«Оскар» как предчувствие

Текст: Анна Груздева
Фото: kinopoisk.ru

Премия «Оскар» — это всегда своеобразная лотерея, где легко ошибиться в прогнозах и ставках. Но в отношении этого года можно сказать наверняка: все номинированные фильмы, какие бы награды они ни получили на церемонии 2 марта, практически не способны разочаровать зрителя.

Мы решили оценить шансы тех картин, на которые делают ставки букмекеры и возле которых разгорается основная интрига. За пределами обзора остались «фильмы на иностранном языке» (не все они выходили в российский прокат) и анимационные фильмы, где основная интрига — между «прощальным» Миядзаки и сладким Диснеем. Полный список финалистов можно найти, например, здесь.


«12 лет рабства» Стива Маккуина (9 номинаций)

Фильм британского концептуалиста, снявшего радикальные картины «Голод» и «Стыд», — один из главных претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм». В основе картины — описанная в мемуарах история свободного афроамериканца Соломона Нортапа, примерного семьянина и скрипача, которого обманом продают в рабство в Луизиану. Его унизительная «одиссея» длится 12 лет.

Режиссёр не раз говорил, что для истории США история Соломона Нортапа имеет такое же значение, как «Дневник Анны Франк» для Европы.

Поэтому он и снял «12 лет рабства» в эпическом ключе: картина похожа на большой роман о разоблачении ужасающей и постыдной практики рабства через историю страдания благородного «нигера». Безусловно, нужный и важный роман от кинематографа, идущий в связке с предыдущими участниками «Оскара» — «Джанго освобождённым» Квентина Тарантино и «Линкольном» Стивена Спилберга. Но, обращаясь к болезненной для США теме, фильм остаётся довольно прямолинейным: «белые» (их играют Бенедикт Камбербатч, Пол Дано, Майкл Фассбендер) — беспощадные угнетатели и тираны, «чёрные» (роль Соломона психологически ёмко исполняет Чиветель Эджиофор) — страдальцы. Да, в этом есть историческая правда, но это до обидного упрощает работу режиссёра. Стив Маккуин не ищет для «12 лет рабства» сложных путей, но умело рассказывает драматическую историю чернокожего интеллигента на фоне хлопковых полей Луизианы, со свистом хлыста, щемящим «чёрным» пением и цитатами из Библии. «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм/драма» картина уже взяла; вероятно, исторический жест оценит и Киноакадемия, а Майкл Фассбендер поборется за «мужскую роль второго плана» с Джаредом Лето и Бредли Купером.


«Гравитация» Альфонсо Куарона (10 номинаций)

Сомневаться в том, что фильм Альфонсо Куарона получит награды за операторскую работу, визуальные и звуковые эффекты, практически не приходится. «Гравитация», полностью смоделированная на компьютере и снятая многократным номинантом на «Оскар» оператором Эммануэлем Любецки, — это головокружительное погружение в открытый космос, холодный и завораживающий. К тому же на куароновскую метафизику пространства прекрасно работает технология 3D.

Но «Гравитация» имеет большой шанс получить и награду за режиссуру, потому что Альфонсо Куарон превращает напряжённый космический блокбастер в камерную, интимную драму, открывающую новые горизонты в теме столкновения человека и космоса.

Он выпускает новичка-инженера по медицинской технике Райан Стоун (Сандра Буллок) и опытного астронавта-юмориста Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) в безвоздушное пространство, полное пугающей тишины и космического смертоносного мусора, одиночества и страха. «Гравитация» — драма про выживание и философское высказывание о том, как человек экзистенциально связан с землёй притяжением, и как ему по-настоящему чужд космос. Иногда, правда, Куарон добавляет фильму ненужной сентиментальности: плавающие в невесомости слёзы Сандры Буллок кажутся в этой монументальной работе мелким голливудским ходом. Но это не мешает «Гравитации» быть настоящим, близким к физическому переживанием, уникальным для современного приземлённого кинематографа. Сандра Буллок, номинированная на «лучшую женскую роль», помогает этому переживанию по-ветерански уверенно, но без интересных актёрских оттенков.


«Капитан Филлипс» Пола Гринграсса (6 номинаций)

В основе картины режиссёра Пола Гринграсса — реальная история о том, как сомалийские пираты пытались захватить американское грузовое судно «Маерск Алабама» в 2009 году. Снявший в своё время политически заострённые фильмы «Кровавое воскресенье» и «Последний рейс», а потом обратившийся к кассовым «Борнам», Пол Гринграсс снова повернулся к реальному миру и представил зрителю корабельный триллер с Томом Хэнксом в главной роли.

«Капитан Филлипс» вполне может быть оценён за звуковые эффекты и монтаж: сцены захвата огромного судна тощими сомалийскими пиратами сняты динамично и как будто в режиме реального времени, а намеренно дёрганый монтаж передаёт ситуацию паники и океанской тряски на волнах.

