Шипенье пенистых бокалов

Текст: Анна Груздева

Роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, экранизировали не раз, но ни одна из интерпретаций текста так и не стала эталонной. За новую попытку справиться с большой литературой взялся режиссёр Баз Лурман, снявший по-своему успешных «Ромео и Джульетту» и «Мулен Руж». Размах у новой экранизации впечатляющий: бюджет более ста миллионов долларов, Леонардо ДиКаприо и Кэри Маллиган в главных ролях, участие в открытии Каннского кинофестиваля-2013.

«Великий Гэтсби» у Лурмана — сияющая фантасмагория: под льющееся шампанское взрываются фейерверки, пёстрая пьяная толпа неистово отплясывает на вечеринке у Гэтсби не только под джаз, но и под томную Лану Дель Рей, «Crazy in Love» Бейонсе и хип-хоп; снег и блёстки кружатся в роскошном 3D, фриковый музыкант в полосатом костюме играет на исполинских размеров органе, а жёлтое авто Гэтсби мчит беспечную компанию в громадный и дразнящий Нью-Йорк.

Вся эта размашистая вакханалия Лурмана, особенно со стереоскопическим эффектом, невероятно хороша, и именно от этого экранизация проигрывает.

Лурман с жадностью, увлечённо хватает «Великого Гэтсби» за грудки и превращает камерный, торжественно-скорбный, во многом философский роман Фицджеральда в блестящее бутафорское шоу и звёздную мелодраму. Как будто боясь быть скучным и старомодным в глазах молодого поколения, режиссёр заменяет возможность поцелуя — оргией, а игривый чарльстон — эротичным покачиванием бёдер. И предсказуемо педалирует мелодраматическую линию сюжета, отчего пресловутый зелёный огонек, который в книге был символом недостижимой мечты о любви и счастье, превращается здесь в повторяющийся сентиментальный элемент.

Да, в своей версии классики Баз Лурман следует букве романа, выверяя диалоги героев, но убирает всю его сложносочинённость. Так главный рассказчик Ник Каррауэй (Тоби Магуайр) из одинокого и рефлектирующего героя потерянного поколения превращается в лечащегося от алкоголизма сопляка, Миртл Уилсон из чувственной женщины — в уплощённую героиню сериала, а Джордж Уилсон — в мускулистого ревнивца. Делая из второстепенных героев и фицджеральдовских фриков (Мак-Ки, Филина Кэтрин) всего лишь сюжетные функции, Лурман обезличивает американское общество 1920-х в массе.

Там, где у Фицджеральда «одна цыганская душа <…> выбежит на площадку и закружится в танце», у режиссёра танцуют не души, а декоративные элементы.

Даже суперпрофессионал Леонардо ДиКаприо, который в роли Гэтсби чувствует себя, как в безупречном костюме от Brooks Brothers, именно играет мечтательного богатея, без труда «включая» отработанную улыбку или приступ гнева. Талантливая актриса Кэри Маллиган в роли Дейзи просто мила и элегантна. Там, где у Фицджеральда герои в душе молоды и пугающе стары одновременно, у Лурмана они просто красивы.

Кинематографичный сам по себе, «Великий Гэтсби», как ни парадоксально, снова ускользает от киноинтерпретаторов. Мастер искусственного, кричащего шика Баз Лурман не сумел уловить то тонкое и сложное, что разливается по всему роману Фицджеральда: печальную надломленность и растерянность героев, трагическое столкновение больших денег и больших чувств, беспомощную пустоту богатеющего и аморального «Века Джаза» — Америки 1920-х годов. Новая экранизация по отношению к литературе оказывается слишком абстрактной и дизайнерской. Фильм Лурмана растворяется в памяти зрителя так же необременительно и быстро, как многоцветный фейерверк над головой стоящего на балконе Гэтсби, оставляя всю камерность и сложность книге.

8 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.