Стоп! Смято!

Текст: Антон Кокин

Кадр из фильма «Чайник», Улан-Удэ

С появлением в продаже относительно дешёвых, но качественных камер, в России — и в Сибири в частности — как грибы после дождя, стали возникать полнометражные картины, созданные доморощенными кинематографистами. Александр Павлов уже обозревал на «Сибурбии» омский кинематографический феномен, однако с тех пор болезнь под названием «мы тут с пацанами сняли кино» не только не исчезла, но приняла форму эпидемии. Режиссёры-самоучки всё чаще рвутся на большие экраны, бравируя тем, что занимаются возрождением кинематографа в регионах. Многим, как ни странно, удаётся заполучить зрителя. А некоторым это даже приносит прибыль.

Изобретение кинематографа в Сибири

Подобно тому, как с появлением кинематографа одновременно возникли сразу все его жанры, в регионах тоже начали снимать фильмы сразу для всех. В Новосибирске уже пять лет разные люди независимо друг от друга клепают криминальные боевики, снимают комедии, а недавно замахнулись на мелодраму. В Омске свадебный видеооператор Денис Павленко от невообразимо бесталанных за три копейки блокбастеров перешёл к романтическим бредням. Перечислять можно долго: почти каждый крупный сибирский город к настоящему моменту отметился «кинокартиной местного производства». Более того, к процессу уже начали подключаться районные центры. Так, в Иркутской области есть прецедент с «первым фильмом, снятым в Ангарске», а недавно стало известно, что и город Братск вознамерился засветиться в большом кино. Что любопытно, в районах предпочитают криминальные драмы. Что общего у всех этих фильмов?

Очевидно, что в провинции негде получить хорошее кинорежиссёрское образование. Впрочем, все эти люди, как видно, не только не пытались его получить хоть где-нибудь, но и не собираются этого делать. Они сами изобретают кино.

Параллельно «кинопроцессу» обычно запускается рекламная кампания. Региональные СМИ, конечно, заинтригованы. Появляются громкие заголовки: «Первый фильм, снятый местными энтузиастами!», «Молодые кинорежиссёры сняли кино в Сибири!», «В нашем городе замахнулись на полнометражный фильм!»… После этого обычно следует подробное описание проекта, где упоминается, что ребята, хотя и непрофессионалы и не имеют денег, занимаются благородным делом, снимают кино о родном крае, поэтому стоит поддержать энтузиастов рублём и пойти в кинотеатр. И люди идут. Во-первых, они проникаются идеей. Во-вторых, им просто интересно, что могло получиться у их земляков. В-третьих, им хочется увидеть на большом экране знакомые лица на знакомых улицах. Эти три составляющих работают на привлечение зрителя уже несколько лет.

Кадр из фильма «Неделя до свадьбы», Новосибирск

Кадр из фильма «Неделя до свадьбы», Новосибирск

Кадр из фильма «Неделя до свадьбы», Новосибирск

Кадр из фильма «Неделя до свадьбы», Новосибирск

кадр из фильма Шагая по канату, Новосибирск

На съемках фильма «Бегущая к мечте», Омск

На съемках фильма «Бегущая к мечте», Омск

На съмках фильма «Цена игры», Новосибирск

На съмках фильма «Цена игры», Новосибирск

На съмках фильма «Цена игры», Новосибирск

На съмках фильма «Цена игры», Новосибирск

Бурятский Болливуд

В Иркутской области кинематографический ветерок задул, как ни странно, с востока, а именно из соседней Бурятии, где по неведомым причинам около трёх лет назад случился настоящий кинематографический бум. Всё началось с комедии «Чайник», созданной в 2010 году на собственные средства местными энтузиастами. Несколько бывших кавээнщиков сняли нехитрую историю о том, как четверо обыкновенных парней из Улан-Удэ в складчину покупают подержанную «Тойоту Чайзер», в простонародье именуемую «Чайником». Кое-как сняв и смонтировав свою дебютную картину, создатели «Чайника», не имея прокатного удостоверения (думается, они даже не знали, что это такое), договорились с местными кинотеатрами о его прокате. Как говорится, на следующий день ребята проснулись знаменитыми. Местные жители с удовольствием пошли в кино (и не по одному разу), чтобы увидеть на большом экране историю, происходящую в их городе, то есть, по сути, о себе. Зрителям оказалось неважно, что так называемые актёры вообще не умеют играть, что кино снято на фотоаппарат, что в нём отвратительный звук и дыры в сюжете. Авторы не озвучили прибыли с проката, однако тот факт, что через некоторое время этой же командой были сняты ещё несколько фильмов («Улан-Уdance», «Решала», «Буузы»), а недавно в бурятском прокате появился и «Чайник-2», говорит о многом.

