За последние несколько лет жизнь Новосибирска кинематографического вышла на новый виток. Всевозможные киноклубы стали расти, как грибы после дождя, выращивая на этой благодатной почве благодарную зрительскую аудиторию. Это значит, что в городе стало можно показывать ленты, требующие осмысления и обсуждения.
Frontline — это международный дискуссионный клуб, основанный в 2003 году лондонским журналистом-фрилансером Воаном Смитом. Первоначально клуб представлял собой сообщество журналистов, работавших в зонах военных конфликтов.
В 2006 году проект стал известен в России, благодаря совместной деятельности с Центром экстремальной журналистики. В настоящее время Frontline Сlub насчитывает более тысячи членов, занятых в самых разных сферах деятельности.
В сентябре 2010 года в Новосибирске были проведены целых три показа документального фильма Алены Полуниной «Революция, которой не было» — в ресторане Дома Актера, актовом зале НГУЭУ и академгородковском клубе «НИИ КуДА». Все три мероприятия не прошли незамеченными: так или иначе, но показы получили если не «хорошую прессу», то хотя бы отзывы и резонанс в блогосфере. И неважно, что послужило причиной такого резонанса — тема, поднимаемая в фильме, или статус и имидж эксперта, презентовавшего фильм (в тот раз это был молодой политик Илья Яшин). С этого пробного шара в Новосибирске и началась более-менее стабильная деятельность одного из самых серьезных независимых журналистских проектов, связанных с документальным кино, — международного дискуссионного клуба Frontline. С этого момента стало можно говорить о функционировании Новосибирского отделения клуба.
За период с сентября по июнь 2011 года в рамках проекта было проведено порядка 15 показов документальных лент, снятых в разных горячих точках планеты. Необходимо уточнить, что в данном случае термин «горячая точка» характеризует не обязательно зону военных конфликтов, но область существования той или иной социальной проблемы. Каждый из прошедших показов сопровождался публичной дискуссией с возможным привлечением экспертов и гостей клуба. Обычно наличие приглашенного эксперта на показе срабатывает как «приманка» для публики, и такие показы и дискуссии проходят «на ура».
Гостями клуба в Новосибирске были: режиссер Валерий Балаян (Москва), политик Илья Яшин (Москва), журналисты Ольга Романова и Мария Эйсмонт (Москва), художник Константин Еременко (Новосибирск), музыкальный обозреватель Дмитрий Веснин (Новосибирск), куратор проекта «Фронтлайн» в России Юрий Бурцев.
Численность зрителей на остальных показах оставляет желать лучшего — среднее число посетителей и участников дискуссии варьируется между 15 и 30 людьми. Опять же налицо проблема качественного состава аудитории на таких дискуссиях. Если изначально клуб был ориентирован на работу с журналистами и блогерами, то большую часть новосибирской публики составляют студенты, которые, к сожалению, не всегда бывают компетентны в тематике того или иного фильма. Тем не менее это не снижает уровня остроты и не делает дискуссии менее привлекательными.
Очевидна и проблема внутреннего контроля, грамотной модерации, вызванная разнородностью аудитории, среди которой (и тому, к сожалению, есть ряд ярких примеров из новосибирской практики) попадаются откровенно психически нездоровые люди. Например, показ фильма «Режим страха» (точнее, попытка организовать после просмотра дискуссию с основателем скандального ресурса Wikileaks Джулианом Ассанжем) послужил своеобразным зеленым светофором для подобного рода зрителей. Он привлек к дискуссии реальных и мифических оппозиционных лидеров, представителей всевозможных кухонных политических союзов, домашних коалиций и диванных партий, многие из которых своей активностью ставили под угрозу обсуждение фильма, и, по сути, сорвали онлайн-включение московской студии, где в качестве гостя ждал эфира писатель Герман Садулаев.
1 октября этого года новосибирское отделение Frontline открывает новый сезон.
В этот раз на суд публики будет вынесен фильм-дебют американского документалиста Кэтрин Коллинз «Власть».
Вдвойне неприятно, что для новосибирской публики по-прежнему наиважнейшим остается вопрос о «теории вселенского заговора» — редкий показ в рамках клуба проходит без классического вопроса о «заказе» и финансовой поддержке того или иного документального проекта неким забугорным «заказчиком». Эта охота на ведьм портит общую картину показа, но обойтись без подобных вопросов невозможно — такова новосибирская, а может быть, и российская специфика.
Как бы то ни было, 1 октября этого года новосибирское отделение Frontline открывает новый сезон. В этот раз на суд публики будет вынесен фильм-дебют американского документалиста Кэтрин Коллинз «Власть». «Власть» рассказывает о процессах, происходящих в России начала нулевых, о том, как в эти процессы оказываются вовлечены разные люди. Центральной фигурой фильма является Михаил Ходорковский.
Текст: Александр Романовский
Иллюстрация: Ольга Лисичникова
editor
29.09.2011
Показ состоится в субботу, 1 октября, в Доме Актера. Начало в 12.30. http://vkontakte.ru/event30574774
upperham
29.09.2011
это общероссийская специфика, в Екатеринбурге на показе кинофильмов в рамках show us все допытывались, дает ли американское правительство деньги документалистам, да и почему они вообще ругают власть?