На грани адекватности

Дмитрий Веснин
музыкальный критик

Чуть больше десяти лет назад, 23 октября 2001 года вышел первый iPod, доступный тогда ещё только для пользователей Mac OS, позволяющий пользователям хранить 5 или 10 гигабайт музыки, сжатой в форматах wave, aiff, mp3 или aac. Почти через год выходит второе поколение плеера, и слоган «1000 песен у Вас в кармане» завоёвывает мир.

И если раньше компакт-диск позволял держать с собой только 74 минуты аудиоматериала, то теперь, буквально за пару лет количество «минут» в кармане гражданина возрастает до четырёх тысяч!

Charles Bradley by Kisha Bari

Проблемы, связанные с этим скачком, давно известны тем, кто подключал себе кабельное телевидение. Как только количество каналов возрастает с десятка федеральных до нескольких сотен, способных, казалось бы, удовлетворить самым изысканным запросам, пользователь втягивается в совсем другую игру. Тысяча каналов кабельного буквально заставляют тебя переключать их.

Тысяча песен в mp3-плеере не дают послушать более 15 секунд каждой, особенно если ты используешь «шаффл», ведь даже если сейчас ты добрался до самой классной, следующая может быть ещё круче!

Безусловно, это верно и для интернет-ресурсов — 9gag.com невозможно дочитать до конца, YouTube, появившийся, кстати, только в 2005 году, невозможно посмотреть полностью, а ленту ВКонтакте, или, ранее, ленту livejournal, невозможно дочитать до самой первой записи. Так или иначе, каждый из нас встаёт перед вопросом о том, как ограничивать, структурировать и фильтровать входящую информацию, чтобы прожить жизнь не услышав ни одной композиции Скриллекса и постараться пройти мимо «Зелёного Слоника».

Ella Fitzgerald by Yale Joel

В таких условиях коллекционирование как таковое может принимать самые извращённые формы, среди которых хранение и структуризация mp3-файлов или собрание полной дискографии группы держится на грани адекватности и разумного применения.

Типичный интернет-коллекционер, не обременяющий себя собиранием виниловых пластинок или редких постеров, подходит под анальный тип по Фрейду — ему свойственна аккуратность, опрятность, пунктуальность, гибкость мышления, агрессивность, накопительство и экономность. Ведущие виды защиты — интеллектуализация, уничтожение сделанного и изоляция.

Можно сколько угодно спорить о типологии характера по Фрейду, но именно этот пример невозможно точно подходит нашим сегодняшним героям — слушателям, собирающим «vocal range» видео. Суть явления проста: одним видео на youtube показать всю ширину диапазона певческого голоса любимого исполнителя. Эти ребята устраивают нешуточные битвы между голосами Emeli Sand? на свежем альбоме Our Version of Events и прошлогодней фавориткой публики Janelle Mon?e. Грубо говоря, под раздачу попадают все, кто умеет петь: Beyonc?, Amerie, Thom Yorke, Mike Patton, Bj?rk в целом и каждый альбом отдельно, и даже такие диковинные персонажи, как Ivan Rebroff.

Alison Mosshart (The Kills) by David Black

Удивительно, но авторы многих из этих видео не имеют ни малейшего представления ни об основных певческих голосах, ни о составах полного диапазона голоса, допуская простейшие фактические ошибки. Но дело даже не в этом — каждое «vocal range» видео удаляет автора от основного предмета коллекционирования, от музыки и эмоций. От авторской подачи, текстов песен и звукового полотна, превращая прослушивания нового альбома любимого исполнителя в механическую погоню за новыми нотами.

Возвращающаяся мода на «vocal range» являет собой дичайший пример того, насколько далеко можно уйти от сути вопроса, не переставая при этом заниматься любимым делом. Оглянитесь, не пора ли удалить эту безумную коллекцию mp3 файлов с домашнего компьютера раньше, чем она сделает из вас бесцельного коллекционера?

7 комментариев к статьеДобавить
  1. А если человеку нравятся механическая погоня и бесцельность?:)
    Вы исходите из очень определенного представления о том, каким должно быть удовольствие от музыки — а если предположить, что удовольствие просто бывает разное?

    • Зачем предполагать — удовольствие действительно бывает разное, но собирание нот больше похоже на собирание большой коллекции книг, написанных разными шрифтами, или, к примеру, разного качества бумаги. Вроде как книгу обсуждаем, но суть вопроса растворяется.

  2. Наталья Ласкина если жЫвотному нравится коллекционировать фантики — а не наслаждаться вкусом конфет — это должно быть единичным деградантским случаем. В данный момент имеет место коллекционирование фантиков и их облизывание — без разворачивания обёртки. Таким образом, исключительно вкусные конфеты становятся никому не нужны — всем хоть ириски верти в пергамен. И это печально.

    • Михаил, мне бы на этом месте надо высказать печаль по поводу того, что даже меломаны нынче хотят указывать другим, чего они должны и не должны хотеть и чем должны и не должны наслаждаться, но у вас такая трогательная конфетная метафорика, что не могу не выразить полное умиление:) Не печальтесь, не погубят коллекционеры-фетишисты музыку.

  3. Наталья Ласкина в том и проблема, что настоящую музыку уничтожил фетиш и эрзац. Такие люди, даже не знают, как играл тот же Джимми Хендрикс, не слышали драйва Битлов… Посему они воспроизводят и записывают по кругу убогие 3 ноты на самодельном синтезаторе. От узости, невозможности расширить эту узость, музыкальное творчество с конца 90-х превратилось в звуки, которые все коллекционируют. Я даже процbтирую статью «Удивительно, но авторы многих из этих видео не имеют ни малейшего представления ни об основных певческих голосах, ни о составах полного диапазона голоса, допуская простейшие фактические ошибки». Вот ничего удивительного — и искать звук инструментов — тоже не могут и не умеют — потому как из музыки слышали мп3 через колонки Гениус за 200 рублей.

  4. Если серьезно, с моей колокольни кажется, что просто музыка перестала играть ту огромную роль в массовой культуре, которую она завоевала в рок-н-роллльные времена.
    Теперь любители «Битлз» почти в том же положении, что любители академической музыки: есть узкий круг искренне увлеченных людей и есть множество тех, для кого музыка — не больше, чем фон или предмет развлечения и/или коллекционирования. Скоро у Хендрикса будет не больше слушателей, чем у Булеза. А почему, собственно, должно быть больше?

    Статья, по сути, о том, что большинство людей избегает настоящего эстетического опыта и предпочитает менее эмоционально затратные «суррогатные» удовольствия. Это не новость и никак не связано с мп3 или с ютьюбом. Если вас беспокоит судьба музыки и вы хотите что-то изменить, наивно думать, что это можно сделать при помощи суровых отповедей на тему утраченного смысла.

  5. Наталья Ласкина во всём согласен. Просто, музыка вызывает эмоции, а писк комара, как и современные мп3 — вызывают эрзац. И, самовоспроизводясь в якобы музыкальных современных произведениях, эрзац уничтожает основу и смысл музыки. В результате — см русская и западная попса — 3 аккорда на синтезаторе, голос, вытянутый ревебраторами и эквалайзерами. Вот и вся музыка… Фатальная деградация музыки привела к фатальной деградации эмоционально — чувственной сферы человека, и сделал замкнутый круг огрубления и превращения человека в животное. Вот в этом — грусть.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.