Дмитрий Веснин
музыкальный критик
bigecho.ru
Пару лет назад мне довелось посетить семейное мероприятие бывших соседей — день рождения старшей дочери, на котором изрядно подвыпивший отец семейства со свойственной ему прапорщицкой рассудительностью на пике застолья взялся подводить итоги минувшего года. Десяти минут хватило, чтобы припомнить всё: от потерянных перчаток и замазанных двоек в дневнике до неудач в спортивных состязаниях и постоянном завале грязной посуды. Понятия не имею, как называется этот метод воспитания, но после скупого «В целом год ты провела на тройку» испуганные взгляды гостей вынудили хозяина добавить: «С плюсом».
Я обещал себе как можно реже вспоминать эту историю, но сейчас она ударяет в спину: в настоящих «итогах года» никогда не напишут о «Gangnam Style» и «Call Me Maybe» — ну правда, не в танке же живём. Те, кто включает в топ Дорна, думают, что говорят как есть, но кому от этого радость, кому от этого честь?
Так, например, стыдно только к концу года узнать, что участники колумбийского трио Las Malas Amistades записали альбом такой красоты, что не надо вообще ничего знать о музыке, чтобы как в первый раз удивиться тому, как латиноамериканский фолк может быть предельно выразительным. Или вот родившийся в Германии композитор Макс Рихтер специально для новой серии Deutsche Grammophon перезаписал «Времена Года» Вивальди так, будто они были написаны сегодня: с учётом багажа знаний, сформированных минимализмом, пост-роком и электронной музыкой. Но это всё вроде как вне времени, без явной привязки к 2012-му.
А ведь правильный итоговый лист должен служить ещё и летописью происходящего. После выхода альбомов Френка Оушена и Кендрика Ламара «новое R&B» и повествовательный хип-хоп закрепились в трендах модников, активно вытесняя морально устаревший «инди-рок». Оба жанра довольно тяжело приживаются в новой музыкальной России, где рэп — это скорее группа «Есть Есть Есть» и нелепый Бабангида, а вера в популярность R&B разбивается об очередной творческий порыв певицы Бьянки.
К вышесказанному добавьте проснувшуюся любовь к девяностым в любом виде: как наследия Егора Летова, так и Владимира Преснякова и Дмитрия Маликова. Пытаясь структурировать новую информацию, под конец года я не смог устоять и сделал базу «My Top 5», где есть рецензия почти на каждую русскую пластинку, которая вышла в этом году.
В 2012-м о русской музыке начали писать, причём довольно много. На «Афише» состоялись премьеры 18-ти альбомов и 17-ти короткометражек, на Motherland выкладывали тонны русской музыки, которые начали склеиваться в лейблы Motherland и Матьземля, группа «Труд» вернула с того света русский рок, Pompeya и Motorama выпустили предсказуемые, но от этого не менее интересные англоязычные альбомы. Документирование новой музыкальной сцены упало на плечи авторов блогов Foggy Youth и Fat Necks и телепередач вроде «Вечернего Урганта» и «Профилактики». Что касается ностальгии по девяностым, то этот вопрос детально изучается специалистами из Сапогов Старшей Сестры и Орбиты-4, двух самых мощных пабликов в жанре.
Пока рано говорить о появлении на русской сцене знакового альбома, который объединит поклонников и вернёт былой интерес к сцене, а злые языки так вообще намекают, что такого ждать не стоит — эпоха больших записей прошла, зато теперь намного проще найти себе что-нибудь по вкусу. Списки, которые могут перевернуть мир с ног на голову и далёкие прогнозы на будущее уже давно лежат в «Википедии», а новой русской музыке нужен не список — ей нужен интересующийся слушатель, которому не всё равно, если неизвестный парень из города со странным названием берёт гитару и начинает говорить о наболевшем. Именно этого я и желаю вам в новом году: любите, интересуйтесь и слушайте тех, кому есть о чём сказать!
Дарья Самохвалова
22.01.2013
что-то не заметно тех, кому есть что сказать. просто говорят, без лишней самокритики
notsureifyou
28.01.2013
не совсем понятен выпад в сторону Бабангиды. похоже на то, что познания автора в, пардон, русском рэпе ограничиваются Кастой и Гуфом. аргументируйте, чем это он нелеп?