За последнее время в Новосибирске появилось около десятка киноклубов с регулярными показами. Все они имеют свою направленность и аудиторию, а в некоторых случаях — даже идейных лидеров.
Киноклубом чаще всего называют регулярные встречи киноманов или просто любителей кино в специально оборудованном помещении с экраном и проектором. Такие встречи могут иметь разный формат: от студенческих клубов до полудомашних посиделок с чаем.
— Формат нашего киноклуба околодомашний, — говорит Блэк, организатор киноклуба «Мерцание», — есть возможность налить чай во время просмотра фильма, покурить так, чтобы другим это не помешало. Публика — это в основном молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, интересующиеся различными направлениями искусства. Впрочем, приходят иногда очень разные люди: бывает, что какой-то конкретный фильм притягивает новую аудиторию.
Киноклубы студенческих обществ не обязательно ограничиваются пространством университета. Например, в «Городе N» собирается аудитория, которая привыкла слушать лекции филолога и киноведа Натальи Муратовой в НГПУ. Хорошее меню, новая атмосфера и благосклонность администрации в данном случае не только стимулируют постоянную аудиторию, но и привлекают новую.
— Мне кажется, что, например, «Победа» работает очень грамотно и успешно, — говорит Наталья Муратова, кандидат филологических наук. — Пенсионеры в ажитации бегут покупать абонементы на оперу и прочие мероприятия. Но, парадокс: большому количеству людей, молодых и не очень, хочется собраться в не очень громком месте и камерно вместе посмотреть кино, осмысленно выбранное, а не то, которое везде.
Выбор фильма в каждом киноклубе происходит по-своему: это может быть зрительское голосование на «ВКонтакте», личная инициатива ведущего или же заранее составленная на несколько месяцев программа.
— Программа нашего киноклуба строится по следующему принципу, — рассказывает Дарья Гейнц, организатор киноклуба авторского кино «Анна Карамазоff», — первая неделя — просмотр классической картины, например, таких режиссеров, как Феллини, Антониони, Пазолини, Тарковский, Эйзенштейн. Это те режиссеры, которые давно стали образцами для современной кинематографии, но которых, к сожалению, невозможно посмотреть в кинотеатрах города. Вторая неделя — это просмотры авангардных и сюрреалистических работ. Программа киноклуба расписана до нового года. За это время мы покажем и русское, и западное, и азиатское кино.
— На четырех кинопоказах в рамках Must See мы посмотрели «Брата-2», «Короткое замыкание», «Все песни только о любви» и «Вам и не снилось», — говорит Анастасия Волкова, организатор киноклуба Must See. — Как можно заметить, эти фильмы трудно подвести под общий знаменатель. Дело в том, что единственный критерий отбора для наших просмотров — организаторы (я и Настя Захарова) должны очень любить эту картину и хотеть пересмотреть ее в приятной компании. Наши показы бесплатные и, по-моему, довольно уютные: мы смотрим фильмы в шоу-руме OGOROD на большом проекторе, запивая их чаем с сушками. Социокультурный феномен множества киноклубов вообще достоин подробного осмысления, но мы стараемся об этом всерьез не задумываться и просто смотрим любимые фильмы вместе с друзьями.
После просмотра картины многие киноклубы практикуют обсуждение того, что происходило только что на экране. Однако не для всех это обязательное условие: организаторы уверяют, что каждый сам волен решать: остаться на обсуждение в клубе или поделиться впечатлениями с приятелем по дороге домой.
Появление за последние 2–3 года множества новых клубов можно характеризовать по-разному: это может быть как еще более возросшая популярность кинематографа, так и отсутствие лишних средств.
— Это своего рода утоление тоски по интимности человеческого общения, — говорит Наталья Муратова, — сочувствованию, сопониманию, удовлетворению потребности в Другом: настоящем искусстве, живом человеке. Иного объяснения ситуации, когда без всяких проблем мы можем смотреть кино-фаст-фуд с попкорном или позволительный андеграунд в «продвинутом» кинотеатре, да и вообще, не отрывая попу, все, что угодно, смотреть онлайн, я не вижу.
По словам Натальи, в Новосибирске очень сильна инерция исключительности культурной среды: людей, которые смотрели в киноклубах Академгородка и «Кобре» хорошее кино в 70-х, 80-х и 90-х. Впрочем, появление за последние 2–3 года множества новых клубов можно характеризовать по-разному: это может быть как еще более возросшая популярность кинематографа, так и отсутствие лишних средств, то есть желание получить кино «бонусом» к походу в бар или студенческому чаепитию.
— Кризис сказывается, скорее, не на том, что в кино ходить затратно, — говорит Роман, бариста и организатор киноклуба в кофейне «Кардамон», — а на том, что уменьшается возможность совершать такой же масштабный шопинг, поэтому появляется потребность в каких-то духовных ценностях. Ну, и плюс сейчас мода на увлечение каким-либо видом искусства.
Текст: Валерия Мордачева
Иллюстрация: Вероника Скок
Гу
07.09.2011
А мне кажется, что показ в киноклубе — это такой хороший повод, «пинок под зад» своего рода посмотреть ту или иную картину. Ведь даже когда знаешь, что кино хорошее и стОит его посмотреть, может не оказаться времени, сил, компании и проч.