Текст: Надежда Керимова
Фото: Максим Кузьмин
Участники международного проекта «Кинопоезд», путешествующие по России в поисках разгадки русской души и удачных документальных кадров, провели в Томске три дня. В кадр попали крещенские купания, песни сибирского хора, битвы томских реконструкторов и благотворительный фонд имени Алёны Петровой, помогающий детям, больным раком.
Без чернухи
В холле гостинцы «Рубин» непривычное бурление: смуглые лица, дреды, английская речь, тёплые куртки, валенки и сумки с аппаратурой. Творческие группы «Кинопоезда» вернулись с первого выезда на съёмку.
Томск стал предпоследним пунктом российского маршрута 25 молодых зарубежных режиссёров, операторов, специалистов по звуку и монтажу. Во время путешествия от Москвы до Иркутска каждая из семи групп (по три человека) снимает по короткометражному фильму, предлагающему оригинальную трактовку одного из стереотипов о России. Восьмая группа работает над фильмом о фильме и заставками-переходами между отдельными новеллами для большой полнометражной ленты о России, которая станет конечным продуктом проекта.
— Мы создаём кино как творческий продукт, который представляет собой некую культурную ценность как произведение искусства. Это не кино-информация и не кино-журналистика, это в первую очередь художественное исследование реальности. А поскольку в документальном кино самое интересное — это человек, то в центре нашего фильма тоже оказываются люди, их истории, жизнь, внутренний мир, — рассказывает продюсер международного проекта «Кинопоезд» Татьяна Петрик. — Безусловно, это не сказочное кино, и в кадр попадают проблемы. Но в каждом фильме есть надежда.
«В нашем фильме нет медведей»
— Так, где у меня сейчас «Лада»? — спохватывается Татьяна. К ней на телефон стекается информация о съёмочных группах, разъезжающих по городу.
— «Русская душа», на вокзал поехали! — командуют отъездом групп организаторы. Несколько человек привычно подхватывают снаряжение для киносъемки и грузят его в машину — плотный график выездов на местность не всегда оставляет время даже для обеда.
У каждой из групп в Томске свой маршрут, который определяется закреплённой за командой темой-стереотипом: будь то русские женщины, водка, баня, медведи или зима. Задача участников — сняв кино о России, выяснить, соответствуют ли эти стереотипы действительности, посмотреть на них свежим взглядом, показать, что всё не так однозначно.
Искать оригинальный подход пришлось и британцу Тристану Доузу: снять фильм про медведей в России, когда зимой зверь спит, — задача не из лёгких. Вместо медведей Тристан снимает русских мужиков — охотников, строителей, жителей северных деревень.
— В нашем фильме нет медведей. Ни одного. Но в них есть сильные мужественные люди, и они читают известную детскую сказку «Маша и медведь», — говорит Тристан Доуз. По его замыслу, человек, который сначала снимается на фоне леса и вызывает ассоциации с диким зверем, преображается и оказывается добрым и «плюшевым» внутри, читая детскую сказку.
Увидеть скрытую жизнь
Обещанные сибирские морозы подействовали на участников «Кинопоезда» по-разному: кто-то раздобыл на рынке ушанки, другие, поотчаянней, полезли на Крещение купаться в проруби вместе с томичами.
— Моё первое впечатление от России — холодно, — рассказывает Кристина Пиччи, режиссёр из Италии, — а ведь тема моего фильма — «Русская зима», и я почти всё время провожу на улице. Уже снято много красивых зимних пейзажей, которые станут фоном для историй. В моём фильме будет показано, как люди обустраивают свой быт зимой: мы снимали, как чистят крыши и заводят машины, снимали подростков, занимающихся паркуром на снегу, ледовые городки, зимнюю рыбалку…
Сама анкета участника включала в себя подробную фильмографию, портфолио, вопросы о собственном видении проекта и своего участия в нем. Подтверждение о попадании в проект Кристина получила в день своего рождения.
— Я ехала в Россию с желанием получить полное представление о стране, увидеть её внутреннюю, скрытую от других жизнь. Страна очень большая, но по мере того как мы ехали, было ощущение, что границы стираются. Вообще у России много общего с Италией, и в первую очередь это российская бюрократия и российское гостеприимство. Нигде, кроме Италии, я не чувствовала себя так комфортно, как в России.
Русские женщины
Группа, рассказывающая о русских женщинах, приехала на Томский электроламповый завод в понедельник утром — ребятам нужно снять настоящее производство, где работают женщины. На проходной кинематографистов встречают скептическими улыбками: делать кино? у нас? про что? Работницы сборочного цеха, узнав, что попадут в фильм, снимают тёплые кофты, надетые поверх белых халатов, красят губы.
— Поскольку у нас короткий срок и такой формат для создания фильма, мы не хотим вносить какой-то свой взгляд, мы просто слушаем женщин, даём им возможность говорить, — объясняет своё видение темы Сандхья Сундарам, режиссёр из Индии. — Мы создаём единый портрет женщины, состоящий из множества разных историй разных женщин — от маленькой девочки до бабушки. В каком-то смысле это мозаика, в которой отдельные голоса и истории складываются в цельную картину.
Ученицы детской балетной школы, модели, продавщицы матрёшек на рынке, старушки, лепящие пирожки, горничные, занимающиеся уборкой, — героини фильма показаны в их привычном пространстве. Их истории тоже обыкновенны, а главное понятны каждому:
В Москву участники проекта «Кинопоезд» должны вернуться уже с готовыми фильмами. Предполагается, что в течение первого года полнометражная лента будет участвовать в международных фестивальных показах, затем возможен её выход на телевидении.