А в подвале у нас духи и привидения

Текст: Мария Фугенфирова
Фото: Геннадий Данилкин

На прошлой неделе Новосибирская филармония второй раз за свою историю устроила экскурсию для блогеров и журналистов (первый раз это случилось в 2009 году). В ходе «тура» мы узнали все и даже больше о колесной лире и клавесине XVII века, почему гастролирующий музыкант должен быть мобильным и зачем в фойе приглашают на посев картофеля.

Организация экскурсии, на которую собралось 15 блогеров и журналистов, легла на хрупкие плечи «филармонической феи» Марины Монаховой. Марина встречает нас, спрашивает у всех, как дела, попутно рассказывая о нелегкой доле кочующей по всему Новосибирску филармонии. С 2003 года она находится по адресу Красный проспект, 32 — сначала это здание хотели переименовать в Дом музыки, но, опасаясь «пенсионерского восстания», оставили Домом Ленина.

Марина Монахова

«В Оперном театре на протяжении 30 лет проходили концерты нашего оркестра, — рассказывает художественный руководитель филармонии Владимир Калужский. — В маленькое здание в Центральном парке тоже как-то «приехала» филармония, туда боялись водить иностранцев. Вообще, как только филармония куда-то переезжала — что-то сразу ломалось или падало. Большой зал филармонии совершенно зря разрушили. А что касается Дома Ленина — страшные были дискуссии: как так, в священном здании волосатые гитаристы будут играть — мы не должны этого допустить!».

Трудно представить, что жители Новосибирска понятия не имеют о том, что это здание, «остановка Дом Ленина», то самое, с белыми колоннами, — и есть государственная филармония. Марина и видеоинженер Митя Кириллов показывают ролик про то, как они «играли в журналистов»: спрашивали у прохожих, где она, филармония, находится. Ответы поражали — в основном, только консерваторские студенты не путали местонахождение действующего здания филармонии. Не знаю, как сильно это расстраивает сотрудников, ратующих за судьбу своего «музыкального дома».

Все надеются, что новое здание станет еще одной визитной карточкой города, наравне с Оперным театром.

Демонстрация ролика Марины и Мити

История филармонии начинается с 1937 года, сейчас это крупнейшая концертная организация страны. В её состав входит больше 20 профессиональных коллективов, представляющих совершенно разные музыкальные направления — от классики до эстрады, от джаза до старинной музыки. Среди них такие маститые звезды как «Сибирский диксиленд», квартет «Filarmonica», ансамбль старинной музыки «Insula Magica» и другие. Правда, репетировать и выступать не всегда получается в самой филармонии — тесно.

Музей филармонии

Неизвестно, как бы все сложилось в судьбе филармонии и новосибирской музыкальной жизни, если бы в 1956 году не появился симфонический оркестр, основанный знаменитым дирижером Арнольдом Кацем. Об этом великом человеке в одной строке, конечно, не напишешь — о нем надо писать книги. Поэтому дирижерские палочки в филармоническом Музее истории хранятся бережно, как будто это засушенные цветы, когда-то подаренные кем-то очень дорогим.

На стене — портрет Арнольда Каца

Марина проводит нас по закулисью и лабиринтам лестничных пролетов. Здание как будто окутано тайной — здесь плотно закрытая дверь «Библиотека камерного оркестра», в холле перед зрительным залом большое объявление «Посев картофеля!!!» (а что, музыканты тоже люди), орган, в тусклом освещении похожий на огромную хлебницу или даже на гроб, аскетичные гримерки. «Даже Смольянинов тут курил, вы не думайте, что она пустует. Музыкант вообще должен быть мобильным — рояль мы ему предоставим», — шутит Марина Монахова.

Владимир Калужский представляет экскурсантам артистку ансамбля Insula Magica Анну Недоспасову, демонстрирующую клавесин и колесную лиру. Клавесин сделан по подобию инструмента XVII века в 2001 году голландским мастером, колесная лира с немного дребезжащим звуком и колесом по типу смычка — «дань Азии».

«В современном мире все очень стандартизировано, это касается и строя инструментов, — говорит Анна Недоспасова, — а раньше каждый мастер старался создать что-то такое, чего до него не было. Естественно, строй инструментов отличался очень сильно. У старинных инструментов различный диапазон, звук. Сейчас даже в синтезаторе можно найти сорок различных звуков старинных клавесинов, но это все равно не то, это вторичное. Главное — ощущать жизнь и вибрацию внутри инструментов».

Напоследок Марина провожает нас на репетицию спектакля Андрея Кротова и Владимира Калужского «Дня не было, числа тоже», в основе которого лежат «Записки сумасшедшего» Гоголя, а также «немного Чехова, Гофмана и Пушкина». Премьера этой оперы состоится уже 27 марта, сейчас ее еще «чистят», доводят до идеала. Всегда интересно попадать на репетицию премьерного спектакля — композитор и режиссер сидят в зале, тщательно следят за рождающимся произведением — миксом из классики и современности.

Только погружаешься в мистику гоголевского мира — дирижер немного истеричным «Стоп! Вы меня не слышите!» прекращает действие на сцене.

Не зря авторы выбрали это мистическое произведение — вся филармония, особенно после экскурсии, пропитана этим гоголевским настроением — из-за голосов, репетирующих за стенами, старыми лестницами, огромными зеркалами и закрытыми дверьми. «Это еще что, на «Ночи в музее» мы вас поведем в подвал. У нас там духи и привидения», — серьезно сообщает Владимир Калужский.

Читать также:


«Оркестровая я»
Колонка Марины Монаховой о Новосибирском симфоническом оркестре и Арнольде Каце


1 комментарий к статьеДобавить
  1. Безумно интересно! спасибо за материал)

2 total pingbacks on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2019 Все права защищены

.