Зеркало технологической революции

Александр Кириллов

Первая авторизованная биография Стива Джобса стала бестселлером по результатам одного только предзаказа и за неделю возглавила топ продаж интернет-магазина Amazon. В США было продано 370 тысяч экземпляров за это же время. В Китае люди покупали по 500 штук разом — на всё предприятие. О том, почему именно так всё сложилось, и рассказывают эти 600 с лишним страниц.


Написанная бывшим главным редактором Time и бывшим же директором CNN, а ныне президентом Аспенского института и автором других популярных биографий (об Эйнштейне, Франклине и Киссинджере), книга имеет в своей основе более ста интервью с людьми из окружения Джобса, в том числе и с теми, кого её герой обидел. Например, с разработчиком первого компьютера Apple Стивом Возняком, от которого Джобс утаил часть доходов; с Крисэнн Бреннан, которую он бросил с новорожденной дочерью; с Биллом Гейтсом, владельцем Microsoft — главным его антагонистом на рынке технологий, и другими людьми, так или иначе имеющими причины для недовольства. Стив Джобс орал на подчинённых, всегда говорил, что думает, стимулировал сотрудников чудовищным давлением, под которым многие ломались. Но в итоге все интервьюируемые отдают дань его таланту (партнёра или руководителя) и признаются в том, что всеми результатами они обязаны его особому свойству подчинять себе, воздействовать так называемым «полем искажения реальности» (специальный термин, придуманный эппловцами) — «сложной смесью харизмы, красноречия, неукротимой воли и готовности представить любое явление так, как ему нужно».

Айзексон неоднократно упоминает, что для Стива Джобса мир делился на способных «изменить мир» и лентяев, не умеющих ничего толком делать. Складывается впечатление, что стоило ему просто позвать кого-то менять мир вместе с ним, как люди, не раздумывая, бросали всё и шли под знамёна Apple. Скорее всего, так оно и было.

Бескомпромиссность — отличительная черта этой биографии: в ней всё точно, она не оставляет никаких недомолвок, пусть и не в пользу объекта своего исследования.

Но по своей сути, перед нами нечто вроде документального производственного романа, где главный герой воплощает американскую мечту: превращает компанию, основанную в родительском гараже, в огромную корпорацию, производящую новаторские технологии. В центре этого «романа» сверхчеловек, провернувший не одну революцию, а сразу несколько: в сфере компьютеров, издательского дела, музыкального бизнеса и мультипликации. «Надо сказать, что Джобс никогда не изучал труды Ницше, но своим умом дошёл до идеи власти и особой природы сверхчеловека» — пишет Айзексон. Звучит хоть и немного претенциозно, но отвечает всем жанровым установкам.

И при этом не сразу замечаешь, что текст посвящен не просто гению, а гениальному маркетологу, что, согласитесь, большая разница.

Всё крутится не только вокруг идеального дизайна и «люди сами не знают, чего хотят, зато я знаю!», а вокруг продаж, как это ни прискорбно: каждый магазин — вершина искусства мерчендайзинга, совершенно новый способ дистрибуции товаров через AppStore, никаких посредников, идеальная маркетинговая стратегия. Вот в чём гениальность, если отбросить все коллаборации с дизайнерами (Джонни Айв, ведущий конструктор компании, не раз признаётся, что Джобс выдавал некоторые его идеи за свои). Именно поэтому так важны объёмы продаж самой книги — они в какой-то степени иллюстрируют уровень его мастерства, способность создать «продукт» даже фактом своей смерти (и жизни — не в последнюю очередь) — весьма успешный продукт.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.