Кольцо всевластия

Текст: Настя Захарова

«Сфера», Дэйв Эггерс, Phantom Press / иллюстрация: afisha.ru

Переведённая на русский язык в конце 2014 года «Сфера» — антиутопия американского писателя, редактора, издателя Дэйва Эггерса, обладателя Пулитцеровской премии за дебютный нон-фикшн «Душераздирающее творение ошеломляющего гения». Эггерс не слишком известен в России, зато за рубежом его знают отлично: не только по книгам, но и по литературному альманаху альтернативной прозы молодых американских авторов McSweeney’s, и по совместному с Морисом Сендаком сценарию к фильму «Там, где живут чудовища» режиссёра Спайка Джонса.

«Сфера» — редкий случай, когда при переводе и выпуске издания на других языках, сохранилась первоначальная обложка. Даже несмотря на то, что на английском книгу выпустил дом McSweeney’s, а в России —PhantomPress. Дизайнер из Сан-Франциско Джессика Хисч настолько угадала с логотипом описанной «Сферы» (он и изображен на обложке), что, видимо, издателям по всему миру нечего было к этому добавить.

Действие «Сферы» по большей части разворачивается в похожем на земной рай кампусе самой могущественной в мире IT-корпорации «Сфера» — гибрида Google, Facebook и PayPal. Главная героиня Мэй Холланд вытягивает «самый счастливый билет в своей жизни»: компания мечты нанимает её благодаря подруге Энни, входящей в руководство «Сферы». Вместе со сменой работы меняется и жизнь Мэй: теперь у неё есть всё, от самой модной одежды и правильной еды до возможности участвовать в «изменении мира».

Вместе с Мэй читатель проходит путь любого человека, однажды начавшего пользоваться интернетом. От жизни в глухомани (без компьютеров, смартфонов и сети), через постепенное знакомство с социальными сетями и гаджетами — к «прозрачности», отказу от частного и полному, почти физическому, слиянию с компьютерными системами. По ходу действия сюжет развернётся в другую сторону: талантливые и отзывчивые коллеги не только сделают существование Мэй невыносимым, но и частной жизни тех немногих близких людей, что у неё есть, придёт конец.

Желание учесть мнение каждого превратится в тоталитаризм, войны будут развязываться в результате голосования грустными и весёлыми смайликами, технологии поглотят всё живое.
Впрочем, про разработки некоторых технологических компаний Эггерс точно был осведомлён. Фигурирующая в книге и состоящая из небольших камер, расставленных по всему миру, система видеонаблюдения «ВидДали» — практически точная копия существующего в реальности проекта PlanetLabs. Американский стартап занимается созданием и запуском небольших наноспутников, как тот, что изображен на фото. Их цель — круглосуточная съёмка всех поверхностей Земли.


После выхода книги Эггерс не раз заявлял, что не делал никаких специальных исследований для её написания и представил в «Сфере» будущее технологий так, как его видит обычный юзер. Несмотря на то, что писателю удалось довольно точно предугадать общие тенденции и со времени публикации некоторые предсказания сбылись (например, производитель наручных браслетов Jawbone анонсировал фитнес-трекер, похожий на описанный в романе), в деталях автор «Сферы» весьма вольно распорядился фактами. В частности, для информации, которая хранится в «облаке» (видеохроники людей, решивших стать «прозрачными для мира» и транслировать каждую минуту своей жизни) не нужны серверы, описанию которых посвящено несколько абзацев.

«Сфера» поднимает вопросы, которые сегодня действительно стоит обсуждать. Например, как мы добровольно пришли к техноконсюмеризму и продолжаем двигаться к цифровому тоталитаризму, глобальному раскрытию даже самой личной информации с помощью «лайков» и приложений, способных управлять практически любым аспектом нашей жизни. Но когда у главной героини романа появляется шанс хотя бы попробовать всё изменить, притормозить и подумать, чем всё это может обернуться, она поступает, как типичный пользователь: окружает себя технологиями, несмотря ни на что.

Сомневаться в том, что по «Сфере» снимут кино — даже странно. Во-первых, сама биография Эггерса и несколько вышедших экранизаций его произведений к этому располагают. Во-вторых, текст романа уже похож на сценарий, но книге не хватает динамизма, который мог бы появиться за счёт кинематографических эффектов. Дочитать до конца бодро начинающуюся «Сферу» заставляет только пугающее узнавание мира, который описал Эггерс — интересно посмотреть, к чему всё это приведёт. И это самая жуткая линия глобального сюжета: ведь на самом деле мы узнаем, к чему всё приведёт, не из кино и не из книжки. Но, как всегда бывает, когда хочется дождаться развязки, вряд ли нас остановят на этом пути вопросы об угрозе цифрового тоталитаризма и другие писательские выдумки.


Читать также:


Книга года
В конце прошлого года в издательстве Ad Marginem вышла книга Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века» — хроника европейских событий, описанная почти в анекдотах о видных деятелях модернистского искусства. В начале нового года чтение кажется ещё более увлекательным и интригующим.


Мантра смирения
Главный редактор русского GQ и писатель по совместительству Михаил Идов написал новую книгу «Чёс», которую должны оценить любители американской журналистики и поклонницы идовского подбородка. Рецензия Насти Захаровой.


Рай на три засова
В издательстве Ad Marginem вышло «исследование новой американской элиты», написанное журналистом Дэвидом Бруксом. Глобализация и наивность позволяет предположить, что в России тоже есть «бобо», вот только рай у них пока в шалаше.


Кто убил Нолу Келлерган?
«Правда о деле Гарри Квеберта» вышла на русском языке в издательстве Corpus и с лёгкостью завоевала очередную страну. Роман Жоэля Диккера с закрученной детективной интригой и секретами писательской кухни можно читать как рецепт бестселлера, а можно просто удивляться, насколько незаметно пролетают перед глазами эти семьсот страниц.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.