Семь станций о России

Текст: Надежда Керимова
Фото: Максим Кузьмин

Участники международного проекта «Кинопоезд», путешествующие по России в поисках разгадки русской души и удачных документальных кадров, провели в Томске три дня. В кадр попали крещенские купания, песни сибирского хора, битвы томских реконструкторов и благотворительный фонд имени Алёны Петровой, помогающий детям, больным раком.


Без чернухи

В холле гостинцы «Рубин» непривычное бурление: смуглые лица, дреды, английская речь, тёплые куртки, валенки и сумки с аппаратурой. Творческие группы «Кинопоезда» вернулись с первого выезда на съёмку.

Международный документальный проект «Кинопоезд–2012. Русская зима» — уже третий по счёту. На этот раз проект проходит при поддержке Центра документального кино DOC. 4 января двадцать пять молодых кинематографистов из пятнадцати стран отправились в железнодорожное путешествие по маршруту Москва — Мурманск — Санкт-Петербург — Котлас — Томск — Иркутск — Москва. За месяц, проведённый в пути, участникам проекта предстоит снять и смонтировать семь киноисторий.

Томск стал предпоследним пунктом российского маршрута 25 молодых зарубежных режиссёров, операторов, специалистов по звуку и монтажу. Во время путешествия от Москвы до Иркутска каждая из семи групп (по три человека) снимает по короткометражному фильму, предлагающему оригинальную трактовку одного из стереотипов о России. Восьмая группа работает над фильмом о фильме и заставками-переходами между отдельными новеллами для большой полнометражной ленты о России, которая станет конечным продуктом проекта.

— Мы создаём кино как творческий продукт, который представляет собой некую культурную ценность как произведение искусства. Это не кино-информация и не кино-журналистика, это в первую очередь художественное исследование реальности. А поскольку в документальном кино самое интересное — это человек, то в центре нашего фильма тоже оказываются люди, их истории, жизнь, внутренний мир, — рассказывает продюсер международного проекта «Кинопоезд» Татьяна Петрик. — Безусловно, это не сказочное кино, и в кадр попадают проблемы. Но в каждом фильме есть надежда.

«В нашем фильме нет медведей»

— Так, где у меня сейчас «Лада»? — спохватывается Татьяна. К ней на телефон стекается информация о съёмочных группах, разъезжающих по городу.

— «Русская душа», на вокзал поехали! — командуют отъездом групп организаторы. Несколько человек привычно подхватывают снаряжение для киносъемки и грузят его в машину — плотный график выездов на местность не всегда оставляет время даже для обеда.

Кинопоезд

Кинопоезд

Кинопоезд

Кинопоезд

У каждой из групп в Томске свой маршрут, который определяется закреплённой за командой темой-стереотипом: будь то русские женщины, водка, баня, медведи или зима. Задача участников — сняв кино о России, выяснить, соответствуют ли эти стереотипы действительности, посмотреть на них свежим взглядом, показать, что всё не так однозначно.

К каждому стереотипу нужен свой подход: например, тему «Русская душа», которая считается самой сложной, французский режиссёр Робин Димэ решил снимать на вокзалах — в Томске съёмочная группа пообщалась с проводницей поезда. Ребята не уверены, что смогут разгадать загадку русской души, но надеются хотя бы приблизиться к её пониманию.

Искать оригинальный подход пришлось и британцу Тристану Доузу: снять фильм про медведей в России, когда зимой зверь спит, — задача не из лёгких. Вместо медведей Тристан снимает русских мужиков — охотников, строителей, жителей северных деревень.

Тристан Доуз

— В нашем фильме нет медведей. Ни одного. Но в них есть сильные мужественные люди, и они читают известную детскую сказку «Маша и медведь», — говорит Тристан Доуз. По его замыслу, человек, который сначала снимается на фоне леса и вызывает ассоциации с диким зверем, преображается и оказывается добрым и «плюшевым» внутри, читая детскую сказку.

Увидеть скрытую жизнь

Обещанные сибирские морозы подействовали на участников «Кинопоезда» по-разному: кто-то раздобыл на рынке ушанки, другие, поотчаянней, полезли на Крещение купаться в проруби вместе с томичами.

Кристина Пиччи

— Моё первое впечатление от России — холодно, — рассказывает Кристина Пиччи, режиссёр из Италии, — а ведь тема моего фильма — «Русская зима», и я почти всё время провожу на улице. Уже снято много красивых зимних пейзажей, которые станут фоном для историй. В моём фильме будет показано, как люди обустраивают свой быт зимой: мы снимали, как чистят крыши и заводят машины, снимали подростков, занимающихся паркуром на снегу, ледовые городки, зимнюю рыбалку…

В проект «Кинопоезд» Кристина попала, пройдя большой конкурс: на семь режиссёрских мест было подано более ста заявок.

Сама анкета участника включала в себя подробную фильмографию, портфолио, вопросы о собственном видении проекта и своего участия в нем. Подтверждение о попадании в проект Кристина получила в день своего рождения.

— Я ехала в Россию с желанием получить полное представление о стране, увидеть её внутреннюю, скрытую от других жизнь. Страна очень большая, но по мере того как мы ехали, было ощущение, что границы стираются. Вообще у России много общего с Италией, и в первую очередь это российская бюрократия и российское гостеприимство. Нигде, кроме Италии, я не чувствовала себя так комфортно, как в России.

Русские женщины

Ламповый завод

Ламповый завод

Ламповый завод

Ламповый завод

Ламповый завод

Ламповый завод

Ламповый завод

Группа, рассказывающая о русских женщинах, приехала на Томский электроламповый завод в понедельник утром — ребятам нужно снять настоящее производство, где работают женщины. На проходной кинематографистов встречают скептическими улыбками: делать кино? у нас? про что? Работницы сборочного цеха, узнав, что попадут в фильм, снимают тёплые кофты, надетые поверх белых халатов, красят губы.

«Я всегда говорю: в России главная ценность — это обыкновенный человек. Самые простые, в чём-то заурядные люди, которые живут в провинции, работают, что-то делают. Об этих людях мы и снимаем кино», — объясняет Татьяна Петрик.

— Поскольку у нас короткий срок и такой формат для создания фильма, мы не хотим вносить какой-то свой взгляд, мы просто слушаем женщин, даём им возможность говорить, — объясняет своё видение темы Сандхья Сундарам, режиссёр из Индии. — Мы создаём единый портрет женщины, состоящий из множества разных историй разных женщин — от маленькой девочки до бабушки. В каком-то смысле это мозаика, в которой отдельные голоса и истории складываются в цельную картину.

Сандхья Сундарам

Ученицы детской балетной школы, модели, продавщицы матрёшек на рынке, старушки, лепящие пирожки, горничные, занимающиеся уборкой, — героини фильма показаны в их привычном пространстве. Их истории тоже обыкновенны, а главное понятны каждому:

«Мы создаём кино из голосов наших героинь. О чём мы с ними говорим? О любви, о мечтах — это то, что объединяет всех, и то, что понятно в любом возрасте и во всём мире».

В Москву участники проекта «Кинопоезд» должны вернуться уже с готовыми фильмами. Предполагается, что в течение первого года полнометражная лента будет участвовать в международных фестивальных показах, затем возможен её выход на телевидении.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.