Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фотографии: Cory-Cousins, Richardwilhelmer.com, Enrique-Gonzalez-Ibarra, Роман Соколов, Flickr.com
Современныи? город — это город медии?ныи?, разнообразные цифровые сети и электронные медиа существуют в нем повсеместно и уже давно перестали быть лишь инструментами рекламы и коммуникации — сегодня они сами диктуют горожанам образ жизни и представления о времени и пространстве, влияют на городское планирование и архитектурную моду. «Городской конструктор» совместно с издательством STRELKA PRESS публикует отрывок из книги австралии?ского медиатеоретика Скотта Маккуаи?ра, посвященной истории наступления технологий на город.
В XXI веке социальная жизнь все больше протекает в медийных городах. Это свидетельствует о том, что пространства и ритмы современных городов радикально отличаются от тех, что описаны в классических теориях урбанизма, а также что медиа изменились не меньше, чем города.
В 1980-х годах в различных общественных пространствах стали появляться телеэкраны. С однои? стороны, мониторы стандартного размера использовались как электронные информационные табло в таких местах, как железнодорожные вокзалы; примером другого «полюса» этои? шкалы можно назвать демонстрацию гигантского телеэкрана «Джамботрон» фирмы Sony на «Экспо-85» близ Токио. Видеохудожник Питер Каллас вспоминает, как мониторы ставились «штабелями»: «У штаб-квартиры потребительского отдела Sony в Гиндзе, построеннои? в начале 1980-х, из мониторов состояла целая стена в семь-восемь этажеи? высотои?».
Начиная с первых экспериментов в таких городах, как Токио и Нью-И?орк, внедрение электронных экранов в городскои? пеи?заж стало однои? из самых заметных тенденции? современного урбанизма. Традиционныи? телевизор превратился из бытового прибора — материального объекта, ассоциирующегося в первую очередь с жилищем, — в большои? экран: не столько предмет мебели, сколько архитектурную поверхность, поселившуюся не внутри дома, а снаружи — на улице. Эта трансформация пересекалась с другими важнеи?шими преобразованиями последних двадцати лет в области медии?ных технологии? и культуры: формированием глобальных многоканальных распределенных сетеи? с использованием спутников, кабелеи? и волоконных линии? для передачи, размывающих региональные и государственные границы, а также появлением мобильных медии?ных устрои?ств, вытесняющих социальную архитектуру, выстроенную вокруг медиа стационарного типа. Совокупное влияние этих событии? на отношения между медии?ным и общественным пространством было весьма глубоким.
Если поначалу «публичные экраны» поражали, то вскоре их новизна сошла на нет: большие экраны с улучшенным цветовым разрешением стало дешевле устанавливать и эксплуатировать. Подобно тому, как в 1920-х годах города лихорадочно создавали собственныи? «Великии? белыи? путь», соперничая с Бродвеем, в 1990-х массовая установка больших экранов стала во всем мире популярнои? стратегиеи? «оживления» общественного пространства. В ночь на 1 января 2000 года люди собирались на площадях, чтобы отпраздновать Новыи? год — и увидеть «вживую» через спутник, как это делают люди на других площадях по всему миру. Это характерное проявление глобализации, в рамках которои? идея «единого мира» может быть разыграна техническими средствами, стало предвестником грядущих событий.
«Городской конструктор» выбрал три интересных медиа-арт-проекта, которые меняют облик города и налаживают связи между его жителями.
Коммуникационная труба
В 2013 году студент Института «Стрелка» Влад Кяуне и его друг Александр Братчиков придумали новое средство общения — коммуникационную трубу, которая позволят жителям двух городов разговаривать друг с другом в режиме реального времени. Конструкция представляет собой две трубы, одна стоит в московском Парке Горького, а вторая — на территории «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге. В каждый из них установлена компьютерная плата, микрофон и динамик. Любой желающий может с ее помощью начать разговор со случайным собеседником, который находится в другом городе. Интересно, что чаще всего люди спрашивают друг у друга про погоду, но есть и такие, которые хотят познакомиться или обсудить какие-то серьезные темы. Такой же проект был реализован и в Городском парке в Краснодаре.
Междугородный бинокль
Еще один способ связать несколько разных городов придумали художники Варвара Гуляева и Мар Канет Сола. Они установили в Риге, Ливерпуле, Берлине и Дессау красные бинокуляры, похожие на те, через которые туристы обычно разглядывают панораму города. С его помощью жители Риги могут увидеть, например, улицу в Ливерпуле; в то же время на большом уличном экране в Ливерпуле будут видны глаза человека, который в данный момент смотрит в бинокуляр.
Барометр городских настроений
В 2008 году группа немецких художников установила на маяке в городке Линдау Feel-O-Meter — интерактивную инсталляцию, которая отображает настроение города. Feel-O-Meter представляет собой большой светящийся смайлик, расположенный на высоте 8 метров. Недалеко от маяка стоит цифровая камера, которая фиксирует лица прохожих; затем фотографии обрабатываются в специальной программе и делятся по категориям: печальные, веселые или равнодушные. В зависимости от того, каких лиц окажется больше, смайлик будет улыбаться или грустить. Похожее устройство, определяющее эмоциональное состояние горожан, есть и в Екатеринбурге. Оно называется «Барометр настроения» и выглядит как светофор с девятью лампочками. Установленная в нем компьютерная программа анализирует высказывания в социальных сетях и рассчитывает, какие настроения преобладают в городе в данный момент. Если горожане пишут радостные статусы, то лампочки горят зеленым, если грустные — то зажигается красный.
Читать также:
Просто фантастика: 5 идей с конференции инноваторов
Какие новые изобретения повлияют на облик города в будущем так же, как когда-то лифт и кондиционер — обсудили художники, учёные и исследователи в рамках конференции «Технологии фантастического». А институт «Стрелка» делится этими знаниями с читателями «Сибурбии».
Дизайн вещей будущего: человек и машина
В «Городском конструкторе» — отрывок из книги Дональда А. Норманна «Дизайн вещей будущего» о том, как «умные» вещи управляют нами, а фантастические фильмы становятся реальностью.
Сообщества: скованные одной целью
Серия материалов «Городского конструктора» посвящена городским сообществам — объединениям людей, которые находят себе место в городе или которым помогает в этом кто-то другой. Здесь — краткие аннотации, даты выхода и ссылки на опубликованные материалы.
Точки контакта: общественные пространства в городе
Тема в «Городском конструкторе» — публичные городские пространства, их философия, ритуалы, взаимодействие с человеком и, конечно, разнообразный опыт: советский, азиатский и европейский. Аннотации и расписание выхода текстов — здесь.
Еда в городе: пищевая цепь горожанинае
Второй мини-сериал института «Стрелка» в рамках «Городского конструктора» посвящён еде, а именно — её влиянию на городскую среду и жизнь урбанизированной части планеты. Здесь вы найдёте расписание выхода текстов, краткие аннотации и ссылки на уже вышедшие материалы.
Еда в городе: пищевая цепь горожанина
Второй мини-сериал института «Стрелка» в рамках «Городского конструктора» посвящён еде, а именно — её влиянию на городскую среду и жизнь урбанизированной части планеты. Здесь вы найдёте расписание выхода текстов, краткие аннотации и ссылки на уже вышедшие материалы.
Микрорайоны: понять и изменить
Первый мини-сериал в проекте «Городской конструктор» посвящён феномену советских и постсоветских микрорайонов, роли хрущёвок в обществе и возможностям изменения «спальной» среды. Здесь вы найдёте расписание выхода текстов и их краткое описание (чтобы знать, чего ждать).