Выйдите из кадра

Александр Павлов

Цитируя одного моего друга, «если добавить к какому-либо слову прилагательное «анальный», то получается смешно, инфа сто процентов». С прилагательным «омский», чего скрывать, абсолютно та же история (ну почти): я, например, могу произносить фразы вроде «омская клубная сцена», «омская ночная жизнь» и тому подобное только с сами понимаете какой интонацией. Иногда это приобретает весьма чудовищные формы. Как ни странно, есть люди, которые без внутренних противоречий и малейшего стыда в состоянии внятно и громко сказать: «омский блокбастер», плюс еще написать это в газету или на новостной сайт. И, что самое трагичное, пресловутый омский блокбастер снять.
Примерно раз в полгода местные СМИ разражаются душераздирающими материалами под названием, допустим, «В Омске состоится премьера фантастического фильма (далее следует идиотское название) известного местного режиссера (это кто вообще такой?)».

Из статей обычно следует, что совсем недавно завершились съемки полнометражной картины про, предположим, «мистические явления в сибирских лесах». Сюжет строится на том, что «группу ничего не подозревающих туристов» атакует инопланетное (или не инопланетное) что-то там. По словам «молодого и, безусловно, талантливого» режиссера, «уже известного по нескольким подобным работам» таким-то и таким-то, самым сложным в процессе съемок было отсутствие большого бюджета. Однако, несмотря на это, спецэффекты были созданы «с применением ведущих компьютерных технологий» («они-то и являются 50-процентым залогом успеха фильма»), съемочная группа «блестяще справилась с задачей» и «зритель вправе рассчитывать на интересное кино с интригующим сюжетом». Премьера фильма намечена на осень и по традиции пройдет в каком-нибудь кинотеатре в центре города (если же кино про войну — то на майские праздники). В конце обязательно просят поддержать омское кино, поскольку «любое впечатляющее движение начинается с малых дел больших энтузиастов» (иногда в этом месте ставится восклицательный знак).

Нет, я честно пытался поддерживать омское кино и ради чистоты эксперимента сел искать и смотреть все, что было снято в городе за последние три года. С хедлайнерами, режиссерами Дьячуком и Павленко (про которых известно, что один в свободное от творчества время делает плохие рекламные ролики с рисованными на компьютере собачками, а второй снимает свадьбы) сразу как-то не задалось.

Автор картинки — Денис Павленко, режиссёр

Дьячук снял полный метр про Великую отечественную войну, короткометражку минут на 7 с претензией на арт-хаус и сейчас, вроде бы, заканчивает фильм, хм, «Споры», посвященный борьбе омичей с негуманоидным вторжением из космоса. Павленко — автор работ «Фантазм: реинкарнация», «Пиктограммы» и «Проект: Антропоморф» — никакого эстетства или патриотического воспитания, только молодость, только хардкор, только блокбастеры. Минут 10 я посмотрел на актеров, которые проговаривают текст с интонациями школьников на КВНе и выхватывают из багажника «девятки» игрушечные пистолеты с оптового рынка для того, чтобы повергнуть врагов в пучину ада (роли врагов исполняют коряво нарисованный шар и какая-то загримированная женщина). Послушал, как они на этом вот фоне называют друг друга английскими именами и вообще демонстрируют крайнюю серьезность. Примерно столько же посмотрел про войну. Посмотрел семиминутный арт-хаус постапокалиптической тематики, половину которого занимают титры, а из второй половины совершенно неясно, это что и вообще зачем. Судорожно ринулся искать хоть что-то из разряда «не блокбастер».

С драмой в Омске, впрочем, все тоже оказалось не очень классно: режиссер Савчинский, чувствуется, видел фильм «Пыль», но не знает, что хочет сказать, — теоретически кинофильм «Смерть лучшего друга» можно смотреть все 40 минут, но не нужно. Еще было «комедийное короткометражное кино», впрочем, извините, я не могу больше продолжать.

