Человека ищу

Текст: Анна Фефелова
Фото: кадры из фильма

В начале ноября в широкий прокат выходит фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова о выпускнике биофака УрГУ Викторе Служкине, который приходит в школу, чтобы учить «бивней» никому не нужной экономической географии. Фильм мастерски переводит на язык кино все ключевые смыслосплетения ивановского текста, но примечателен он не только художественными достоинствами. Не так уж часто в массовом прокате появляются фильмы, повествующие о героях сегодняшней российской реальности за пределами столиц.

Уникальности «Географу» добавляет и то, что в его основу лёг написанный в традициях русской «большой» прозы роман современного писателя. Причём автор живёт в Перми и увековечивает в тексте свой город, с его заброшенными промышленными пейзажами 1990-х годов, провинциальной безысходностью и безграничной свободой апельсиновых закатов, стремительных рек и суровой пармы. Александр Велединский в соавторстве с продюсером картины Валерием Тодоровским и Рауфом Кубаевым написал по мотивам романа сценарий, сохранив место действия, но изменив время.

Перенос сюжета в эпоху мобильных телефонов, интернета и пермской культурной революции подчеркнул его вневременные аспекты, и оказалось, что многие проблемы девяностых актуальны и для сегодняшнего дня.

Конечно, в двухчасовой фильм вошли не все сюжетные линии романа (Велединский вообще считает, что 120 минут — абсолютный максимум для любой картины, если это не «Андрей Рублев» или science fiction). Остались за кадром собственные школьные годы географа (Константин Хабенский), новогодний поход с «отцами» на Шихан и многие другие эпизоды. Но неизбежные при модуляции из книги на экран изменения пошли «Географу» на пользу.

Маша (Анфиса Черных) и Служкин (Константин Хабенский)

Умело выстроенная драматургия так связала воедино вынужденное учительство Служкина и его личную жизнь, что к началу сплава по бурным весенним рекам настоящая жизнь для него оказалась неразрывно связана с «зондер-командой», собственным alter ego Градусовым (Андрей Прытков) и Машей Большаковой (Анфиса Черных), с которой наконец исполнилась школьная мечта о взаимной первой любви.

Есть и ещё одна важная деталь: герой Константина Хабенского старше своего литературного прототипа на те самые 10-15 лет, которые отделяют экранную Пермь от времени действия романа.

Соответственно меняется и дистанция между учителем и учениками: Маша влюбляется не в молодого неопытного Виктора Сергеича, вернувшегося с женой и маленькой дочкой в родную провинцию после университета, а в зрелого мужчину, у которого чужие школьные буйства уже не будят воспоминаний о юности, а воспринимаются со здоровой долей рефлексии и смирения. Он не читает на уроках стихов собственного сочинения, не водит Машу к сосне на цыпочках, и то, что для неё — большой взрыв, для него — просто солнце. Но это вовсе не значит, что герою Хабенского не досталось романтики. Его поэзия и ребячество спрятаны внутри и изливаются во внешний мир не в словах, стихах и сломанных ногах, а во взглядах, отчаянных поступках и полётах во сне и наяву.

Елена Лядова в роли жены географа Нади

Поступки Служкина многократно утверждают и подтверждают его философию о нежелании быть залогом чужого счастья: он отпускает жену ради любви с большой буквы «Л» к своему лучшему другу Будкину (и не на одну ночь, как в романе, а насовсем), старательно стирает себя из отношений с подругами и влюблённой в него Машей.

Но в итоге попытки стать святым, свободным от людей, оказываются такими же противоречивыми, как и само сочетание имени и фамилии героя (Виктор «Победитель» Служкин). Потому что именно он, неуспешный, пропивший всё, кроме совести, способный и в сорок лет курить чай на балконе родительской квартиры, оказывается вовсе не лишним, а самым что ни на есть необходимым в нашей жизни человеком.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.