В субботу, 29 октября, состоится мероприятие под названием Friendly Market. В центре города, в торговом центре «Аркада», с 12:00 до 22:00 молодые дизайнеры Новосибирска представят свои коллекции одежды и аксессуаров, а также посмотрят, найдутся ли среди местных жителей желающие приобрести у них что-нибудь.

Степан Вертинский, организатор Friendly Market
— Что такое Friendly Market?
— Friendly Market — это развлекательная ярмарка-пати, на которой будут продаваться вещи и аксессуары молодых новосибирских дизайнеров. Я хотел объединить усилия творческих людей в одном месте. Отсюда сначала возникло название — Friendly, а затем концепция — Market. Конечно, идея не придумана лично мной, но в Новосибирске такое мероприятие пройдет впервые.
Кроме того, в программе маркета, во-первых, выставка и продажа работ молодых художников и иллюстраторов Новосибирска и Санкт-Петербурга. Во-вторых, на маркете раз в два часа в течение всего дня будут идти мастер-классы по визажу и прическам. Здесь же, в «Аркаде», будет работать выездная фотостудия, а в качестве моделей выступят участники мастер-классов и посетители маркета, которые в итоге получат мини-портфолио. Среди профессиональных фотографов, которые заявлены уже сейчас, Игорь Парфёнов и Наталья Вологодская, среди визажистов — стилист международного класса Екатерина Мартусенко и Анна Петайкина, а также стилист-парикмахер Оксана Михайлова.
— Какова основная идея мероприятия?
— Идея маркета предельно проста — организовать площадку, на которой молодые новосибирские дизайнеры, а в будущем, надеюсь, и не только новосибирские, смогут заявить о себе и выйти на покупателя. Таким образом мы хотим вывести их из «подполья» в реальную конкурентную среду. На Friendly Market дизайнеры смогут напрямую контактировать со своей аудиторией, а это дает намного больший эффект, чем распространение продукции через интернет, паблики и группы в соцсетях. Покупатель сможет прийти посмотреть товар, примерить, заказать свой размер или какую-то эксклюзивную вещь.
— Сможет ли кто-либо заработать на Friendly Market?
— Участники маркета платят минимальный установленный взнос на оправдание организаторских расходов, а дальше полностью сами контролируют процесс продажи. Дизайнеры сами определяют цену своих вещей, организаторы никаким образом их не регулируют. При хорошем качестве и оригинальности продукта этот взнос будет оправдан, возможно, даже продажей одной вещи. С дизайнерами можно будет поторговаться, в общем, все демократично. Они заинтересованы посмотреть, пользуются ли прямым спросом их вещи.
— Чем оправдано дополнение к названию Friendly Market — Shopping and Fun?
— Мероприятие запланировано как альтернатива обыкновенному стандартному субботнему времяпрепровождению. А что, например, делает молодежь в свои выходные? Ходит в кино, театр, вечером — в клуб, а дома постоянно сидит в интернете. На маркете в течение всего дня будет работать коктейль-бар, играть диджей, а в определенные часы пройдут мастер-классы и будут работать профессиональные фотографы.
— Сколько дизайнеров будут участвовать в маркете?
— Около двадцати представителей малоизвестных новосибирских брендов. Новосибирск — очень интересный, специфичный город и дизайнеры здесь тоже своеобразные. Вытащить их из интернета было очень сложно. Для города мероприятие такого формата — новшество. На Friendly Market будут только новые вещи молодых дизайнеров. В будущем мы хотим сделать мероприятие постоянным и продолжать сотрудничество, находя все новых и интересных людей. В наших планах расширять сеть контактов и приглашать дизайнеров из регионов.
— Почему именно в «Аркаде»?
— Получилось все совсем случайно. Обдумывая эту идею, я шел по центру и увидел, что открыты двери в старой «Аркаде», а ранее я слышал, что она закрыта. Зашел, встретился с директором, рассказал о своем проекте, потом мы долгое время созванивались и в конце концов договорились. Мне кажется, это очень хорошая площадка в самом центре города. Во время маркета будут работать все три этажа. На первом будет выставка работ молодых художников и иллюстраторов. На втором дизайнеры будут продавать аксессуары, фотографы и визажисты проводить мастер-классы. На третьем всех ждет коктейль-бар и уже непосредственно стойки с дизайнерской одеждой.
— Актуальна ли эта идея для Новосибирска?
— В Новосибирске люди хотят носить красивые, стильные, дизайнерские вещи и выглядеть не как все. Наше мероприятие дает такую возможность. В Москве ярмарки дизайнеров проходят регулярно. Сейчас в самом центре Москвы из подвального, гаражного уровня мероприятия вырос огромный пятиэтажный магазин Tsvetnoy Central Market. Надеюсь, мои надежды как организатора оправдаются, и мероприятие станет регулярным.

