Жвачка для мозга

Текст: Ксения Салюкова
Фото: Мария Аникина

Фестиваль актуального научного кино «360 градусов» собрал в Томске полные кинозалы. За неделю с 21 по 27 марта к умному и прекрасному приобщились более трех тысяч томичей. Вниманию публики представили 10 научных и пять познавательных лекций.

Самой большой проблемой в фестивальные дни было определиться, куда ты отправишься вечером. Например, в пятницу томичи выбирали между тем, чтобы поглазеть на мировой бестселлер «Фрикономика», окунуться в виртуальную реальность фильма «Жизнь 2.0» или послушать лекцию преподавателя института архитектуры и дизайна «Стрелка» Ильи Мукосея «Что делать архитектору в построенном городе».

За пределы Москвы «360» выехал впервые (в столице дебютировал минувшей осенью). Из 23 фильмов фестивальной программы для показа в Томске представители оргкомитета отобрали 10 картин. В походном наборе оказались лауреаты престижных европейских конкурсов: «Пещера забытых снов» — фильм о скрытой от глаз французской пещере Шове, стены которой испещрены древнейшими рисунками; «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер» — кинолента о всемирно известном архитекторе Нормане Фостере; «Послание в бесконечность» — рассказ о первом постоянном хранилище радиоактивных отходов, сооруженном в Финляндии.

Собираясь в Томск, представители фестивального оргкомитета беспокоились о том, как сибиряки примут новый научно-познавательный формат.

Переживали зря: билеты на три из десяти фильмов были раскуплены еще до начала фестиваля. Заполняемости кинозалов могли позавидовать голливудские блокбастеры.

— Мы предложили зрителю авторское документальное кино, в котором художественная составляющая так же важна, как и научная, — рассказывает арт-директор фестиваля Ирина Белых. — Это кино, в котором нет готовых ответов — есть только вопросы. Киноленты, которые вызывают желание подумать.

Мыслительную активность во многом стимулировали обсуждения фильмов вместе с экспертами — приглашенными гостями фестиваля. Они же выступали с научно-популярными лекциями, которые вызывали у публики не меньший интерес.


Майкл Мэдсен
режиссер фильма «В бесконечность»

Я смотрю на науку через призму идей и истории. Если взять мой фильм «В бесконечность» то, кажется, что гораздо проще было снять документальную ленту в духе телеканала Discovery. Но, думаю, такой жанр не смог бы до конца передать суть проблемы. 

Научная мысль формирует мировоззрение, которое опирается на следующие основания: чем больше мы изучаем реальность — тем больше мы ее понимаем, чем больше мы ее понимаем — тем больше у нас шансов разрешать стоящие перед нами проблемы.

Этим наука напоминает любую другую идеологию, которая придерживается определенного взгляда на вещи и исключает все другие подходы. В данном случае исключаются подходы с точки зрения морали и этики. По замыслу создателей, хранилище радиоактивных отходов в Финляндии должно просуществовать 100 тысяч лет. После того, как отходы поместят внутрь, хранилище будет зарыто навсегда. Но сможем ли мы гарантировать, что никто никогда в будущем не откроет его, и как мы сможем предупредить потомков о том, что мы оставили после себя? Я всегда говорю, что правильно поставленный вопрос может быть гораздо интереснее, чем ответ. И в этом фильме я попытался задать глубокие вопросы о ядерной энергии, радиоактивных отходах и о том, как наука видит сама себя, что она думает о своих собственных возможностях.



Илья Мукосей
совладелец архитектурной студии «ПланАР», преподаватель Института архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка».

Что такое документальное кино? С одной стороны, это художественный фильм, а с другой, правда жизни. Если задуматься, то американские боевики — это тоже фильмы про нас с вами. Обычный человек попадает в какую-то передрягу, берет в руки пистолет и вдруг оказывается суперменом. В фильме, который я представлял — «Сколько весит ваше знание, мистер Фостер», — человек прокладывает свой путь не пистолетом, а другими способами. И его приключения оказываются намного интереснее. Научно-популярное кино, в общем-то, — это точно такая же жвачка для мозга, как и художественные фильмы. Но в этой жвачке, на мой взгляд, гораздо больше питательных веществ.


Михаил Бурцев
кандидат физико-математических наук, научный сотрудник ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, старший научный сотрудник НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН. Смотрел вместе с томичами фильм «Подключи и Молись», а так же провел лекцию: «Искусственный интеллект: вчера, сегодня, завтра»

Фестивали, публичные лекции, дискуссии, на мой взгляд, играют на повышение авторитета науки. За час публичной лекции невозможно чему-то научить. Но мы можем показать, какие интересные вещи делаются в научных лабораториях, рассказать о том, как они будут влиять на жизнь людей. В последнее время о науке стали говорить больше, но до сих пор имеет место и совершенно утилитарный подход, когда люди говорят: «наука не нужна, нам достаточно инженеров — они нам и так все сделают». В общем, авторитет науки, на мой взгляд, сегодня не так высок, как мог бы быть. Сравните, например, с футболом. По-моему, сегодня в этом соревновании футбол лидирует.


Константин Сонин
проректор Российской экономической школы. Представил публике фильм «Фрикономика» и рассказал об «Экономике «ресурсного проклятья»

Самое главное, что может сделать эксперт в ходе научно-популярной лекции — дать пример какого-то исследования, рассказать, как работают современные ученые, какого рода инструментарий у них есть, какого рода вопросы они задают. В этом плане любое публичное выступление — это вербовка сторонников. Потому что я не могу себе представить, о чем можно рассказать интересно так, чтобы это не было вербовкой. Любое действие, которое вы производите — это реклама чего-то. В этом смысле любая научно-популярная лекция — это реклама моей профессии. Своими выступлениями я в равной степени рекламирую и Гарвард, и Стэнфорд, и Лондонскую школу экономики, и РЭШ и другие вузы.

Одним словом, выбранный формат доказал свою жизнеспособность за пределами Москвы. Следующей точкой показа актуального научного кино станет Пенза.

«Сейчас мы также ведем переговоры с оргкомитетом новосибирского фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», — поделилась планами Ирина Белых. — Так что, вполне вероятно, что в сентябре фильмы из нашей фестивальной программы будут показаны и в Новосибирске».

Фестиваль актуального научного кино «360 градусов» — совместный проект Политехнического музея и Открытого университета Сколково, реализованный при поддержке фонда Сколково. Региональным оператором фестиваля в Томске выступило некоммерческое партнерство «Онто».

2 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2025 Все права защищены

.