Швейцарский нож тебе товарищ

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Анастасия Прушинская

«Государству не нужны журналисты, ему нужны пропагандисты, — уверен декан журфака Томского госуниверситета Юрий Ершов. — А нам нужны заказчики из медиасферы, которые работали бы с нами в партнёрстве. Без них мы никогда не найдём баланс между теорией и практикой». Юрий Ершов — один из 11 экспертов «Медиапроекта» Международного инновационного форума Interra, в рамках которого представители классического и дополнительного журналистского образования, а также СМИ вместе постарались определить вектор подготовки журналистских кадров в условиях постоянно меняющейся действительности.

Классический модерн

Пятый Международный инновационный форум Interra прошёл в Новосибирске 6–7 сентября. Посвящённый вопросам образования и инноваций, форум собрал более 250 экспертов из разных городов России и стран зарубежья. Общее количество участников Interra превысило 2 000 человек, ещё порядка 10 000 человек посетили мероприятия культурной программы форума.

Декану Ершову в экспертном обсуждении досталась незавидная роль — единственный представитель классического вузовского образования вынужден был объяснять, почему эффективность работы всех журфаков страны постоянно вызывает вопросы. Выпускники, даже идущие в редакции с красными дипломами наперевес, оказываются малоквалифицированными работниками и жалуются, что их не натаскали на практическую деятельность. Редакторы, вынужденные тратить много времени и сил на введение в строй свежеиспеченных специалистов, сетуют на их неумелость и кривые руки. А вузы терпеливо растолковывают: у нас нет заказчика, поэтому мы вынуждены штамповать универсальных журналистов.

— Мы же не готовим специалистов для себя, — говорит Юрий Ершов, — мы их готовим для медиаиндустрии. Поэтому именно представителям медиасферы нужно включиться в учебный процесс и внести коррективы, что-то добавить, что-то убрать. Тогда мы сможем изменить ситуацию с балансом теоретических и практикоориентированных дисциплин, исходя из запросов индустрии, локальных особенностей и собственных университетских возможностей.

Но информационная отрасль пока мало участвует в образовательном процессе. Формально у всех журфаков страны только один заказчик — Минобрнауки, которое описывает стандарт подготовки и определяет сетку часов. Оно же год за годом сокращает набор на гуманитарные специальности.

Уметь всё понемногу

Управляющий редактор Russia Beyond the Headlines Всеволод Пуля вышел из стен факультета журналистики МГУ лишь три года назад, но уже успел завоевать авторитет в медиасреде вебинарами и мастер-классами для журналистов. Для него непрактичные журфаки — гарантия стабильного заработка. Потому что те вещи, которые он рассказывает и показывает, не преподает больше никто. При этом Пуля уверен в пользе журфаков:

— Университеты в той форме, в которой они сейчас есть, — это хорошо. Потому что это место, где появляются связи и заводятся контакты, кроме того, это саморегулирующаяся система — слабые звенья в них отсекаются сами.

Всеволод Пуля видит журналиста будущего мультимедийным и сравнивает его со швейцарским ножом с пятью дюжинами функций.

— В начале XXI века, — говорит эксперт, — мы перешли от редакции к фабрике контента, который просто упаковывается в соответствии с требованиями канала передачи информации — газеты, радио, ТВ. Поэтому журналист должен уметь всё понемногу.

Но, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда, ему необходимо что-то делать лучше всех, считает Пуля. Поэтому журфакам волей-неволей придётся готовить таких ниндзя. В редакции на узких специалистов в сфере дизайна, маркетинга и журналистики должна быть хоть парочка универсалов, способных всё сделать собственными силами.

Сверимся с картой

— Моя профессиональная картинка — это не нож на сто функций, — вступает в дискуссию Оксана Силантьева. — Потому что чем тоньше слой, тем проще его содрать. 87 инструментов в одном ноже — это хорошо, но для жизни и для работы обычный надежнее.

Оксана Силантьева, тренер Высшей школы журналистики и руководитель мультимедийного продюсерского центра Silamedia, давно и успешно учит людей журналистике и мультимедиа, а сертификаты с её подписью высоко котируются в профессиональной среде. Она считает, что журналистов не должно быть много, но они обязательно должны иметь специализацию. Собрав накопленный опыт в кулак, сегодня Силантьева работает над черновиком универсальной карты журналистских компетенций. Абсолютно всех, вплоть до самых маленьких.

«Эта штука будет не для идеального человека, это просто медийные компетенции, собранные по блокам — менеджмент, визуализация, работа в соцсетях, — объясняет идею медиакартограф. — Даём карту молодому специалисту и говорим: гляди, сколькому ты можешь научиться. Но если всему сразу — порвёшься. Выбери что-то своё из списка и изучай».

По прогнозу Силантьевой, навигация в мире медиа может примирить образование основное и дополнительное, а также практику. Фишка в том, что с подобным списком компетенций преподавателям и тренерам будет понятнее, чему конкретно начинающего журналиста необходимо учить. Насколько оправдает себя карта, пока неизвестно — работа над ней только начата. В дальнейшем Оксана обещает дополнить её ссылками на образовательные ресурсы, книги, сайты и даже университеты. Возможно, внедрение карты станет стимулом для студентов журфаков самим набирать необходимые знания и опробовать их на практике с самого старта обучения. Тогда трещину между журфаками и практической работой СМИ удастся заретушировать так, что от неё и следа не останется.

1 комментарий к статьеДобавить
  1. :-(:-(:-(:-(:-(:-(

Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.