Текст: Мария Фугенфирова
Фото: Геннадий Данилкин
На прошлой неделе Новосибирская филармония второй раз за свою историю устроила экскурсию для блогеров и журналистов (первый раз это случилось в 2009 году). В ходе «тура» мы узнали все и даже больше о колесной лире и клавесине XVII века, почему гастролирующий музыкант должен быть мобильным и зачем в фойе приглашают на посев картофеля.
Организация экскурсии, на которую собралось 15 блогеров и журналистов, легла на хрупкие плечи «филармонической феи» Марины Монаховой. Марина встречает нас, спрашивает у всех, как дела, попутно рассказывая о нелегкой доле кочующей по всему Новосибирску филармонии. С 2003 года она находится по адресу Красный проспект, 32 — сначала это здание хотели переименовать в Дом музыки, но, опасаясь «пенсионерского восстания», оставили Домом Ленина.
«В Оперном театре на протяжении 30 лет проходили концерты нашего оркестра, — рассказывает художественный руководитель филармонии Владимир Калужский. — В маленькое здание в Центральном парке тоже как-то «приехала» филармония, туда боялись водить иностранцев. Вообще, как только филармония куда-то переезжала — что-то сразу ломалось или падало. Большой зал филармонии совершенно зря разрушили. А что касается Дома Ленина — страшные были дискуссии: как так, в священном здании волосатые гитаристы будут играть — мы не должны этого допустить!».
Трудно представить, что жители Новосибирска понятия не имеют о том, что это здание, «остановка Дом Ленина», то самое, с белыми колоннами, — и есть государственная филармония. Марина и видеоинженер Митя Кириллов показывают ролик про то, как они «играли в журналистов»: спрашивали у прохожих, где она, филармония, находится. Ответы поражали — в основном, только консерваторские студенты не путали местонахождение действующего здания филармонии. Не знаю, как сильно это расстраивает сотрудников, ратующих за судьбу своего «музыкального дома».
История филармонии начинается с 1937 года, сейчас это крупнейшая концертная организация страны. В её состав входит больше 20 профессиональных коллективов, представляющих совершенно разные музыкальные направления — от классики до эстрады, от джаза до старинной музыки. Среди них такие маститые звезды как «Сибирский диксиленд», квартет «Filarmonica», ансамбль старинной музыки «Insula Magica» и другие. Правда, репетировать и выступать не всегда получается в самой филармонии — тесно.
Неизвестно, как бы все сложилось в судьбе филармонии и новосибирской музыкальной жизни, если бы в 1956 году не появился симфонический оркестр, основанный знаменитым дирижером Арнольдом Кацем. Об этом великом человеке в одной строке, конечно, не напишешь — о нем надо писать книги. Поэтому дирижерские палочки в филармоническом Музее истории хранятся бережно, как будто это засушенные цветы, когда-то подаренные кем-то очень дорогим.
Марина проводит нас по закулисью и лабиринтам лестничных пролетов. Здание как будто окутано тайной — здесь плотно закрытая дверь «Библиотека камерного оркестра», в холле перед зрительным залом большое объявление «Посев картофеля!!!» (а что, музыканты тоже люди), орган, в тусклом освещении похожий на огромную хлебницу или даже на гроб, аскетичные гримерки. «Даже Смольянинов тут курил, вы не думайте, что она пустует. Музыкант вообще должен быть мобильным — рояль мы ему предоставим», — шутит Марина Монахова.
Владимир Калужский представляет экскурсантам артистку ансамбля Insula Magica Анну Недоспасову, демонстрирующую клавесин и колесную лиру. Клавесин сделан по подобию инструмента XVII века в 2001 году голландским мастером, колесная лира с немного дребезжащим звуком и колесом по типу смычка — «дань Азии».
«В современном мире все очень стандартизировано, это касается и строя инструментов, — говорит Анна Недоспасова, — а раньше каждый мастер старался создать что-то такое, чего до него не было. Естественно, строй инструментов отличался очень сильно. У старинных инструментов различный диапазон, звук. Сейчас даже в синтезаторе можно найти сорок различных звуков старинных клавесинов, но это все равно не то, это вторичное. Главное — ощущать жизнь и вибрацию внутри инструментов».
Напоследок Марина провожает нас на репетицию спектакля Андрея Кротова и Владимира Калужского «Дня не было, числа тоже», в основе которого лежат «Записки сумасшедшего» Гоголя, а также «немного Чехова, Гофмана и Пушкина». Премьера этой оперы состоится уже 27 марта, сейчас ее еще «чистят», доводят до идеала. Всегда интересно попадать на репетицию премьерного спектакля — композитор и режиссер сидят в зале, тщательно следят за рождающимся произведением — миксом из классики и современности.
Не зря авторы выбрали это мистическое произведение — вся филармония, особенно после экскурсии, пропитана этим гоголевским настроением — из-за голосов, репетирующих за стенами, старыми лестницами, огромными зеркалами и закрытыми дверьми. «Это еще что, на «Ночи в музее» мы вас поведем в подвал. У нас там духи и привидения», — серьезно сообщает Владимир Калужский.
Читать также:
«Оркестровая я»
Колонка Марины Монаховой о Новосибирском симфоническом оркестре и Арнольде Каце