Признаюсь, у меня есть некое предубеждение относительно новосибирского игрового кино. Все-таки у нас в городе нет ни качественной режиссерской школы, ни даже адекватных курсов сценаристов. Несмотря на это, первое заседание киноклуба Camer_ON в «Победе» обещало быть любопытным, хотя бы из-за наличия адекватного жюри.
Мест в кафе кинотеатра нет уже за полчаса до официального сбора гостей. Несколько человек устроились на полу перед экраном, около двадцати зрителей расположились прямо на боковой лестнице. Алексей Данилов, менеджер по работе со зрителями и один из членов жюри, координирует процесс размещения людей и между прочим делает заявление для журналистов: «Сразу говорю, что мы не рассчитывали, что придет столько людей. Кто напишет, что организация была плохая, что сесть было негде, — тот подонок». Кроме Алексея в судьях: актер Лаврентий Сорокин, режиссер «Первого театра» Павел Южаков, директор кинокомпании «Картина мира» Борис Мамлин и генеральный директор компании «Двадцатый век ФоксСибирь» Тамара Козлова.
— Если вы показываете будущее, — говорит Данилов, — то почему неясно, какая правящая партия в России, кто победил на выборах-2012, как прошла Олимпиада в Сочи?
Три молодых режиссера — Сергей Чехов, Кирилл Охват и Валентин Мошкин —соревнуются за право проката своих творений в программе короткометражек в «Победе». Первым представляет свой фильм Сергей, участник творческого объединения «Асфальт». Фильм под названием Bossa Nova был снят в рамках летнего фестиваля «Кино за 3 дня». Съемочной группе досталась тема «Знание — сила». В итоге вышла короткометражная работа о парне, который впервые осознанно покупает книгу, а за чтением его избивают гопники.
— Идея не совсем четкая, — говорит Павел Южаков. — Я пока понял, что книги — зло, не читайте, а то будете избиты ногами.
— Для меня все предельно понятно, — парирует Борис Мамлин. — Это наказание за то, что человек до этого не читал.

Борис Мамлин: "Актерская игра — есть, режиссура — есть, картинка — есть. Это кино".
Несмотря на неоднозначность идеи, все судьи сошлись в том, что «режиссура есть, картинка есть, актерская игра есть — это кино».
— Единственное, что мне не понравилось, — говорит Алексей Данилов, — когда парень бежит избитый по городу, то движется он от «Победы» к «Авроре» — это неправильно.
Следующим свою фантастическую короткометражку представляет Юрий из кинокомпании Shadow production, но тут же поясняет, что «главный у нас — Кирилл». Фантастический боевик «Суприма» длится 13 минут. Снят он в лучших традициях Голливуда: конец света, «неведомая фигня» в пакете на развалинах дома, таинственный агент Марк и полный сбой во всех программах.
— Если вы показываете будущее, — говорит Данилов, — то почему неясно, какая правящая партия в России, кто победил на выборах-2012, как прошла Олимпиада в Сочи?
Как выяснилось, сценаристом для обоих фильмов выступил один и тот же человек — Алексей Корнев.
— У меня к нему много вопросов, — говорит Лаврентий Сорокин. — Например, судьба чувака в пакете остается неясной.
— Знаете, я трижды заметил надпись «Надя — шлюха», — говорит Алексей Данилов. — Не знаю, заметили ли вы.
Сидящий на полу актер «Первого театра» Артем Находкин тянет руку для слова.
— Я хочу сказать спасибо ребятам за фильм, — говорит он. — Место съемок — «Белый» завод в Пашино, это место, где я провел детство. Теперь все знают, где я игрался.
— Артем, я стесняюсь спросить, — говорит Данилов, — а Надя?..
— Да-да! — с готовностью подтверждает Артем. — Это я писал.
Третью и последнюю картину с коротким названием «Н» представляет Валентин из творческого объединения «844». Четырехминутная короткометражка без слов рассказывает о жизни человека, который все время бежит: в школу, на работу, меняет по пути девушек и жен, а в финале остается перед двумя дверями — «Hell» и «Heaven».

Кадр из короткометражки «H».
— Я как человек преклонного возраста, — говорит Лаврентий Сорокин, — не совсем понимаю, почему герой выбирает, какую из дверей ему открыть тем ключом, который он получил при рождении. Выбор очевиден — все хотят в Рай.
— Дело совсем не в том, что герой делает выбор, — поясняет Валентин. — Он сомневается, к какой двери подойдет ключ.
Часть зрителей тут же соглашаются с режиссером. Сидящая за моим столом поэтесса Кристина Кармалита негодует: «Это было очевидно, у героя страх и сомнение в глазах, но никак не выбор». Пока окружающие продолжают вслух восхищаться работой Валентина, думаю: выходит, что по задумке режиссера человек уже в начале жизни получает заранее «запрограммированный» на рай или ад ключ. Тогда какая разница, как ты свой путь «пробежишь» и сколько невест по дороге сменишь?

Алексей Данилов: "Кто напишет, что организация была плохая — тот подонок".
В программу короткометражек «Победы» попадают сразу два фильма: Bossa Nova и «Н». Следующая встреча киноклуба Camer_ON назначена на 8 сентября, и уже три других режиссера будут представлять свои работы жюри и публике. Возможно, их картины вызовут не меньше споров. Правда, не каждый фильм хорош только тем, что он обсуждаемый.
Текст: Валерия Мордачева
Фото: Фрол Подлесный