Текст, фото: Юлия Исакова
Всю прошлую неделю новосибирское театральное сообщество принимало столичных и зарубежных экспертов, а также коллег из регионов Сибири — от режиссёров и актёров до художников по свету и конструкторов кукол. Сибирский театральный форум Союза театральных деятелей состоялся в пятый раз (в Новосибирске — во второй). 652 делегата обсуждали проблемные вопросы во всех слоях театральной жизни, участвовали в семинарах и лабораториях.
Новосибирские театры в дни форума стали полноценными учебными площадками: в течение пяти-шести часов ежедневно в фойе, на малой сцене и в репетиционном зале театра «Глобус» занимались молодые актёры драматических театров — учились правильно звучать, взаимодействовать с партнёром в конфликте, продумывать и наполнять смыслом каждое движение. Где-то неподалёку учились искусству изменения лица до неузнаваемости гримёры-пастижёры, на большой сцене шли репетиции, внизу — семинары для работников PR-служб театров.
Театральный критик и руководитель «Школы театрального лидера» в Москве Елена Ковальская на семинаре для театральных пиарщиков подробно говорила о способах привлечения в театр зрителя, который и в мыслях не имел туда ходить — а это 93% из 100% жителей любого города.
«Чем является продвигаемый продукт в театре? — спрашивала Ковальская завлитов, пиар-менеджеров и пресс-секретарей сибирских театров. — Спектакль? Само здание театра? Театр как общественный институт? Мы имеем в виду продвижение комплексного продукта, который сами для себя не всегда формулируем, потому что привычно продвигаем спектакли. В то время как имеем дело и со зданием с собственной инфраструктурой, и с общественным институтом, в котором ставятся спектакли, имеющие художественное значение, и проходят самые разные мероприятия социального значения».
База театрального пиара, по мнению эксперта, лежит в том числе и на набившем оскомину «театр начинается с вешалки» — а именно с молодого улыбающегося лица у входа и в гардеробе. Ковальская часто ссылалась на опыт Кирилла Серебренникова, превратившего один из самых «нафталиновых» московских театров, театр имени Гоголя, в живой, многоплановый, открытый всему новому «Гоголь-центр», который не ограничивается только производством спектаклей, но синтезирует разные виды искусства. Критик считает, что именно в работе с современными художниками, музыкантами и поэтами заключается один из перспективных путей развития театра:
Через дорогу от «Глобуса», в Доме актёра, режиссёр Московского ТЮЗа Кама Гинкас показывал молодым сибирским режиссёрам свой спектакль «Полифония мира», поставленный в 2001 году на заказ для Театральной Олимпиады и показанный всего дважды. Среди 88 участников спектакля не было ни одного актёра, только балерина, певцы и музыканты с разных концов земли. Впервые режиссёр собрал всех этих людей вместе за три дня до премьеры, тогда же пришла и декорация. В результате родился «драматический спектакль о музыкальной нации», как о нём говорит Гинкас.
Этажом ниже члены Союза театральных деятелей ломали головы над неудобными российскими законами и искали пути существования российского театра в их год от года костенеющей системе. Позже, на заключительной пресс-конференции форума председатель СТД РФ, актёр и режиссёр Александр Калягин устало спрашивал: «Почему разработчики законов считают, что руководители театров — непроходимые тупицы или мошенники?» и добавлял:
Речь шла в основном о взбаламутивших театральный мир ФЗ-83 и ФЗ-94, совершенно под него не приспособленных. 83-й закон вступил в силу 1 января 2011 года и целью имел оптимизацию бюджетных учреждений, к которым относятся и театры — снижение нагрузки на бюджет всех уровней, которая может повлечь за собой сокращение количества театров в столице и регионах. Поправки к 94-му закону о госзакупках, обнародованные несколькими месяцами позже, обязывали театры и все остальные бюджетные учреждения устраивать конкурсы на все необходимые в рабочем процессе действия — вплоть до конкурсов между авиакомпаниями на перевозку гастролирующей труппы. Постепенно театральному сообществу потом и кровью удаётся добиваться отмены части из них.
«Я задал вопросы и получил от властей потрясающий ответ: “Собственник имущества вправе, но не обязан устанавливать порядок распределения доходов. Таким образом, реализация этой нормы будет зависеть от собственника имущества, в том числе от отношений собственника и назначенного им руководителя”. То есть, если я прихожу к Марье Ивановне и говорю, что мне всё-таки лучше сделать спектакль, а не красить стены, то надо её как-то поблагодарить. Это чудесные условия для расцвета коррупции, о чём я и сообщил [председателю Госдумы Сергею] Нарышкину», — возмутился Калягин.
Также председатель СТД обратил внимание на отсутствие отлаженных механизмов гастрольной жизни российского театра, нерешённый вопрос отсрочки или освобождения молодых артистов от воинской службы, проблему финансовой поддержки региональных театров в случае их номинации на «Золотую маску».
С презентацией журнала «Театр» на форум приехали главный редактор Марина Давыдова, редактор Алла Шендерова и театральный критик Олег Лоевский, проводивший в Новосибирске несколько лабораторий по работе с современными пьесами. Последний номер журнала, реанимированного в 2010 году, был посвящён «хорошему театру в провинции»: среди выбранных театральных центров рассматривался и Новосибирск.
Говоря о провинциальности не как о географическом, но как об оценочном понятии, Давыдова подчеркнула: «Я не знаток новосибирской театральной жизни, но даже по сведениям, которые до меня долетали, могу совершенно точно сказать, что в этом городе идёт много спектаклей, по сравнению с которыми огромное количество московских постановок я бы назвала провинциальными».
Сибирский театральный форум, по выражению экспертов, оказался чуть ли не единственной возможностью поиска путей борьбы — с зашоренностью зрителя, с внутритеатральным паническим страхом новизны, с глухотой правительства. За несколько дней эти пути удалось начертить хотя бы пунктиром.