На съемках фильма «На Байкал», Улан-Удэ

Следом за «Чайником» безусловного коммерческого успеха добилась комедия «На Байкал», выпущенная осенью 2011 года уже другими кавээнщиками Бурятии. Авторы решили сыграть сразу по-крупному: найдя поддержку у спонсоров, пригласили пару «звёзд федерального уровня», снявшихся, правда, в сильно эпизодических ролях. В частности, лидера группы «Ногу свело» Максима Покровского не только задействовали в коротеньком эпизоде, но и заказали ему заглавную песню «Ангара» для саундтрека картины. Как признались сами киношники, львиная доля бюджета всего фильма ушла на оплату его гонорара. Хорошая рекламная раскрутка и наличие известного певца, а также красивые виды Байкала сделали своё дело: создателям не только удалось «отбить» бюджет картины, но и прилично заработать. «На Байкал» показали не только в Улан-Удэ и Иркутске, но и в Чите, Красноярске, Томске, Новосибирске, Москве.

Оказалось, что с непрофессиональными актёрами, отсутствием режиссёрского опыта и отвратительно сведённым звуком можно делать кино, которое приносит неплохие деньги.

По данным портала «Кинопоиск», за время проката картину посмотрели 96 тысяч человек, каждый из которых отдал за это удовольствие 100 рублей. Неудивительно, что вскоре у фильма появилась вторая часть.

Через год при поддержке уже иркутских коллег по Клубу весёлых и находчивых в прокате появилась картина «На Байкал 2: На абордаж», скроенная второпях за три месяца по той же схеме, но с ещё более худшим с художественной точки зрения результатом. В фильме опять присутствует «звезда федерального уровня»: в небольшом эпизоде был занят Александр Баширов, а саундтрек в этот раз заказали группе «Каста», рифмующей в припеве: «Катим на Байкал — хватит мять бока». Сам Байкал как место действия оказался очень привлекательной темой не только для жителей Бурятии и Иркутской области, на территории которых находится озеро, но и для других россиян, которые на Байкале бывали или только хотят туда отправиться. «Продвижение туристической привлекательности Байкальского региона» — как один заявляли создатели картины. Местный колорит опять оказался гораздо более востребованным, чем качество картины.

Впрочем, вторая часть, судя по всему, оказалась не столь коммерчески успешной, но и из-за этих денег случился небольшой скандал: бурятские киношники и иркутские промоутеры не смогли поделить кассовые сборы. После этого бурятский кинематограф вернулся в свою нишу — кино исключительно для своих. И, между прочим, совсем неплохо себя в ней чувствует. Только за последние два года в местный прокат вышло около пятнадцати фильмов, которые с неугасающим интересом смотрит население республики.

Иркутская история

Попробовав поработать с бурятскими коллегами, иркутяне в какой-то момент решились делать кино самостоятельно. Самым громким и масштабным проектом, созданным в Иркутской области, на сегодняшний день является «Похабовск. Обратная сторона Сибири», вышедший в коммерческий прокат в конце октября этого года. Иркутяне решили переплюнуть сразу всех. Использовав любимый конёк начинающих кинематографистов из глубинки, мол, мы делаем кино в Сибири, а значит должны быть поддержаны абсолютно всеми, команда бывших кавээнщиков во главе с Юрием Яшниковым действительно смогла привлечь к производству фильма огромное количество людей, а также деньги спонсоров.

Кадр из фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», Иркутск

Для продвижения картины был использован интересный ход: фильм с ходу был назван народной комедией, в том смысле, что в её производстве мог поучаствовать любой желающий. С другой стороны, словосочетание «народная комедия» заведомо должно было обеспечить картине зрительский успех, которого дебютанту Юрию Яшникову, не снявшему за свою жизнь даже захудалой короткометражки, добиться было бы сложно. К патриотическим чувствам иркутян дополнительно взывал и тот факт, что фильм создаётся Творческим объединением имени Леонида Гайдая, который, как многие знают, родом был как раз из Иркутска. Планировали даже привлечь к съёмкам вдову режиссёра, но сотрудничество не сложилось.

Город Похабовск назван по фамилии основателя Иркутска Якова Похабова и вовсе не имеет намёков на похабщину.

О том, что в Иркутске снимается кино, в городе знала каждая собака. Огромные рекламные баннеры, растяжки, афиши, не говоря о постоянных упоминаниях в СМИ, появлялись с завидным постоянством в течение всего года, что длилось производство. С такой силой в регионе не рекламировался вообще ни один фильм, включая голливудские картины с многомиллионными бюджетами. Денег на раскрутку проекта ушло едва ли не больше, чем на производство и гонорары. В целях расширения зрительской аудитории сразу было объявлено, что условный город Похабовск, попавший в название картины, станет собирательным образом всех сибирских городов. Реклама (хотя и не с такой силой) шла в других сибирских городах: Новосибирске, Красноярске, Улан-Удэ.

Всему этому сопутствовало массированное продвижение картины в социальных сетях. Конкурсы, акции и флешмобы не давали скучать постоянно разрастающимся тематическим группам в «Одноклассниках», «Фейсбуке» и «Вконтакте». Сначала всем миром создавали и выбирали герб города Похабовска, затем формировали народный саундтрек, искали необходимый реквизит, места для съёмки и так далее.

В результате, как сообщают официальные источники, к созданию фильма, так или иначе, имеют отношение не менее 30 тысяч человек.

