Вагоны истории

Текст: Мария Костылева
Фото: Геннадий Данилкин

Новосибирский метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» существует почти два года и пока остаётся единственным в России. Каждые полгода его экспозиции обновляют, 2 октября новые материалы появились сразу в двух вагонах.

Первые три вагона поезда посвящены истории возникновения города, его развитию с 1920-х годов и жизни в военное время. К 75-летию Новосибирской области оформление одного из вагонов немного изменили: сейчас основная информация в нём охватывает период с 1930-х до начала Великой Отечественной войны. Впервые в вагоне, посвящённом юбилею области, используются QR-коды — на фотографиях самых известных памятников архитектуры.


Лариса Погорелова
учёный секретарь Новосибирского государственного краеведческого музея

«Фотографии, отобранные для оформления, существуют в единственном экземпляре. Мы старались отбирать самые редкие, в основном, портретные фотографии, чтобы составить образ жителя города тридцатых годов. Например, фотография женщин в трамвае, 1934 год — таких озабоченных лиц вы уже точно никогда не встретите».

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (2)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (3)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (4)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (5)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (6)

Второй «выставочный зал» музея — «Город, устремлённый в будущее» — представляет предприятия и проекты, сыгравшие заметную роль в становлении города и области. К 75-летию Новосибирской филармонии в нём разместили кадры из филармонической жизни. До этого экспозиция была посвящена 55-летию ГТРК.


Владимир Калужский
художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии

«Биография филармонии, как и биография Новосибирской области, сложная: здесь и смены руководителей, и объединение с ленинградской филармонией — постепенное развитие культурного значения с сороковых годов до нашего времени. Здание филармонии изначально строилось как мавзолей, на фасаде располагался лозунг «Ленин умер — жив ленинизм». Можно сказать, Дом Ленина был создан как информационный центр, потом его превратили в филармонию. Зайдя в этот вагон, можно увидеть много знакомого — последние двадцать лет жизни филармонии хорошо освещаются СМИ. Проблема лишь в одном: филармония настолько велика, что для освещения всей её жизни не хватает одного вагона».

Стиль оформления вагонов выбирали таким образом, чтобы во время поездки максимально заинтересовать пассажиров. Сверху, над окнами — документальные фотографии с небольшим объемом текста, который легко запоминается, на дверях и стенах — более крупные изображения. По замыслу Людмилы Монаховой, автора проекта поезда-музея, пол и поручни тоже должны были быть специально оформлены, но администрация города одобрила только существующий вариант. Зато новая экспозиция впервые занимает окна — там находятся большие фотографии музыкальных коллективов филармонии.

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (7)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (8)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (9)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (10)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (11)

метропоезд-музей «Новониколаевск – Новосибирск» (12)

Ещё одна идея Людмилы Монаховой носит рабочее название «Станция „Юбилейная“». Она заключается в том, чтобы транслировать в вагонах фильмы и архивные материалы о Сибири. Сейчас выделенных денег хватает на оснащение только одного вагона, поэтому авторы проекта ищут меценатов, чтобы установить мониторы во всём поезде разом.

В конце января 2013 года в третьем вагоне поезда появится экспозиция, посвящённая столетию со дня рождения Александра Покрышкина, а в марте один из вагонов оформят к трёхсотлетию со дня основания Чаусского острога в Колывани.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.