Текст: Анастасия Тихонова
Фото: Сергей Ятмасов; фото с выставки — СЦСИ.
Василий Слонов, чью персональную выставку со скандалом закрыли на пермских «Белых ночах» за цикл работ «Сочи-2014», в одночасье стал самым известным сибирским художником. Теперь ему пишут письма и звонят из международных изданий, а его работы ждут сразу на нескольких выставках и номинируют на премии. Художник рассказал корреспонденту «Сибурбии», что он сам думает о такой славе, реакции чиновников и дальнейшем будущем.
Про «Соединённые штаты Сибири»
В 2012-м году эту выставку уже показывали на «Белых ночах». Тогда в её составе тоже были эти мои работы, и никаких нареканий не вызвали, хотя их видели и некоторые из тех чиновников, которые сейчас делают по телевизору строгие выражения лиц. Наверное, потому, что тогда эта тема была всё-таки менее актуальна.
В январе 2013-го года выставку, уже в расширенном формате, показали в Новосибирске. Посещаемость была хорошая, поэтому в марте 2013-го года её вывезли на «Винзавод». С моими работами на «Винзаводе», кстати, забавный случай произошёл: один из зрителей попытался украсть топор. Конечно, у него ничего не получилось — охранники отреагировали быстро, подбежали, забрали. Хотя если бы я там был, то я за такой поступок ему бы подарил этот топор, конечно. На «Винзаводе» тоже было всё в порядке с посещаемостью, поэтому эту выставку захотел видеть у себя Санкт-Петербург, есть такой лофт «Этажи», вот там она сейчас и находится. И пользуется популярностью — до скандала, мне рассказывали, было около тысячи посетителей в день. Сколько сейчас — не знаю.
Про коллег по СШС
Все в этой выставке сильные, все молодцы. Спрашивать кто лучше-хуже вообще смысла нет, это как в музыкальном коллективе оценивать, кто лучше — басист или барабанщик.
Её, вот, кстати, взяли на Московскую биеннале 2013. Для России это, пожалуй, потолок, высшая оценка уровня выставки. Ещё, я слышал, «Соединенные Штаты Сибири» звали в Лондон, возможно, они будут выставляться в Нью-Йорке и в Праге. Мировое турне получится. Правда, вот в Красноярске из-за чиновников, боюсь, её могут и не показать.
Про «Белые ночи»
А параллельно с «Соединёнными штатами» в «Этажах» мне предложили сделать на «Белых ночах» в Перми персональную выставку, пообещали миллион зрителей, ну какой художник от этого откажется? А надо, чтобы обе выставки были полноценными, поэтому мне пришлось за месяц где-то продублировать многие работы сочинского цикла — топоры эти, стальные кокошники, ещё несколько. Я отдал кураторам обеих выставок всё это, сказал «Решайте сами, на какой выставке будут оригиналы, на какой — дубликаты». Ну и кроме сочинского цикла в Пермь довольно много работ ушло — мозг на костылях, соломенная пушка, ещё разные. Они хотели и «Достоевского» забрать, но я как представил эти полтонны, 20 коробок книг здесь разбирать, туда перевозить, там собирать, потом обратно всё, и подумал: «Да ну его нафиг!» Так что «Достоевский» остался в Красноярске. Но там и без него хватило, конечно.
«Белые ночи» — это очень круто, невозможно ни с чем сравнить. Там целый фестивальный город, очень навороченное всё, охренительное. По сравнению с ним Саянское Кольцо — это вечеринка в сельском клубе. Так вот, на «Белых ночах» павильон с моей выставкой находился на «великом шёлковом пути», мимо не пройдёшь — тем более, что там пушка соломенная снаружи стояла. И туда сразу же много народу пришло, стали всё брать, фотографироваться, так что смотрительницам даже пришлось цепочки поставить. А я своё дело сделал — выставку открыл и улетел обратно. И здесь мне сказали, что открытие выставки в Барнауле перенесли с 12-го на 8-е, и ковёр-паровоз заявленный теперь нужно доделать за три дня. Я договорился, чтобы мне дали помощников, мы там с ними доделывали чуть ли не сутками, и тут мне звонят… да вот ты, кстати, и звонишь про всю эту историю! А я тогда был и не в курсе вообще: какое закрытие выставки, какой скандал, чёрт его знает — у меня тут паровоз.
