Текст: Мария Галь
Фото: Геннадий Данилкин
В начале февраля в Городском центре истории новосибирской книги прошла презентация будущего издательства iZZdat. Будущего, потому что iZZdat на сегодняшний день сложно назвать издательством в прямом смысле слова: это, скорее, клуб по интересам для тех, кто хочет заявить о своем писательском таланте и тех, кто желает помочь им в этом.
Помогать «литературным гениям» вызвались Олег Полежаев, поэт, музыкант, студент специальности «Редакторское дело» ИФМИП НГПУ и Сергей Цвых, выпускник гуманитарного факультета НГУ, сейчас работающий в книжной торговле. Они рассказали Siburbia о том, как они планируют развивать iZZdat, как собираются зарабатывать на поэзии и почему в Новосибирске не продаются нормальные путеводители по городу.
— Какие цели вы преследуете на сегодняшний день?
Олег: Сперва мы хотим заявить о себе и установить связь с региональными и новосибирскими авторами, найти среди них наиболее способных и одаренных, помочь «раскрыть» талант юных дарований. Также мы хотим донести до читателей мысль о том, что и в Новосибирске есть свои таланты, есть люди, увлекающиеся поэзией, пишущие качественные стихи, а не занимающиеся графоманством. Это что касается ближайших целей. Несомненно, есть и задумки коммерческого характер: хочется стать узнаваемыми, в дальнейшем увеличить тиражи. А в целом — открыть свой издательский дом со своей книжной лавкой.
— Вы говорите, что намерены помогать юным поэтам в «раскрытии» их таланта. Есть ли какие-то особые критерии отбора поэтов?
Олег: В этом вопросе я, прежде всего, полагаюсь на собственные знания, степень владения словом. Обращаю внимание на стилистику. Эстетический критерий тоже принимаю во внимание. А в целом каких-то жестких критериев отбора не существует. Важно, чтобы написанное вызывало интерес, «задевало» за душу читающего строки.
— Что уже сделано?
Олег: Сейчас мы занимаемся неофициальной деятельностью: проводим ознакомительные презентации, организуем поэтические вечера и другие мероприятия подобного рода. Пока официально мы не зарегистрировались как издательство, еще только нарабатываем основу, отрабатываем технологии изготовления, сравниваем и смотрим, какой вид литературы востребован.
Сергей: Нам важно познакомиться с потенциальными читателями поближе: хотим, чтобы люди почувствовали, что iZZdat — это площадка, на которой можно не только работать, но и, прежде всего, выражать свои идеи. Ещё тесно сотрудничаем с НГОНБ, на партнерских условиях работаем с их проектом «Библиотека 2.0». В целом свои действия можем охарактеризовать так: «прощупываем почву». Но движение вперед есть — это главное.
Олег: Мы устраиваем поэтические вечера и проводим презентации, наблюдаем за реакцией общества — как нас воспримут, как отреагируют на наше появление. К примеру, мы уже успели заявить о себе в городе Томске. Следующий на очереди — Красноярск, куда мы планируем поехать 18 февраля с литературным вечером.
— Почему вы решили работать именно с поэзией? В этом ваше конкурентное преимущество?
Олег: Большинство издательств не любят печатать поэзию, находя её дорогостоящей. А нас очень привлекает поэзия наряду с прозой. Тем более, мы знаем, что люди, пишущие в этом жанре, есть в Новосибирске, как и есть и спрос на подобные произведения.
Хотя этим не ограничимся: также планируем в дальнейшем выпускать пособия по английскому языку, издавать учебную литературу в виде мини-шпаргалок и не только. Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы стоимость книг, изданных нами, была сравнительно низкой, а потраченное время на изготовление сводилось к минимуму. Собственно поэтому пока и используем технологию pocket word. Книги создаются быстро, а их формат очень удобен: они легко помещаются в карман одежды.
Сергей: Да, особый упор мы делаем на поэзию и прозу. Однако это вовсе не значит, что мы ставим пред собой какие-то ограничения. Я работаю в сфере книжной торговли и знаю, что в новосибирских книжных магазинах отсутствуют нормальные путеводители по родному городу. На мой взгляд, такой вид печатного издания просто необходим: независимо от того, откуда приехал к нам человек, ему, наверняка, захочется познакомиться со столицей Сибири, осмотреть её достопримечательности. А тут он, скорее, вынужден будет столкнуться с тем, что в нашем городе нет соответствующей литературы. Поэтому восполнение и этой «ниши» весьма актуально для нас.
— У вас уже есть источники финансирования?
Олег: Вопрос финансирования не стоит столь остро перед нами. Пока полагаемся на креативность и собственный подход.
Сергей: Поскольку мы только заявляем о себе, финансовая поддержка будет не лишней, поэтому мы обратились с письмом в Правительство НСО для получения гранта на развитие нашего совместного с НГОНБ проекта, от которого будет польза и нам, и им.
— На какую целевую аудиторию вы ориентируетесь в своей работе?
Сергей: Ядро — это молодые люди в возрасте 16–30 лет, а вообще — все образованные, здравомыслящие люди, интересующиеся современной жизнью города, имеющие нестандартные — то есть выше среднего — вкусы и запросы.
— Всё же, какими вы видите своих будущих коллег по цеху?
Олег: Конкретно я стараюсь привлечь к этому делу своих одногруппников и однокурсников, также молодых и активных людей в качестве художников-иллюстраторов.
Сергей: Мне бы не хотелось, чтобы со временем iZZdat превратился в большую бюрократическую машину, в каждом отделе которой по 20 человек, где 15 из них рабочее время проводят «ВКонтакте», а другие 5 по-настоящему работают. Пусть это лучше будет мобильная, небольшая организация, объединяющая единомышленников, понимающих друг друга с полуслова, людей, которые четко знают: что, зачем и для кого они делают, а главное — хотят это делать.