От вешалки до Кремля

Текст, фото: Юлия Исакова

Всю прошлую неделю новосибирское театральное сообщество принимало столичных и зарубежных экспертов, а также коллег из регионов Сибири — от режиссёров и актёров до художников по свету и конструкторов кукол. Сибирский театральный форум Союза театральных деятелей состоялся в пятый раз (в Новосибирске — во второй). 652 делегата обсуждали проблемные вопросы во всех слоях театральной жизни, участвовали в семинарах и лабораториях.

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Актёрские лаборатории

Новосибирские театры в дни форума стали полноценными учебными площадками: в течение пяти-шести часов ежедневно в фойе, на малой сцене и в репетиционном зале театра «Глобус» занимались молодые актёры драматических театров — учились правильно звучать, взаимодействовать с партнёром в конфликте, продумывать и наполнять смыслом каждое движение. Где-то неподалёку учились искусству изменения лица до неузнаваемости гримёры-пастижёры, на большой сцене шли репетиции, внизу — семинары для работников PR-служб театров.

Театральный критик и руководитель «Школы театрального лидера» в Москве Елена Ковальская на семинаре для театральных пиарщиков подробно говорила о способах привлечения в театр зрителя, который и в мыслях не имел туда ходить — а это 93% из 100% жителей любого города.

«Чем является продвигаемый продукт в театре? — спрашивала Ковальская завлитов, пиар-менеджеров и пресс-секретарей сибирских театров. — Спектакль? Само здание театра? Театр как общественный институт? Мы имеем в виду продвижение комплексного продукта, который сами для себя не всегда формулируем, потому что привычно продвигаем спектакли. В то время как имеем дело и со зданием с собственной инфраструктурой, и с общественным институтом, в котором ставятся спектакли, имеющие художественное значение, и проходят самые разные мероприятия социального значения».

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Елена Ковальская

Кама Гинкас

Кама Гинкас

Кама Гинкас

Кама Гинкас

Кама Гинкас

Кама Гинкас

База театрального пиара, по мнению эксперта, лежит в том числе и на набившем оскомину «театр начинается с вешалки» — а именно с молодого улыбающегося лица у входа и в гардеробе. Ковальская часто ссылалась на опыт Кирилла Серебренникова, превратившего один из самых «нафталиновых» московских театров, театр имени Гоголя, в живой, многоплановый, открытый всему новому «Гоголь-центр», который не ограничивается только производством спектаклей, но синтезирует разные виды искусства. Критик считает, что именно в работе с современными художниками, музыкантами и поэтами заключается один из перспективных путей развития театра:

«Если театр начинает экспериментировать за пределами сцены, то и на сцене появляется новая интонация».

Через дорогу от «Глобуса», в Доме актёра, режиссёр Московского ТЮЗа Кама Гинкас показывал молодым сибирским режиссёрам свой спектакль «Полифония мира», поставленный в 2001 году на заказ для Театральной Олимпиады и показанный всего дважды. Среди 88 участников спектакля не было ни одного актёра, только балерина, певцы и музыканты с разных концов земли. Впервые режиссёр собрал всех этих людей вместе за три дня до премьеры, тогда же пришла и декорация. В результате родился «драматический спектакль о музыкальной нации», как о нём говорит Гинкас.

Подведение итогов форума. Кама Гинкас, Александр Калягин

Подведение итогов форума. Кама Гинкас, Александр Калягин

Подведение итогов форума

Кама Гинкас, Александр Калягин, Сергей Афанасьев

Подведение итогов форума

Александр Калягин, Сергей Афанасьев, Наталья Ярославцева

Подведение итогов форума

Александр Калягин

Этажом ниже члены Союза театральных деятелей ломали головы над неудобными российскими законами и искали пути существования российского театра в их год от года костенеющей системе. Позже, на заключительной пресс-конференции форума председатель СТД РФ, актёр и режиссёр Александр Калягин устало спрашивал: «Почему разработчики законов считают, что руководители театров — непроходимые тупицы или мошенники?» и добавлял:

«Иногда хочется дать властям понять, что не деньги нужны, а чтобы нам не мешали».

Речь шла в основном о взбаламутивших театральный мир ФЗ-83 и ФЗ-94, совершенно под него не приспособленных. 83-й закон вступил в силу 1 января 2011 года и целью имел оптимизацию бюджетных учреждений, к которым относятся и театры — снижение нагрузки на бюджет всех уровней, которая может повлечь за собой сокращение количества театров в столице и регионах. Поправки к 94-му закону о госзакупках, обнародованные несколькими месяцами позже, обязывали театры и все остальные бюджетные учреждения устраивать конкурсы на все необходимые в рабочем процессе действия — вплоть до конкурсов между авиакомпаниями на перевозку гастролирующей труппы. Постепенно театральному сообществу потом и кровью удаётся добиваться отмены части из них.

«Я задал вопросы и получил от властей потрясающий ответ: “Собственник имущества вправе, но не обязан устанавливать порядок распределения доходов. Таким образом, реализация этой нормы будет зависеть от собственника имущества, в том числе от отношений собственника и назначенного им руководителя”. То есть, если я прихожу к Марье Ивановне и говорю, что мне всё-таки лучше сделать спектакль, а не красить стены, то надо её как-то поблагодарить. Это чудесные условия для расцвета коррупции, о чём я и сообщил [председателю Госдумы Сергею] Нарышкину», — возмутился Калягин.

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Актёрская лаборатория

Также председатель СТД обратил внимание на отсутствие отлаженных механизмов гастрольной жизни российского театра, нерешённый вопрос отсрочки или освобождения молодых артистов от воинской службы, проблему финансовой поддержки региональных театров в случае их номинации на «Золотую маску».

Все вопросы вошли в итоговый документ форума, который СТД планирует направить Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и Владимиру Мединскому.

С презентацией журнала «Театр» на форум приехали главный редактор Марина Давыдова, редактор Алла Шендерова и театральный критик Олег Лоевский, проводивший в Новосибирске несколько лабораторий по работе с современными пьесами. Последний номер журнала, реанимированного в 2010 году, был посвящён «хорошему театру в провинции»: среди выбранных театральных центров рассматривался и Новосибирск.

Алла Шендерова, Марина Давыдова, Олег Лоевский

Алла Шендерова, Марина Давыдова, Олег Лоевский

Марина Давыдова, Олег Лоевский

Марина Давыдова, Олег Лоевский

Алла Шендерова

Алла Шендерова

Алла Шендерова, Марина Давыдова

Алла Шендерова, Марина Давыдова

Алла Шендерова, Марина Давыдова, Олег Лоевский

Алла Шендерова, Марина Давыдова, Олег Лоевский

Алла Шендерова, Марина Давыдова

Алла Шендерова, Марина Давыдова

Говоря о провинциальности не как о географическом, но как об оценочном понятии, Давыдова подчеркнула: «Я не знаток новосибирской театральной жизни, но даже по сведениям, которые до меня долетали, могу совершенно точно сказать, что в этом городе идёт много спектаклей, по сравнению с которыми огромное количество московских постановок я бы назвала провинциальными».

«Для меня, раз в год объезжающего всю Россию, Сибирь является главной территорией», — добавил Лоевский.

Сибирский театральный форум, по выражению экспертов, оказался чуть ли не единственной возможностью поиска путей борьбы — с зашоренностью зрителя, с внутритеатральным паническим страхом новизны, с глухотой правительства. За несколько дней эти пути удалось начертить хотя бы пунктиром.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.