загорелись» историей Алексия, что не позволило её поднять или хотя бы вытянуть. К тому же, по ощущениям, создатели пытались сохранить идеологический нейтралитет, как бы стесняясь, что фильм до последнего кадра может пропахнуть ладаном. Но вышло хуже: на фоне уместных и красивых сцен, вроде тихого молитвенного монолога Алексия в начале, с силой средневековой пушки внезапно и громко выстреливает религиозный пафос. И тогда сложно сотканное кинополотно оборачивается однотонной и прозрачной материей.

Досадная проблема ещё и в том, что камерный и интимный парафраз жития Святого Алексия, который, как самый обычный смертный проходит через веру, отчаяние, самопожертвование и подвиг, не находит смысловых точек соприкосновения со звонкой, как сабля, и масштабной историей об ордынской жажде власти, войны и зрелищ. Нити не переплетаются.

«Орда»
Россия, 2012
Режиссер: Андрей Прошкин
В ролях: Максим Суханов, Андрей Панин, Александр Яценко, Юрий Пронин, Роза Хайруллина и др.


Ещё про кино:

В тихом омуте
Экранизация романа Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» вышла в кинопрокат. Почему стоит или не стоит смотреть нетривиальную школьную драму из девяностых — в рецензии Анны Груздевой.


Как пережить «Жить»
Кинокритик Алексей Ларин пытается разобраться, чем на этот раз удивит человек, чьи фильмы смотреть обычно очень страшно.


1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.