Это особенно угнетает, когда вспоминаешь, что есть другие. Есть Борис Гуц, который делает приличную анимацию (но уже в Москве). Есть Владимир Головнев с документалками совершенно нездешнего уровня «Занавес» и «Не от мира сего». В последнее время он, правда, снимает в основном о спорте: про омских хоккейных болельщиков («Игра») и про боксера Тищенко, что тоже понятно — в спортивном регионе под такое охотно дают денег.

Еще больше угнетает та поза, в которую становятся авторы доморощенного развлекательного кино в интервью, обычно выдержанных в стилистике «нас очень много критикуют, но вы попробуйте сделать сами». Хотелось бы верить, что в этот момент журналист героически сдерживает себя, чтобы не сказать «ну, вот эти люди делали, так равняйтесь на них, а не снимайте хоть и претенциозное, но все-таки, простите, говно».

Втройне угнетает то, что журналистам, кажется, и не надо себя сдерживать — кто-то высказывается с профессиональной вялой интонацией «ой, а кто здесь у нас маленький художник, давайте мы ваш рисунок повесим на холодильник», а кто-то, видимо, и вправду рад: «мы не лохи, ребята, у нас есть кино».

Уже упоминавшийся «Занавес», к слову, как раз про это. Актеры провинциального театра, играющие зверюшек на детских спектаклях, плачутся в камеру на тему «мало платят, а я душу на сцене оставляю», прочувствованно говорят «я не могу работать с этим режиссером» и за рассуждениями о творческих планах пьют в гримерной пиво «Жигулевское» из полторашки. Детям-то, конечно, нравится, но пример они в итоге берут все-таки с интересных взрослых людей, а не с артистов-травести сложной судьбы.

19 комментариев к статьеДобавить
  1. Буду очень рад, если когда-нибудь прочитаю и про новосибирское «кино» такой материал. Все, в общем-то, справедливо написано, хотя и чертовски непатриотично — чего стоит первое сравнение.
    Вопрос только в том, что текст вступает в прямое противоречие с концепцией сайта — вы вроде как ставите своей целью доказать, что мы не провинция, прекратить самоуничижение. Но по факту-то все верно: кино у нас нет и никогда не будет, телевидение в ужасном состоянии, большинство музыкантов можно слушать только с пакетиком. Где предмет гордости взять? Получается, нам только и остается, что критиковать. Попытаться что-то изменить можно. Вот вы пытаетесь, и что — качеством материалов на этом портале вы лишний раз подтверждаете свой провинциальный уровень.

  2. Описание этих чудесных блокбастеров напомнило мне это:
    http://www.youtube.com/watch?v=7dRDZf_uCXQ
    А «Зеленого слоника» забыли что ли?
    Не Омском единым, однако!

  3. определенно не всех режесеров упоминули

  4. За всеми этими потоками ненависти и собственной илитности, не нужно забывать, что некоторые режиссеры начинали с довольно трешевого и дешёвого кино, всякие там питеры джексоны со своей «Живой мертвечиной», лукасы с «ТНХ-1138». Боюсь лишь одного, что как только кто-нибудь из этих ребят снимет что-нибудь стоящее, вся эта или, которая поливает их сейчас, неожиданно разглядит в их первых фильмах глубокий смысл и мораль и возведёт их в ранг «культовых».

  5. Гм, в Новосибирске определённо не столь удручающая ситуация с кустарным кинопроизводством. У нас снимают по крайней мере «Семейные комедии™» и «Остросюжетные боевики™», не покушаясь хотя бы на лавры Эда Вуда. Впрочем, долго ли.

  6. Александр, а давайте следующую колонку про «интересных взрослых людей, а не артистов-травести сложной судьбы»? Мы конечно подняли свои самооценки после прочтения, но хотелось бы и мотивации.

  7. Хороший топик, матов в нём не хватает^ dc

  8. Посмотрели с друзьями целиком фильм омского режиссёра «Другая реальность», это самое худшее, что я видел в жизни. Советую.

  9. Известный факт — омичи нытики) В Омске есть очень крутая кинокомпания Films at Work

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.