Что касается «федеральных звёзд», то их привлекли целых три: телеведущего Александра Гудкова, актёра Александра Демидова из «Квартета И» и Александра Баширова, уже «засвеченного» в местном кинематографе. На этапе производства «Похабовск» с подачи его создателей называли самым профессиональным и масштабным региональным кинопроектом, имеющим «большую социальную и культурную значимость для всех жителей России от Урала до Дальнего Востока». По результатам проката он оказался, опять же со слов авторов, и самым кассовым. Картину посмотрели в пятнадцати городах Сибири от Новосибирска до Читы и кое-где продолжают показывать. Ближайший показ фильма состоится в Москве 14 декабря. Судя по «встрече Вконтакте», билеты в Киноклуб «Эльдар» на единственный сеанс картины уже все забронированы.

Кадр из фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», Иркутск

Речь в фильме идёт о команде московских политтехнологов, которая едет в никому не известный город Похабовск чтобы помочь выиграть местные выборы кандидату по фамилии Туговатых (роль придурковатого директора ферросплавного завода играет Александр Демидов). Компания пиарщиков почти на сто процентов состоит из сибиряков, перебравшихся в своё время в столицу. Проницательный Феликс из Новосибирска, хакерша Степанида из Красноярска, вышибала Костя из Улан-Удэ, модник Кеша из Москвы и пиарщик Гайдай (привет Леониду Гайдаю, чьему 90-летнему юбилею посвящена картина) из Иркутска. В процессе выполнения непростой миссии героев ждёт масса приключений в виде столкновения с местной элитой и простыми жителями, которых главные герои в итоге предлагают полюбить зрителям.

Что же получилось у авторов самой нашумевшей комедии, созданной за пределами столиц силами непрофессионалов? Да, в общем, почти то же самое, что и у всех остальных.

Фильм действительно сделан с технической точки зрения на порядок лучше, чем все вышеописанные картины, но это заслуга профессионалов: режиссёров по монтажу, звуку, спецэффектам, операторской работе. В остальном же всё осталось по-прежнему: самопровозглашенные актёры научились только красоваться в кадре, а когда дело доходит до реплик — либо фальшивят, либо переигрывают. Привлечённые артисты честно попытались выполнить задачи, которые перед ними ставил режиссёр, но выглядят при этом до того однобоко и глупо, что это даже не смешно, а грустно.

Несмотря на наличие в картине Александра Демидова, кальки «Дня выборов» не случилось, вопреки подозрениям многих потенциальных зрителей. Однако оригинальный сценарий, который писали аж восемь человек, расползается по швам, сюжет прыгает с одного на другое, внезапно обрастая новыми линиями и хитросплетениями. Так, интересно, почему объединённые по признаку происхождения герои столь слабо представляют себе регион, в котором им предстоит работать, если Похабовск — универсальный сибирский город, а персонажи как раз из Сибири? Таких несоответствий в картине тьма-тьмущая. А финал, из которого и сами авторы-то, кажется, вырулить не смогли, для зрителя и вовсе оказывается смятым и скомканным.

Кадр из фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», Иркутск

Можно уйти из КВН, но гораздо сложнее добиться того, чтобы КВН ушёл из тебя. Сюжетная схема «Похабовска» строится по принципу выступления типичного коллектива Клуба: эффектное появление, представление команды, высосанные из пальца шутки, кое-как скреплённые между собой единой темой, и, наконец, душевная песня в финале, которая призвана растрогать жюри. В качестве такой «песни» в «Похабовске» предлагается монолог главного героя Гайдая, который прямым текстом призывает жителей сибирских городов не уезжать в Москву, а искать счастье там, где они родились.

Однако довольно сложно проникнуться любовью к собирательному образу города, который на протяжении всего фильма жёстко обстёбывается его создателями. Зомби в аэропорту, консьержка в гостинице (говорящая почему-то с украинским акцентом), колхозник-мэр, бандит-строитель, вороватый директор завода, жители, жующие в автобусе репчатый лук и поголовно верящие экстрасенсам — все эти персонажи призваны как бы дать зрителю повод посмеяться над собой. Но на деле это превращается в эксплуатацию штампов о провинции из серии: «говорят, в Сибири медведи ходят по улицам — неправда, нет у нас улиц». И на фоне всего этого мрака появляется команда успешных москвичей чуть ли не в белых костюмах, которые цинично пользуются простодушностью провинциалов, обманывают их, как детей, а потом вдруг неожиданно проникаются к ним любовью и чуть ли не остаются в Похабовске на веки-вечные.

Кадр из фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», Иркутск

Всё это, ей богу, очень примитивно, неубедительно и к хорошему кино имеет мало отношения. Другое дело, что публика в массе своей, кажется, осталась удовлетворена этой картиной и в сущности проплатила следующий региональный кинопроект. Вот только очень хотелось бы, чтобы творческая команда «Похабовска» (или любого другого коммерчески успешного регионального фильма), если она действительно хочет развивать кино в Сибири, потратила прибыль от картины не на изобретение очередного велосипеда, а на собственное обучение киноремеслу.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.