Она-то и рассказала мне, что там было: как какой-то чиновник не справился с эмоциями, потому что Олимпийский огонь провозили через Пермь, как у него сработал синдром начальника и выставку закрыли.
Приехали сразу СМИ, федеральные каналы это освещать, осаждают куратора Лену Олейникову, просят дать контакты мои. Я тогда попросил её номер телефона никому не давать, пока ковёр-паровоз не доделаю. А то надо ж разобраться в ситуации прежде чем говорить что-то, ведь мало ли, что ляпнешь, доказывай потом, что ты имел в виду. А мне было некогда всё выяснять.
Вот буквально на днях из «Шпигеля» звонили, и девушка там меня спрашивала на ломаном немецком, а я ей на таком, знаешь, «дикторском» русском рассказывал про эту историю. Радио BBC звонило. Ну и местные телеканалы. Но там короткие комментарии везде, мне же некогда последнее время.
Про реакцию народа
Потом ещё были всякие события, например, двадцать два спортсмена Прикамья написали открытое письмо в Министерство культуры в поддержку закрытия выставки. Но, с другой стороны, мне спортсмен, который 20 лет в спорте, написал, что как ни печально, но всё так, как я нарисовал. И в Сочи у меня теперь много поклонников, письма пишут оттуда с добрыми словами. Они же там ближе, видят эту всю подготовку к Олимпиаде. Мне вообще сейчас очень много писем приходит.
Про дальнейшую судьбу выставки
Когда меня про всю эту историю спрашивали, я отшучивался, что, мол, это завеса развода Путина, информационный вброс, который мне заказали. И я шутил так до тех пор, пока выставку мою не увезли в Минкульт в Перми. Усыпили бдительность Гельмана: сначала сказали, дескать, мы сейчас заберём, а когда вы будете готовы открыться в другом помещении, мы отдадим, лишь бы не в фестивальном городке. А потом, когда помещение нашлось, то работы отказались отдавать, на дыбы встали. С самими работами всё в порядке, Лена ездила туда, проверяла, всё в целости и сохранности. Просто их не отдают выставлять ни в какую. В принципе, у них есть такое право, наверное, они же финансировали мероприятие. Однако Гельман придерживается чёткой позиции: чиновники не должны диктовать художникам. И он тоже пошёл на принцип, сказал «Выставка будет обязательно!» и запросил у меня разрешения распечатать работы с фотографий и повесить распечатки. Я разрешил, конечно. Не знаю, как там дальше ситуация развивается.
А в тот павильон, откуда увезли мои работы, поместили выставку хороших художников «Новый Барбизон». И они повесили там плакат: «Мы против закрытия выставки художника Слонова! Вася, Израиль с тобой!» И, хотя к их собственному творчеству претензий ни у кого не было, их тоже закрыли после такого выражения солидарности. Вы об этом обязательно напишите, потому что я им очень благодарен. Я им, конечно, уже позвонил и сказал спасибо, но и у вас тоже пусть будет. Вообще получилось, что там четыре проекта в общей сложности пришлось закрыть: мой, вот «Новый Барбизон», выставку «Русское барокко» и проект Артёма Лоскутова «Оккупай Пермь». Там тоже художники за своих заступались. Многие заявляли, что если чиновники не дадут открыть выставки вообще, то они будут бойкотировать Пермь, а это международный скандал. Выставки удалось отстоять, и они откроются где-то на закрытых площадках. А проект Артёма, как я понял, всё-таки не будут проводить.
Про премию Кандинского
Я вот сейчас не мог с тобой встретиться неделю, потому что меня выдвинули на премию Кандинского, я пока анкету заполнял, чуть не чокнулся. Там же нужно всё систематизировать, найти фотографа, отснять, приложить описания, а я этим не занимаюсь обычно, вот, разбирал бардак, который накопился. Ну, вряд ли меня, конечно, премируют, что смеяться-то, но и выдвижение на эту премию считается почётным.
Про мысли
Ой, да что я только уже об этом не думал. Обычный чиновник увидел — и не справился с эмоциями. Его покинула рассудительность. Это стыдно: человек же не бык, чтобы у него были какие-то красные тряпки. И потом, обида — это всегда признак нечистой совести.
Про последствия
Для меня? Положительные понятны — мне обещали миллион зрителей, а после этих событий у меня их стало десять миллионов. А в остальном… ну вот, они вспылили, а предъявить то им мне нечего. Я же ни на кого не наезжаю, и у меня там нет ничего, что может кого-то конкретного оскорбить, у нас же нет «Секты Верующих в Олимпиаду». Сатира в стране пока ещё не под запретом. И надавить они на меня никак не могут — мастерскую я арендую сам, мне её министерство культуры не предоставляет. Ни в каких Союзах художников не состою. Им меня не за что ухватить.
