Александр Павлов,
омский журналист, кинокритик
Ровно год назад в тридцать с лишним градусов мороза мы разгоняли намертво заглохшую посреди дороги маршрутку. «Чё, мужики, сколько нас, четверо? Пошли, растолкаем, женщины, выйдите пока» — и мы, не будучи знакомыми друг с другом, очень синхронно встали и без вопросов пошли. С толкача она не завелась, но на горизонте сразу же появились какие-то прекрасные люди на ЗИЛе-термобудке, у которых был трос: через 15 минут все уже поехали дальше по своим делам, в итоге не обмолвившись друг с другом и словом.
Когда я потом рассказывал эту историю, каждая вторая шутка была в стиле «а вы говорите, нет гражданского общества» — потому что элементарные проявления взаимопомощи и спонтанной самоорганизации тогда воспринимались как редкие и давно утраченные умения. Само понятие «гражданское общество», казалось, существует где-то исключительно в колонках Андрея Борисовича Лошака, но, спустя год, это словосочетание уже не стыдно и не дико снова произносить без иронии.
Кто-то из знакомых прямо с работы по холоду едет на площадь, заранее сделав ксерокопию паспорта и имея в кармане специально приготовленные 500 рублей.
Кто-то не снимает прицепленную к капоту машины на свадьбе друга ленту-триколор: «Пусть до митинга побудет».
Кто-то ничего особенного не делает, но на него просто приятно смотреть, потому как очень отчётливо понимаешь, что когда заводил с ним дружбу, с выбором не промахнулся.
Вот он, вот он, главный итог года моей мечты (несмотря на массу других сильных впечатлений, от «Домодедова» и Фукусимы до «Локомотива» и Жанаозена) — и, по понятным причинам, надо уложить его в 140 символов. Лучше всех получилось, к сожалению, не у меня, а у журналиста Алексея Ковалева: «А вообще, сегодня прекрасно тем, что с полуслова можно отличить мудака от немудака» — вот уж, что называется, под каждым словом.
Иллюстрация: Ольга Лисичникова