Затащи меня в ART

Текст: Анастасия Демишкевич

Поскольку современное искусство (актуальное искусство, contemporary art) является неотъемлемой частью нашей жизни, полезно научиться в нём разбираться. Хотя бы на базовом, «пользовательском» уровне. Предложенный джентльменский набор — недавно изданные или переизданные в России книги, которые помогут чувствовать себя увереннее на любой выставке.


Брэндон Тейлор
«Art Today. Актуальное искусство 1970-2005»

Издательство СЛОВО/SLOVO, 2006

Британский искусствовед с англо-саксонской основательностью объясняет, что случилось с искусством за четыре десятилетия и почему современные арт-объекты утратили всякое сходство с произведениями прошлых времён, вызывая у обычного зрителя замешательство, раздражение и даже разочарование.

Рассматривая процессы, происходящие в сфере искусства в контексте сменяющихся исторических эпох, Тейлор фокусирует внимание на радикализации искусства, требованиях феминизма и контркультуры.

«Искусство функционирует как противовес власти в течение всего периода, охваченного этой книгой», — утверждает автор.

Что ценно. Иллюстрации. Их много. Они не всегда большого формата, но дают общее представление о том, как выглядит современное искусство «в натуре».


Эми Демпси
«Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству»

Искусство – XXI век, 2008

Ещё один краткий курс — книга, обязательная для тех, кто хочет разобраться в предмете. Это сборник очерков, в которых автор истолковывает те или иные понятия и обозначает условные границы направлений актуального искусства. Иллюстративный ряд тоже очень неплох.

Книгу приятно будет читать не только тем, кто желает основательно разобраться в извилистых направлениях современного искусства, но и тем, кто знакомится с ними для общего развития.

Что ценно. Организация материала. Эту книгу можно использовать как справочник. Если вам вдруг позарез надо будет освежить в памяти, что такое концептуализм или абстрактный экспрессионизм, и чем отличается поп-арт от соц-арта, вы эту информацию легко найдёте.


Екатерина Андреева
«Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века»

Издательство Ивана Лимбаха, 2011

В курсе лекций Екатерины Андреевой, из которых сложилась эта книга, разворачивается драматический сюжет 40х-90х годов прошлого века, когда художники начали создавать объекты «из того, что было», добавляя веса каждому высказыванию своими собственными амбициями и организацией выставочного пространства.

Автор рассказывает историю искусства, анализируя творчество Поллока, Уорхола, Кляйна и других художников, знакомство с творчеством которых внесёт ощутимый вклад в вашу искусствоведческую карму.

Что ценно. Автор работает в России, соответственно, немалое внимание уделяется современному искусству родных осин (в прочих книгах российское искусство представлено весьма общо — как часть некого восточноевропейского куста). Разброс наших соотечественников велик — от Казимира Малевича до Тимура Новикова.


Джон Сибрук
«Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры»

Ad Marginem, 2012

Думаете, что так называемая элитарная культура всё ещё находится в вечном противостоянии с массовой? Автор этой книги с вами не согласен. Нет больше противопоставления между элитарной и массовой культурой: хорошо то, что хорошо продаётся.

Граница между андеграундом и мэйнстримом стёрлась. Пример — гаражная группа «Nirvana», ставшая поп-иконой. Данное обстоятельство и убило её лидера Курта Кобейна, считает Сибрук.

Также он анализирует MTV, «Звёздные войны» и другие важные культурные коды конца XX века. Это уже второе издание книги. Первый тираж (2005 года) давно стал библиографической редкостью, но в России именно переиздание стало бестселлером.

Что ценно. Читать интересно. Не академическая манера изложения, а лёгкий и увлекательный нон-фикшн. Как говорится, для широкого круга читателей.


Жиль Делёз
«Кино»

Ad Marginem, 2012

Переиздание фундаментального труда одного из главных постструктуралистов. Делёз был человеком серьёзным, и слова из песни Бориса Гребенщикова «Я видел вчера новый фильм, я вышел из зала таким же, как раньше» — не про него. Кино (любое) прежним человека не оставляет.

Кроме пристального анализа творчества режиссёров-интеллектуалов, Делёз не стесняется говорить о вещах сугубо жанровых. Причём, весьма комплиментарно.Врезка

Имя отца итальянского хоррора Марио Бава в книге упоминается лишь однажды. Зато его фильмы автор находит великолепными. Кино, по Делёзу, — это не двигающиеся картинки, возведённые в ранг искусства, а отдельный философский язык, который влияет на нашу реальность, создаёт то или иное её видение.

Книга написана давно, и о самом современном кино там, соответственно, нет ни слова. Не застал Делёз и цифровую технику. Тем не менее, его труд сохраняет актуальность. Тотальная визуализация нашей жизни — лучшее тому подтверждение.

Что ценно. Фундаментальность. Читать Делёза нелегко, «переварить мысль» — тоже. Книга толстая, букв много, картинок нет. Но если уж освоите сей труд, ваша жизнь как кинозрителя разделится на «до» и «после».


Сьюзен Сонтанг
«О фотографии»

Ad Marginem, 2012

Сборник эссе о том, что изменилось в нашем восприятии с появлением фотографии. Писались они в 70-е, но ценность их от этого ничуть не пострадала, хотя и не всем сегодня понятно, что есть «негатив», «проявитель», «закрепитель» и прочий фотографический скарб.

Философский аспект фотографии для Сонтанг явно важнее технического и эстетического.

Способен ли человек, фотографируя, проникнуть в суть вещей, понять внутреннюю структуру и механизмы предметов и явлений или же он остаётся наблюдателем и просто фиксирует действительность?

Сонтаг, в первую очередь, блестящий писатель. К счастью, переводчик этой книги Виктор Голышев тоже классик: «Вся королевская рать» Уоррена, «Над кукушкиным гнездом» Кизи, «Макулатура» Буковски на русском языке — его работа.
Что ценно. Эта книга, если её, конечно, удосужатся прочесть, может сократить популяцию доморощенных фотохудожников из интернета. По крайней мере, не всякому после прочтения захочется щёлкать зеркалкой и постить в инстаграм.


Джон Бергер
«Искусство видеть»

Клаудберри, 2012

Бергер рассматривает природу визуальности гораздо шире, чем все его предшественники в этом обзоре. Охват — от изменения масляной живописи в последнее столетие до неожиданно появляющихся в современной рекламе вековых традиций.

В книге семь эссе. Но буквы содержат лишь четыре из них.

В остальных — только иллюстрации, без всяких комментариев. Сами додумаемся, не маленькие уже.

Что ценно. Простор для самостоятельной умственной деятельности.


Брюс Чатвин
«Утц и другие истории из мира искусства»

Ad Marginem, 2012

Не последнюю роль, как в актуальном, так и в классическом искусстве играет фигура коллекционера. Сборник текстов английского писателя, который работал в аукционном доме «Сотбис», пройдя путь от грузчика до главы отдела искусства импрессионизма, — как раз об этом.

Здесь собраны статьи для художественных каталогов, рассказы о встречах с выдающимися деятелями культуры ХХ века и роман о коллекционере мейсенского фарфора Каспаре Утце.

Страсть коллекционировать красивые, но вроде как бесполезные вещи — феномен, который Чатвин объясняет генетической памятью: это сродни перемене мест, постоянное желание которой унаследовано нами от далеких предков-кочевников.
Что ценно. Тексты разнообразны и увлекательны. Интересно будет и тем, кто любит поумнее, и тем, кто привык, чтобы попроще.

1 комментарий к статьеДобавить
  1. А где в Томске купить не подскажете? Взял бы пару заинтересовавших.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.