Байкал в цифрах

Текст и фото: Роман Жайворон
Панорамы: Яндекс.Панорамы

Проект «Яндекс.Карты» обратился к природе. Теперь можно будет не только виртуально пройтись по Арбату, не покидая, скажем, Омск. «Яндекс» постепенно «оцифровывает» главные природные сокровища России, и очень скоро так же виртуально можно будет совершить прогулку на катере по Байкалу, сидя в новосибирском метро.


«Под нами метров 600–700», — говорит кто-то из местных, пока катер режет неподвижную гладь озера. Те, кто на Байкале не в первый раз, заблаговременно надели куртки. Остальные скрестили руки и спрашивают про горячий чай, хотя совсем недавно на берегу жаловались на жару. Москвич Сергей просит всех не двигаться несколько секунд. Вращает камеру, закреплённую на штативе у носа катера, и делает шесть снимков. «Что за операция такая?», — интересуется наш проводник Владимир, знаток этих мест. Он нередко работает с нетипичными туристами, вроде подлёдных дайверов, любителей марш-бросков по ледяному озеру и профессиональных фотографов, но в этот раз видит что-то новое для себя.

— Это съёмка для интерактивных панорам. Я делаю шесть снимков, которые охватывают всё вокруг так, чтобы потом можно было склеить их в одну панораму и смотреть в интернете, двигая мышкой…

Этот короткий текст в том или ином виде Сергею приходится воспроизводить уже пятый год, каждое лето по нескольку раз в день, объясняя любопытным, чем он занимается. Компания Neq4, в которой он работает, делает web-панорамы дизайнерских интерьеров, ресторанов, гостиниц — чего угодно, а в последние годы плотно сотрудничает с «Яндексом» в работе над визуализацией карт.

«Оцифровка» городских улиц и других пространств для «Яндекса» осуществляется по схожей технологии, что и для сервиса Google Street View. Если это улица, дорога, трасса, то используют автомобиль с закреплённой на крыше станцией: коробкой с четырьмя камерами и GPS-датчиком. Каждые 50 метров, иногда чаще, делают синхронные снимки, из которых потом и сложится интерактивная панорама окрестностей.

Открыв такую панораму в браузере, можно «осмотреться» на виртуальной версии местности в непрерывном режиме.

Иными словами, собранные вместе фотографии дают обзор 360°: из них склеивается внутренняя часть сферы, в которой, за исключением редких казусов, не видно «швов». Можно даже «погулять» по окрестностям, переместившись по стрелкам в точку другой ближайшей панорамы. Сотрудники «Яндекса» в этом проекте видят, в первую очередь, практическое применения для пользователей.

Байкал (1)

Байкал (2)

Байкал (4)

Байкал (5)

Байкал (6)

Байкал (7)

— Допустим, человек едет в незнакомое место или он в незнакомом городе. Посмотрев панораму, он уже будет знать, как выглядят нужные ему дома, улицы, ведь это всё подписано на самой панораме, — говорит представитель компании Элина Ставиская.

Тем не менее, «Яндекс» не отрицает, что в панорамах есть и чисто эстетический смысл. Например, воздушные панорамы городов, которые снимаются с вертолёта на высоте 150–200 метров, или интерактивный тур по Красной площади — это, скорее, увлекательный аттракцион.

Помимо составления фотокарт городов, «Яндекс» не первый год активно занимается проектом интерактивных панорам природных объектов. Этим летом «оцифровываются» природные богатства Кисловодска, Воронежа, Алтая, Карелии и вот Байкал.

— Байкал нельзя сравнивать! Он не то что круче всех других мест, которые мы снимали, он просто очень другой. Я под диким впечатлением, это место реально стоит посетить каждому, — считает Ольга Болотова, руководитель проекта из компании Neq4. Ольга тоже из Москвы, впервые в этих местах. В составе съёмочной группы из трёх человек она уже девятый день на Байкале. Это пока самая восточная точка России, где она побывала, и самая большая разница во времени — пять часов.

Остров Ольхон, мыс Хобой

Если по улицам столицы разъезжал маленький юркий «пежо» с фотокамерами на крыше, то для сибирских ландшафтов специально привезли полноприводный пикап Ford (проект «Заповедники России на Яндекс.Картах» — совместный проект «Яндекса» и компании Ford), именно он стал рабочей передвижной станцией для Ольги и её коллег. «Я снимаю панорамы для Яндекс.Карт», — написано на оранжевой двери.