Этого, а также крепкой, но ожидаемой игры Тома Хэнкса и более интересной — «пирата» Баркхарда Абди (номинация на «лучшую роль второго плана») хватает, чтобы держать зрителя в напряжении все два часа. «Капитан Филлипс» Гринграсса также номинирован на «лучший фильм», и в каком-то смысле он перекликается с картиной Маккуина «12 лет рабства». В основе обеих работ — героическая история одного человека (герой Хэнкса ради спасения своей команды становится заложником пиратов), а вокруг неё — люди, воплощающие извечную дихотомию добро-зло (у Гринграсса это сомалийцы и силы ВМФ). Но ужасы рабства, скорее всего, покажутся членам Киноакадемии более весомой темой, чем мелкий случай океанского терроризма. Хотя сюрпризы не исключены.


«Небраска» Александра Пейна (6 номинаций)

На фоне эффектных эпических картин «Небраска» Александра Пейна смотрится неброско и скромно, хотя в её копилке — шесть главных номинаций, в числе которых «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучший сценарий», и все она достойна получить. Александр Пейн снял семейное роуд-муви: неспешное, чёрно-белое, по-чеховски тонкое и очень человечное. Его история — про страдающего Альцгеймером и к тому же выпивающего старика Вуди Гранта (его уверенно, но не без скуки играет Брюс Дерн), который однажды получает рекламную листовку о том, что стал миллионером, и решает отправиться за выигрышем из Монтаны в соседнюю Небраску. Сын подыгрывает Вуди и отправляется в странное путешествие. По сути — не за мифическим выигрышем, а за утраченными тёплыми отношениями с отцом, воспоминаниями и потерянными фактами биографии причудливого старика.

Пейн затрагивает в «Небраске» классическую тему американской мечты, но смотрит на неё с провинциального угла: через невзрачную глубинку, усеянную скучными домами и населённую «маленькими людьми»; живыми, нелепыми и смешными.

Это самый человечный фильм из всего оскаровского списка, с остроумным сценарием, убедительными актёрскими работами и неуютной для Голливуда сентиментальностью. Вероятно, чёрно-белая лента потеряется среди громких кинематографических выхлопов, но в случае с «Небраской» приятно будет ошибиться.


«Афера по-американски» Дэвида О. Рассела (10 номинаций)

Новый фильм Рассела про аферистов, которых ФСБ использует для разоблачения коррумпированных чиновников, уже взял «Золотой глобус» за «лучший фильм (комедию или мюзикл)», а статуэтки за женские роли достались Дженнифер Лоуренс и Эми Адамс.

Вероятно, в «Афере по-американски» киноакадемики оценят именно актёрские работы, которые здесь интереснее немного сумбурной, хотя и вдохновенной режиссуры.

Несмотря на то, что «отчаянная домохозяйка» Дженнифер Лоуренс в прошлом году уже получила награду за лучшую женскую роль у того же Рассела в картине «Мой парень — псих», в этом году она вполне может составить конкуренцию Джулии Робертс в соревновании за «второй план» (Робертс номинирована за роль Барб в фильме Джона Уэллса «Август»). А Брэдли Купер окажется серьёзным соперником Джареда Лето («Далласский клуб покупателей») в соответствующей мужской номинации. «Афера по-американски», пожалуй, не самый сильный фильм Дэвида О.Рассела, зато он снят с большим драйвом и незамеченным точно не останется: одни только ноги Адамс и декольте Лоуренс чего стоят.


«Далласский клуб покупателей» Жан-Марка Валле (6 номинаций)

Этот фильм, пожалуй, один из основных претендентов на «лучший фильм» и мужские роли первого и второго планов. Мэтью Макконахи играет здесь борющегося со СПИДом «ковбоя до мозга костей» Рона Вудруфа, гомофоба, любящего родео и сексуальные утехи. Как и с героем, с актёром в фильме происходит своеобразное перерождение: Макконахи выдаёт не схематичного ковбоя, но живого, неоднозначно хорохорящегося мужика, который столкнулся со страхом смерти и отчаянно пытается выжить назло диагнозу.

Высушенный, не-комедийный, не-сладкий Макконахи, похудевший для роли на 20 килограммов, кажется, только и играл грубых циничных ковбоев. Джаред Лето в роли транссексуала составляет ему здесь вполне достойную компанию — за этим дуэтом невероятно интересно наблюдать.

Не зря актёры уже отхватили «Золотые глобусы». Духоподъёмный фильм Жан-Марка Валле с социальной проблематикой и волевым героем в центре истории (фильм основан на реальных событиях), также может обойти «12 лет рабства» и стать фильмом года. Лично меня эта перспектива радует.


«Филомена» Стивена Фриза (4 номинации)

Как и «Небраска», довольно скромный претендент на «лучший фильм». «Филомена» — пусть и драма по сути, но ненавязчивое, абсолютно зрительское кино. В его основе лежит реальная история пожилой ирландки, которая в юности родила сына и была отправлена родителями в монастырь «за грехи», где мальчика усыновили американцы. С помощью журналиста Мартина Сиксмита (Стивен Куган) ей удаётся выйти на след потерянного ребёнка. У Джуди Денч номинация на «лучшую женскую роль».