А минусы могут проявиться разве что на региональном уровне. У чиновников же ссыкливость — как профзаболевание. Поэтому боязнь скандала, «как бы чего не вышло» может парализовать культурную жизнь в Красноярске.
Вот уже сейчас чувствуется. Давным-давно ещё меня позвали делать паблик-арт на фестиваль «Мир Сибири», который будет в июле. У меня там должны были быть гусеницы, мои гипносуфлёры и велогрибы. Так вот гусениц после скандала сняли, потому что это «какое-то стадо паразитов». У гипносуфлёров попросили зачем-то название заменить. А про велогрибы стали спрашивать, а почему у вас там поганки? Я сказал, что это опята, просто похожи. Тогда кто-то умудрился усмотреть в них эротику. Это железный трёхколёсный велосипед с приваренными сверху большими грибами. Какая там эротика вообще? У кого что болит, это называется. Вот думаю, не поставить ли мне возле них табличку 18+ теперь, смешно получится.
Про увольнение Марата Гельмана из музея PERMM
Дичайшая ситуация. Моя выставка «WELCOME! SOCHI 2014» — это такой анекдот. Получается, человека уволили за то, что художник рассказал анекдот. Что будет? Знает один Бог…
Про сочинский цикл
Я начал работать над ним ещё в 2007-м году, сразу, как только узнал, что Олимпиада будет у нас проводиться. Тогда ещё не было беспредела такого в Сочи. А начал потому, что у меня уже тогда было предчувствие, что официальная сторона Олимпиады с визуальной точки зрения получится скучная. Поэтому, кстати, и чебурашка там фигурирует — тогда же ещё не было всех этих барсиков. А чебурашка — это официальный символ олимпийской сборной по зимним видам спорта. На данный момент в этом цикле, считая картины, топоры, сувенирные стальные кокошники для женщин и соломенные ушанки для мужчин, а также коньки и лыжи, — 72 предмета. Это всё метафоры, образы. Их делать легко, но не просто, потому что это не труд, а находка. Попробуй сесть, напрячься и что-нибудь такое придумать усилием воли — ничего не выйдет. Нужно же, чтобы получалось легко, без претензий и понтов.
Про то, как чиновникам нужно было поступить
Я считаю, что Кремль сейчас упускает возможность благословить это начинание, оседлать волну. Борьба с такого рода высказываниями только подтверждает их правоту. А подложите под это административный ресурс, и что мы увидим? Какая самоирония у нашей страны, какая смелость! Такая неофициальная сторона Олимпиады получится, очень привлекательная для иностранцев, с положительным как раз имиджем. От России ведь ждут неожиданного, мы этим и славимся — непредсказуемостью. И я на полном серьёзе собираюсь написать в Министерство культуры, в Олимпийский комитет письма про это. Если они вдруг согласятся, стану кремлёвским художником. Тогда соломенные ушанки будут сувенирами в Сочи, почему бы и нет!
Они же унылы, как всякий официоз. Нельзя было отдавать решение о символике Олимпиады на откуп «народного голосования», это же не конкурс детского рисунка в конце концов. И я готов спорить, кто кого переиграет — поставим в Сочи палатки одинаковые, одну с моими работами, а другую — с официальными сувенирами. И счётчики входящих. Если я проиграю — согласен на пожизненную каторгу!
Про сибирскую породу художников
В Москве художник всё-таки придушен пафосом Европы, хочет соответствовать европейскому контексту. А у нас тут таких претензий нет. И жизнь у нас сплошная ржака. Поэтому и получается чистый берёзовый сок.
Sibirsky-Tsentr Sovremennogo-Iskusstva
20.06.2013
Кстати, новые работы Василия, в составе выставки Соединенные штаты Сибири, скоро увидят в Томске, а затем на московской биеннале современного искусства.
Polina Dronyaeva
16.07.2013
Василий сам рассуждает, как заправский чиновник: тысяча посетителей в день здесь, счётчики входящих там.
Впервые такое наблюдаю, если честно. Наверно, потому что я всё с питерскими и московскими художниками общаюсь, а в Москве, как мы теперь знаем, все «придушены пафосом Европы» ггг