Текст: Александра Воробьёва
Фото: Юлия Кукарских
В расположенном в Красноярском крае посёлке Шушенское прошёл трёхдневный фестиваль «Мир Сибири» (бывшее «Саянское кольцо») — одно из самых масштабных событий в культурном пространстве края. По количеству приглашенных из-за рубежа исполнителей и уровню отечественных хэдлайнеров с основанным почти 10 лет назад фестивалем в регионе до сих пор практически нечего сопоставить. Между тем о «Мире Сибири» сегодня часто отзываются негативно: организаторы работают плохо, интересных имён в программе с каждым годом всё меньше, а количество тусовщиков из соседних городов, мешающих порядочным любителям этники, напротив, растёт. Корреспонденты Siburbia попытались разобраться в том, что с фестивалем не так.
— Девушки, купите свистульку! — настойчиво зазывает нас шушенский продавец. — Тута дешевле, тама дороже! Свистеть — хорошо!
— Это Ямайка, это позитив! — убеждает жизнерадостный парень мужчину лет 50 в трениках и летней рубашке, протягивая ему вязаную шапочку характерной расцветки.
— А-му-лет. Чо это за слово такое? — недоумевает юноша, вываливаясь из ворот «Города Мастеров», работающей при фестивале ярмарки. Мастера в «Городе» продают товары разной степени этничности и аутентичности: от копеечных китайских подвесок до дорогущей индейской пироги, собранной вручную.
Центральная площадь Шушенского и аллеи острова, на котором размещаются главные концертные площадки, в дни фестиваля напоминают набережные курортных городов: сувенирные лавки, светящиеся детские игрушки, бесконечные шашлычные с певцами, голосящими под бумкающие минусовки. Сходство усиливается и благодаря объявлениям «Сдам жильё», торчащим из каждого пятого окна на первом этаже.
В 70-80-е посёлок существовал в основном за счёт музейного комплекса «Сибирская ссылка В.И. Ленина». Однако в постсоветскую эпоху интерес к музею закономерно угас, и поток туристов резко снизился. Учрежденное в 2003-м году «Саянское кольцо» не в последнюю очередь было призвано залатать эту дыру, однако облик Шушенского со времен основания ленинского музея мало изменился. Вездесущие блочные пятиэтажки прекрасно сочетаются с кондовыми названиями городских точек: гостиница «Турист», турбаза «Искра», кофейня (неожиданно) «Садко», стадион «Урожай», на котором расположены большая и малая фестивальные сцены… После ребрендинга, впрочем, фестиваль перешёл на краевое финансирование, и местная администрация уже пообещала заняться совершенствованием инфраструктуры всерьёз.
Музыкальная программа фестиваля — конкурс и выступления хэдлайнеров — обычно стартует после шести вечера; в первой же половине дня досужий зритель может, помимо ярмарки, занять себя покосом (в рамках обрядового действа «Коси, коса»), изучением народных ремесёл, песен и плясок на мастер-классах и рассматриванием арт-объектов, привезённых в Шушенское Красноярским музейным центром. Современное искусство здесь оказалось крайне востребованным: с инсталляциями фотографируются, а к разъезжавшему по полю моторизированному лаптю художника Василия Слонова выстроилась очередь из восторженных детей. Популярностью пользуется и художественная акция «Лавка Мира», в ходе которой энтузиасты неистово раскрашивают специально подготовленные лавочки.
Конкурсную программу публика посещает с умеренным энтузиазмом, а зря: несмотря на отдающие советской филармонией названия номинаций, среди конкурсантов есть достойные участники вроде пермского «Воронова крыла».