Ольга Бузыцкая
fashion-дизайнер
Любые мероприятия в сфере fashion-индустрии, которые сейчас проводят в Новосибирске нужно оценивать с точки зрения их результативности. Последнее время я все чаще задаю себе вопрос «Зачем все это?» Зачем нужны несколько недель моды, многочисленные конкурсы дизайнеров? Все эти «междусобойчики» положительны лишь с точки зрения амбиций, а не объективных результатов. Организаторам подобных мероприятий необходимо учитывать формат города, здесь fashion-индустрия держится на небольшом круге людей, так для чего растягивать и без того скромное одеяло. Я считаю, что развивать сферу можно только объединив усилия. Необходимо проводить одну глобальную неделю моды, которая соединит в себе весь событийный ряд, а разрозненные инициативы организаторов не дают нужного эффекта. Скорее, наоборот — дезориентируют потребителя. Позитивно повлиять на бизнес, повысить уровень, качество, профессионализм, а также престиж профессии дизайнера не может ни один «междусобойчик», а значит, он нерезультативен. Перед тем как проводить в Новосибирске разнообразные мероприятия, имеющие так или иначе отношения к fashion-индустрии, нужно чтобы в обществе существовала культура потребления дизайнерских услуг, а ее невозможно создать, если каждый будет двигаться в своем направлении.

Ирина Марченко
арт-директор модельного агентства «Русский блеск»
Мероприятие Friendly Market даст возможность дизайнерам и покупателям познакомиться друг с другом, а это уже положительный эффект. Что касается коммерческой выгоды, о ней мы сможем судить только по итогам мероприятия, ведь оно проходит в Новосибирске впервые. Для начинающих дизайнеров будет не только любопытно, но и полезно провести мониторинг заинтересованных людей. Если оценивать актуальность, я не могу сказать, что в Новосибирске может сама по себе назреть идея какого-то мероприятия в этой сфере. По моему мнению, город далек от моды, это влияние некой ментальности. При этом здесь существует определенный класс людей, которые любят моду и культуру в целом, именно они «бегут впереди паровоза», становясь двигателями процесса развития, но этот класс крайне малочислен. Эти люди — носители эстетики — нуждаются в определенной среде, которую сами пытаются создать, а город уже принимает ее как данность. Я низко оцениваю перспективы развития fashion-индустрии в Новосибирске как системы. Несмотря на высокий личностный потенциал, административный ресурс не вовлечен в процесс развития, именно поэтому он носит общий характер и не существует никакой системности. Несмотря на то, что мероприятие в целом я оцениваю положительно, оно вряд ли сможет повлиять на тенденции всей сферы.

Виктор Феоктистов
дизайнер
Friendly Market может помочь дизайнеру правильно оценить свою концепцию показа, а покупателю — предоставить право выбора. Я считаю, что пришло время активно развивать fashion-индустрию в Новосибирске. Мне нравится идея и концепция события. Однозначно поддерживаю подобные инициативы!
Текст: Анастасия Кораблева
Фото: Геннадий Данилкин