Проблема автора

Александр Кириллов

Виктор Пелевин, S.N.U.F.F («Эксмо», 2011)

Сам Пелевин, несостоявшийся нобелевский лауреат, называет свой новый роман утопией, но на деле S.N.U.F.F. — антиутопия.

Читателю представлен биполярный мир отдаленного будущего: внизу, где-то в Сибири, живут орки, а над ними, на огромной звезде смерти — византийцы. Эти сообщества находятся в состоянии ежегодной ритуальной войны, но не честной, а срежиссированной специальной кастой «сомелье» (нынешним «креативным классом»). В основе такого мироздания лежит новая религия «мувизм» (от movies), ей положил начало антихрист Маниту, сошедший в мир где-то на заре нашего века и провозгласивший, что «всё есть Маниту, маниту и маниту» (Святой Дух, деньги и компьютеры — эту троицу называют в романе одним словом). Он же завещал людям фиксировать войну на пленку и монтировать её с порнографией, исходя из того, что главное в жизни — это любовь и смерть.

Естественно, что универсум, построенный по батаевскому принципу (эрос и танатос, воплощённые в снаффах), никак не может оказаться утопией, где, как известно, должна быть представлена модель идеального общества. Перед нами классическая антиутопия почти оруэлловского образца — похоже, где-то здесь автор хотел пошутить.

Этим весь юмор нового Пелевина, к сожалению, исчерпывается: S.N.U.F.F. просто не смешной, хотя, очевидно, задумывался таковым. В нём среди сотен фирменных каламбуров всего два-три удачных, рассказать о которых здесь уже равносильно спойлеру.

По крайней мере, всё это касается первой части текста, сквозь словесные джунгли которой приходится практически продираться. В ней главный герой Дамилола (с русской фамилией Карпов), боевой летчик, снимающий военные эпизоды снаффов, развязывает со своим напарником дискурсмонгером Барнаром-Анри Леви Монтень-Монтескье (раньше у Пелевина таких называли «начальниками дискурса») очередную войну с орками. Параллельно они спасают двух оркских подростков из лап деспотичного правителя-кагана Рвана Дюрекса (за этот не слишком удачный каламбур Пелевина в очередной раз нарекли оракулом, что, мягко говоря, натянуто).

Исполнен этот футурологический бред так грубо, что невозможно читать. Невольно задумываешься: а принимал ли вообще сам Пелевин в этом участие? Вторая же часть романа написана уже как будто самим писателем, а не командой гострайтеров, и заметно превосходит по качеству первую половину. Но это лишь очередная криптотеория.

Если забыть о первой — откровенно слабой и неудачной — части, то Пелевин-2011 куда лучше образца 2006 года или 2009 (“Ампир В” и “t”).

После разъятия мира на «гламура и дискурса» и их синтеза в фигурах Толстого, мастера боевого НЛП, и Достоевского с дробовиком — снова доминирует женская тема (как в «Числах» или «Священной книге оборотня»). S.N.U.F.F. — про любовь, причём очень удачно. И про отношение к самому себе, к своему месту в русской литературе, даже к контракту с издателями (книжка в год, что может быть серьёзней) — теперь с гораздо большей иронией. Эта ирония идёт новому роману только на пользу.

S.N.U.F.F. вообще такая «вещь в себе», сама себя и своё происхождение прекрасно объясняющая. Взять, например, иерархию «дискурсмонгер-сомелье» — чуть ли не самое удачное «оправдание» автора: Пелевин как будто набросал примерный план, а информационные контент-сомелье с помощью креативного доводчика довели его до ума, воплотили в форму. В конце концов, если это не так – тем хуже для автора, фамилия которого указана на обложке.

6 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.