В этом году из-за рубежа в Шушенское привезли туарегов «Bombino», американцев «Hazmat Modine», поднявших пол-«Урожая» на ноги своей цыганистой помесью блюза и диксилэнда, и припанкованных ска-испанцев «Muyayo Rif», заставивших плясать оставшуюся половину. Из столичных музыкантов на фестивале сыграли Инна Желанная, Анна Пингина, Сергей Старостин, Татьяна Калмыкова и гитарный бэнд Ивана Смирнова. Тувинцы «Ят-ха» (в составе которых, между прочим, выступал гитарист «Public Image Limited» Лу Эдмондс) и буряты «Namgar» выдали разной степени медитативности этно-рок, тувинский ансамбль горлового пения «Алаш» представил несколько номеров под аккомпанемент чернокожего бит-боксера, а трио «Айархаан» из Якутии — мощнейший сет на варганах. Любители этно пляшут наравне с ненавидимыми ими клубными тусовщиками, да так, что к концу третьего дня стадионный газон окажется изрядно вытоптан.
Организаторы «Мира Сибири» предложили в этом году несколько принципиально новых проектов. Одним из них стала свободная сцена — площадка, на которой могут выступить музыканты, не участвующие в конкурсе. Вечерами на сцене проводятся более-менее тематические кинопоказы: в частности, демонстрируются фильмы из программы грядущего Канского видеофестиваля. Чрезмерная удалённость сцены от центральных площадок, однако, привела к тому, что за три дня сцену посетило крайне мало зрителей.
Другой фестивальный проект — интерактивный «Бумвокерс-оркестр», в рамках которого всем желающим предлагается исполнить фирменную мелодию фестиваля на специальных перкуссионных трубках — более продуман, но и здесь без огрехов не обходится. В результате этой акции должен возникнуть рекордно большой оркестр, а вот желающих купить трубки-бумвокеры, изначально продававшиеся по 200 рублей (к концу фестиваля цена снизилась до 50, и спрос резко подскочил), оказывается не очень много, из-за чего инструментальная секция, поддерживающая фестивальный лейтмотив, попросту перекрывает трубочников во время исполнения.
Вообще заявку на интерактивность (иногда чересчур натужную), сделанную в этом году организаторами, можно считать реализованной — публика активно включается в фестивальные мероприятия. Другое дело, что формы и способы этого включения, как и саму фестивальную инфраструктуру, не мешало бы довести до ума.
А пока что, как говорит один известный интернет-герой, «у нас здесь своя атмосфера», не лишённая, при всей своей дикости и несуразности, определённого очарования.
Сергей Мезенов
музыкальный критик интернет-газеты Newslab
Не могу сказать, что между «новым» «Миром Сибири» и «старым» «Саянским кольцом» удалось обнаружить какую-то принципиальную разницу. Конкурсная программа примерно наполовину состояла из тех же людей, что приезжают сюда регулярно (хотя вот омский ансамбль «Солнцеворот» за эти годы капитально похорошел), малая сцена и большая сцена по-прежнему расположены так, что периодически обнуляют друг друга, победителей и призёров по-прежнему больше, чем можно постичь разумом. Впрочем, и общая благодушная атмосфера тоже на месте, да и в числе специальных гостей в этом году коэффициент внезапных находок был выше обычного — скажем, африканский исполнитель «пустынного блюза» Bombino со своими одновременно ужасно простыми и ужасно энергичными песнями теперь поселился в сердце навеки. Так что и в следующий раз поеду с радостью и получу огромное удовольствие, несмотря на все бесконечные организационные недочеты.
Александра Закирова
культурный обозреватель
«Саянских колец» мне не досталось — всё было недосуг, зато сполна достался первый «Мир Сибири».
За три дня фестиваля, до крышечки переполнившись эмоциями и даже некоторыми зачаточными музыкальными навыками, начинаешь слышать музыку во всём. В шуме проезжающего мотоцикла, в чихании простудившегося на вчерашнем ночном концерте соседа, в условной утренней тишине маленького периферийного посёлка. Преимущественно положительная оценка фестиваля на деле складывается из вполне конкретных правильных вещей: сильнейшей хэдлайнерской программы (особенно первых двух дней), в основном достойной программы конкурсной. Из вкуснейшего плова, наполнявшего казаны переулка общепита. Из правильного тайминга фестиваля — именно три дня нужно, чтобы растусоваться, продержаться на заданной высоте на бреющем полёте и, наконец, медленно спланировать вниз в последний день, начиная уже прикидывать в уме, что в следующем году стоит вернуться.