Фото предоставлены организаторами
Анна Дранишникова
арт-менеджер и куратор, координатор фестиваля наукоёмкого искусства «Яблоко Мёбиуса»
В Новосибирске завершился IV фестиваль экспериментальной поэзии Experiences. В этом году организаторы предложили поговорить на тему героизма. Тема эта совершенно не новая: последние несколько лет героя современности искали все кому не лень, при этом то снижая героический пафос до спасения котят, то вновь задирая его до военных подвигов прошлого и настоящего.
Кураторы Experiences предлагали участникам рассматривать героизм субъективно и индивидуально, однако, оглядывая сегодня выставку «Герои», проходящую в рамках фестиваля, можно с уверенностью сказать, что все авторские работы удачно укладываются в четыре «манифеста», предложенных организаторами ещё до начала приёма заявок.
Откликаясь на день сегодняшний, авторы выставки не могли обойти стороной тему религии. Затрагивают её два питерских фотографа — Артём Соколов в серии «***» и Дмитрий Пряхин: в серии «Покидая башню из слоновой кости» лишь косвенно, на фотографии «Голова Адама» — явно. Красноярская арт-группа ЧРеВо только слегка и неуверенно касается религии, перетягивая одеяло на смертных людей со всеми их недостатками и отсутствием сил на подвиг. В полную силу тема раскрывается в проектах новосибирского художника Дмитрия Федоровича. На четырёх фотоснимках, сделанных в квартире женщины из небольшого города, демонстрируется бог человека. Вот он — иконка в хрупкой рамке среди фарфоровых фигурок, лака для волос «Блеск» или постеров из журнала Cool. Вот он — настоящий, не в золочёном окладе, без преклонивших перед ним колени, не загнанный в красный угол. Вот он — повсюду. Мысль Федоровича «бог принадлежит человеку» — как будто отправная точка для всей остальной экспозиции.
Поэтому простому смертному остаётся искать героя внутри себя, заниматься самолюбованием, быть самому себе примером, самому себе отпускать грехи. Героизм не связан ни с защитой, ни тем более с завоеванием, ни с обретением правды. Героизм связан с протестом, с вызовом устоям, с обладанием тайным знанием или умением, с рвением доказать свою правоту и вырваться на свободу. Героев, бросающих вызов, становится всё больше: подвиг одного толкает на подвиг другого. Уже непонятно, что же всё-таки становится будничным алгоритмом — бег по кругу безликого офисного работника (проект арт-группы ЧРеВо «Алгоритм. Будни») или бесконечное стремление творить подвиги, надеясь разве что на одобрение соседа.
О бытовых подвигах здесь говорят многие. Елена Елеева, фотограф из Самары, в своей серии «Мальчики и девочки» обращается в поисках героизма к детям. Снимки школьников, сделанные в городе Заречном, рассказывают о подростковом выстраивании отношений со сверстниками. Авторы проектов на схожие темы зачастую манипулируют зрителем, акцентируя внимание на жестокости детей или равнодушии взрослых. Елена выбирает другой путь, ничуть не снижающий напряжения между персонажами, но делая историю чуть более искренней и сентиментальной — «девочковой», коли угодно. Дети выстраивают свои отношения без участия глухих, но чрезмерно любопытных взрослых. Через отчуждение, обиды и одиночество, через игру и забиячество они добиваются понимания (или непонимания) от таких же, как они — ещё не имеющих жизненного опыта, но стремящихся его приобрести. Это преодоление внутренних препятствий кажется куда большим подвигом, чем стремление, например, пробить шлагбаум, доказывая свою правоту учителям и родителям, как в проекте арт-группы ЧРеВо «Кровь с молоком».
В другом проекте Руслана и Романа Чернаковых лирический герой (не будем забывать, что выставка визуально-поэтическая, а потому литературные термины — уместнее некуда), связанный по рукам и ногам, обращается за силами к богу: «Это хуже ада! Я ведь такой же, как и все! Господи, не оставляй меня!». Незримый персонаж уже готов вырваться из этого круга и стать героем. Он ищет опоры, но связывающие его оковы не рвутся, шаг сделать не получается и остаётся только кричать: «Хватит этих шаблонных дней!». Ещё один проект о шаблонных днях — «Алгоритм. Будни» тех же авторов. Скука заявлена ещё в названии, но символизирующий бесконечность круглый кофейный отпечаток возводит её в квадрат: нет, не вырваться. Круг, алгоритм, знак бесконечности и всеобъемлющая скука вообще типичны для представленного на выставке творчества ЧРеВо.
Эта мысль неоднократно находит подтверждение у участников выставки. Алексей Акимов в видео-инсталляции демонстрирует, как с помощью инстаграмма можно запечатлеть свой подвиг. Ольга Маджар предлагает для экспозиции работу под названием «Автопортрет». Комикс Александра Закирова и Алисы Фёдоровой придают статус подвига поиску пары для одинокого носка. Перформанс «Выставка молодых художников» объявляет героями художников просто потому, что они художники… Даже «Стена героев» — интерактивный арт-объект, на котором каждому зрителю предлагается запечатлеть своего героя, превращается в демонстрацию себя, соревнование в искромётном юморе. Среди десятка надписей вроде «Проснись и пей» или «Клей не нюхать» найдётся всего несколько имён тех, кого посетители выставки готовы повысить до героя: Гагарин, Маковский, папа, Оптимус Прайм… Герой нашего времени давно найден, и у каждого это — он сам. Со своим индивидуальным набором «хорошо» и «плохо».
Дима Лисицын
08.11.2013
Так, сначала про Сибурбию:выставка открылась 1 ноября, а статья вышла 8-го вечером? Редакция спит? Пьёт чай? Или новую клавиатуру покупать ездили на Гусинку?
По выставке: хорошая тема, на злобу дня и ночи, интересные идеи от достаточно молодых художников(некоторые ещё в школу ходят, как я понял).
Картинки вполне читаемы, даже не надо разбираться в современном искусстве(кстати, почему-то не в СЦСИ открыли её?).
Хвалю автора 4-х фотографий с иконками на фоне бытового завала в квартирах,очень тонко подмечено, актуально.
Elena Makeenko
09.11.2013
Выставку, как и фестиваль в целом, мы уже анонсировали 28 октября в обзоре событий.