Что касается искусства

Текст: Бурова Мария
Фото: официальный сайт биеннале

30 сентября Красноярском музейном центре начинается очередная Красноярская музейная биеннале. За двадцать лет существования проект тематизировал «Прошлое и будущее в музее», «Искусство памяти», «Вымысел истории», и вот, в одиннадцатый раз, пришёл к «Практикам соприкасания». До 30 ноября куратор выставки Сергей Ковалевский предлагает гостям биеннале двигаться по витиеватому пути от феномена соприкосновения к «аффекту сообщества». «Сибурбия» выбрала, к чему в музее стоит подойти вплотную, а на что лучше посмотреть издалека.

Кто все эти люди

Программа биеннале включает целый ряд масштабных экспозиционных преобразований в стенах музея и на близлежащей территории. Творить современное искусство в Сибирь отправились около 30 художников и две арт-группы из шести стран: Россия, Казахстан, Германия, Нидерланды, Польша, США. Есть среди них и уличные художники из Берлина (Evol) и Сан-Франциско (Bip), и голландский режиссёр Бен ван Лисхаут, и петербургские художники Александр Шишкин-Хокусай, Ольга и Александр Флоренские, Татьяна Ахметгалиева, и москвич Александр Повзнер, чьи скульптуры пытались сломать православные активисты.

Красноярский блок участников с годами меняется не слишком: это профессиональный архитектор и художник Виктор Сачивко; главная художественная величина города Василий Слонов; поэт и художник, работающий в традициях дадаизма, футуризма и примитивизма Александр Суриков; молодой художник и куратор Алексей Мартинс.

Что посмотреть

Шаманский кабинет

Пространство Красноярского музейного центра приросло новыми комнатами. Первая из них — «Шаманский кабинет». Экспозиция возникла в диалоге между немецкими и российскими художниками и являет собой пример слаженной работы «культурной памяти». На первом плане в «кабинете» — заново переосмысленные художественно-документальные проекты разных лет. Например, интерактивная инсталляция Лилы Карбовской, созданная восемь лет назад. Художница оцифровала голоса сибирских шаманов, которые были записаны на восковые валики немецким этнографом Хансом Финдайзеном ещё в 1927 году. Четыре звуковых фрагмента Карбовская представила в виде визуально-акустических приборов для медитации. К голосам добавлены 24 фигуры под авторством Виктора Сачивко, посвящённые столетнему юбилею тунгусского взрыва. На внешнем контуре инсталляции — окна, в которые «смотрят» современные тувинские шаманы, заснятые в 2001 году фотографом Александром Купцовым.

Вторая арт-комната получила рабочее название «Тайная». Её автор, художник Ольга Кройтор, предлагает затеряться в мрачной тотальной инсталляции. Кроме обитых чёрным нетканым полотном стен, в комнате будет десять фотографий, которые проиллюстрируют историю одного человеческого исчезновения. Сострадание — наверное, именно это чувство должен будет испытать каждый сюда входящий.

С искусственно созданными нежилыми пространствами пока всё — пора рассмотреть скелеты за пределами шкафов. Пермский музей современного искусства представит на биеннале выставку Ольги и Александра Флоренских «Скелеты разные». Скелет, по мнению авторов, как нельзя лучше выражает нашу основную идею как живых существ. Каркасы пермских скелетов сбиты из грубых досок и ржавой проволоки, но оттого не лишены своеобразной витальности.

За пределами экспозиции — городская программа «Город на ощупь». Возле Музейного центра уже можно увидеть работу немецкого уличного художника, работающего под псевдонимом Evol. Художник превращает в миниатюрные жилые многоэтажки всевозможные непривлекательные городские объекты. Нашлись такие и в Красноярске, но теперь они — арт-проект «Красноярские многоэтажки». Кроме этого, на фасаде здания музея уже прорисовывается большая работа американского художника Bip`а на тему биеннале.

Куда сходить

Кроме разглядывания уличных объектов и инсталляций, организаторы предлагают насыщенную событийную программу. В первую неделю биеннале есть возможность увидеть перформансы, концерты, кинофильмы и спектакли в режиме реального времени. Все оставшиеся дни будет работать «застывшая» музейная экспозиция.

Один из главных героев событийной программы — Енисей, который одновременно и разъединяет, и соединяет город. Именно на его берегах композитор Владимир Раннев расставит хоровых певцов. Пьеса «Отделение связи» расскажет о способности людей слышать друг друга, даже если они далеко и далеки друг от друга.
30 сентября, улица (перед центральной лестницей музейного центра) в 19:30.

Насыщенной получилась кинопрограмма биеннале. Красноярский ТЮЗ представит спецпроект «ВЕШАЛКА #ТЕАТРКИНОДОК» — специальную подборку документальных фильмов «Любовь к родине не знает границ» («Мама» Лидии Шейниной, «Везде Таксим» Аллы Максимовой и «Звизжи» Ольги Привольновой). Показ завершится обсуждением фильмов с участием приглашённого театрального критика и искусствоведа Кристины Матвиенко и режиссёра Аллы Максимовой.
1 октября, кинолекционный зал Красноярского музейного центра в 15.00.

Режиссёр Александр Миндадзе лично представит в рамках биеннале свой фильм «Милый Ханс, дорогой Пётр». Фильм о немецких инженерах, которые приезжают в СССР работать перед началом Второй мировой, получил лестные отзывы критиков и нелестные от Минкульта: историческая экспертиза объявила фильм антинаучным и вредным ещё на стадии сценария.
1 октября, кинолекционный зал Красноярского музейного центра в 19.00.

Теперь о театре. Красноярский кукольный театр поставит спектакль «Возвращение» по одноимённому рассказу Андрея Платонова, а красноярский режиссёр и актёр Андрюс Даряла представит свою интерпретацию фантастического рассказа Достоевского «Бобок».
2 октября, сцена «Полиэкран» Красноярского музейного центра в 19.00.

Кураж-Квартет

Из музыкального и необычного. Мультиинструменталист, вокалист, академический композитор, да ещё и певец Александр Маноцков и московский струнный «Кураж-квартет» объединились в почти рок-группу и «сообразили» песенный цикл на стихи Хармса, Введенского и Хименеса.
3 октября, Красноярский музейный центр в 19.00.

Бонус: лучшее место для селфи

Московский художник Андрей Кузькин собрал красноярских детей в одном месте — в старом-добром музейном кафе «Мария» — и вместе с ними разрисовал стены от потолка до пола. По словам Кузькина, ему хотелось, чтобы его работа продолжала жить с людьми и после биеннале, а не была выброшена на улицу. Тот самый случай, когда от произведения искусства стоит отойти подальше и устроить селфи-фотосессию.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.