«Филомена», где есть и неглупый юмор, и напряжённые диалоги верующего с атеистом, и историческая подоплёка, успешно увиливает от мелодраматизма в сторону глубокой драматичной истории — ненавязчивой, понятной, но задающей важные вопросы об обществе и вере.

Этот фильм не кричит о себе, не пытается манипулировать зрителем и поэтому, скорее всего, не будет особо обласкан киноакадемиками. Зато он обречён понравиться публике.


«Жасмин» Вуди Аллена (3 номинации)

Хотелось бы рассуждать о том, что Джуди Денч вполне заслуживает «Оскара» за проникновенную игру в «Филомене», если бы не щемяще-надрывная игра Кейт Бланшетт в «Жасмин». Бланшетт уже взяла «Золотой глобус» за роль нервной светской дамы, она же и самый вероятный победитель «Оскара» в номинации «лучшая женская роль».

В картине Вуди Аллена актриса то пьёт горстями ксанакс и истерит, то одним мимическим движением передаёт сложные психологические нюансы героини, а то и вовсе выстреливает спокойными, но болезненными монологами в провинциальной забегаловке или на скамейке в парке.

Её главная соперница в номинации — Мэрил Стрип, чья игра в картине Джона Уэллса «Август» высоко оценена критиками. Но, учитывая, что Стрип — обладательница уже трёх золотых статуэток, академики, вероятно, всё же наградят Бланшетт.


«Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе (5 номинаций)

Обласканный критиками новый разнузданный фильм Скорсезе основан на реальной истории брокера Джорджа Белфорта, который после «чёрного понедельника» 1987 года открывает свою мошенническую контору, торгующую дешёвыми акциями.

Маститый режиссёр пускается здесь во все тяжкие: вместо обличительного жеста в адрес жадного капитализма, Скорсезе выдаёт его объёмный карикатурный образ, делая историю о взлёте и падении Белфорта настоящей комедией с офисными оргиями, кокаином и денежным безумием.

На фоне эпических картин этого года полуголый и абсурдный «Волк с Уолл-Стрит», наверное, смотрится в глазах академиков не слишком драматично. А вот Леонардо ДиКаприо вполне может взять золотую статуэтку за «лучшую мужскую роль». Во-первых, его Джордж Белфорт вышел жалким мошенником и великим Гэтсби одновременно. Во-вторых, ДиКаприо за всю свою карьеру не получал ни одного «Оскара», и сейчас заслуженно полученный им «Золотой глобус» как бы намекает.


«Она» Спайка Джонса (5 номинаций)

Нежная футуристическая мелодрама Спайка Джонса, в отличие от всех других картин-финалистов «Оскара», рефлексирует не прошлое, а будущее. Главный герой Теодор (удивительно перевоплотившийся после «Мастера» Хоакин Феникс) живёт в идеальном мегаполисе, работает в компании «Письма от руки» и носит в кармане уютной одежды умную операционную систему, которая может думать, чувствовать и в которую невозможно не влюбиться.

Ещё бы — новинка разговаривает голосом Скарлетт Йоханссон, правда, российские прокатчики частично убили магию картины, показав её без субтитров.

Для Спайка Джонса это первая режиссёрская работа, в основе которой лежит его же оригинальный сценарий. Фильм мог бы претендовать на «лучший сценарий», но ему, кажется, не хватает головоломок и оригинальных ходов, какие были у Чарли Кауфмана, сценарии которого экранизировал Джонс до этого («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»). Если попробовать залезть в голову киноакадемикам, «Лучший фильм» тоже не слишком маячит на горизонте Джонса: актуальная картина о коммуникациях и новых попытках человека хоть немного приблизиться к счастью и забыть об одиночестве смотрится неоправданно мягко на фоне героических и исторических кинофильмов.


Читать также:


Двенадцать друзей «Оскара»
Анна Груздева проводит ревизию номинантов на «Оскар»-2013 и раздаёт предполагаемые награды. Напомним, что новосибирцам повезло и вспомнить всё можно на этой неделе в кинотеатре «Победа».


Двенадцать друзей «Оскара»
Анна Груздева проводит ревизию номинантов на «Оскар»-2013 и раздаёт предполагаемые награды. Напомним, что новосибирцам повезло и вспомнить всё можно на этой неделе в кинотеатре «Победа».


Фильмы осени
В конце сентября на экраны кинотеатров вышли по меньшей мере три фильма, которых не зря ждали зрители и критики. «Пленницы», «Малавита» и «Жасмин» в обзоре Анны Груздевой.


Жара по-американски
Фильм «Август», в котором снялось столько народных и заслуженных артистов Голливуда, сколько может уместиться за одним обеденным столом, вышел в широкий прокат сегодня. Рецензия Семёна Панина.


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.