— Вас часто спрашивают прохожие и проезжающие мимо о том, что за штука у вас на крыше?
— Да, часто. И прохожие спрашивают, и водители равняются с машиной, опускают стекло, интересуются. Но мы привыкли. Самый частый вопрос, кстати, даже не про камеру на крыше, а «Что за регион такой — 50?». Это Московская область. Если московские номера тут кто-то видел, то эти не знают.

Оранжевый джип с чёрной коробкой на крыше, который двигается со скоростью не более 40 км/ч, часто на «аварийке», прижимаясь к обочине, чтобы не сильно нервировать проезжающих мимо водителей, непременно вызывает интерес и любопытство. Равно как и съёмка со штатива или с велосипеда: чтобы сделать панораму пешеходных зон и мест, куда трудно добраться на автомобиле, применяется и такая. Ольга рассказывает, что несколько раз случались конфликты: прохожие требовали удалить фотографии, однажды в парке одного города компания нетрезвых людей даже сломала камеру, когда Ольга снимала панораму. Но в большинстве своём люди относятся к съёмке с пониманием, хотя версии бывают разные.

— Часто люди предполагают, что мы измеряем пробки для сервиса «Яндекса», заранее благодарят. Ещё думают, что мы меряем радиацию, занимаемся геологоразведкой, меряем высоты. Сергей рассказывал, как в Украине в какой-то деревне бабушка побежала за машиной: выяснилось, что она пыталась купить железнодорожные билеты, подумав, что это передвижные кассы.

На панорамах Google лица людей замазаны. Российское законодательство этого не требует, поэтому возможностей прославиться и в буквальном смысле оставить личный след на карте России больше.

Этим нередко пользуются. По словам Ольги, завидев их машину, люди всё чаще понимают, что производится съёмка панорам, и начинают махать руками, улыбаться, высовываться из окон. Несколько раз были подготовленные акции, когда люди заранее знали, что будет ехать машина «Яндекса», караулили, стояли в костюмах, с плакатами, передавали приветы.

Мост на Кругобайкальской железной дороге

Чтобы сделать хорошую панораму нужны определённые погодные условия: должно быть сухо, ясно, желательно не слишком солнечно. Съёмочная группа обычно выезжает рано утром, пока солнце ещё не очень высоко. В городских условиях это, к тому же, помогает избежать больших пробок, чтобы в кадре было меньше проезжающих машин.

За редким исключением, вроде Великого Устюга, панорамы снимаются в летний сезон, поэтому Россия на картах «Яндекса» — это страна вечного лета, ясной и лишь слегка облачной погоды.

Отснятый за лето материал измеряется тысячами километров. На обработку, склейку фотографий, проверку GPS-локаций, публикацию уходят остальные, «несезонные» месяцы в году. 100 километров родины — это примерно два-три дня склейки.

Съёмки здесь подходят к концу, дальше — на Алтай. На лицах съёмочной группы смесь усталости и тоски по дому с восхищением перед природой Байкала. Последнее, похоже, одерживает верх. Они готовы бесчисленный раз рассказывать о местах, которые снимали, об историях, которые пережили они и оранжевый пикап.

Байкал (1)

Байкал (2)

Байкал (3)

Байкал (4)

Байкал (5)

Байкал (6)

За девять дней на Байкале были «оцифрованы» Байкальский тракт, остров Ольхон, Тункинский парк, вид на Саяны, теперь вот сам Байкал с воды. Но, по мнению Ольги, самое живописное и потрясающее, что им доводилось снимать, — это Кругобайкальская железная дорога. Руководство железной дороги восприняло идею с энтузиазмом, и для сьёмок панорам разрешили закрепить камеру на крыше поезда — уникальный случай. В результате должен получиться виртуальный тур от Слюдянки до порта «Байкал» с видами на озеро, горы, ручьи, на тоннели и мосты, которым уже больше ста лет.

— С адресами в незнакомом городе понятно. Но зачем всё-таки человеку интерактивная панорама природы?
— Чтобы он её увидел, — отвечает Ольга.
— И…?
— А дальше пусть сам делает выводы.

Когда все отснятые фотографии склеят, получится доступная на любом компьютере, смартфоне, планшете 3D-открытка Байкала — места, описывая которое приходится по многу раз употреблять слова «уникальное», «самое», «во всём мире». Конечно, интерактивная панорама даже близко не сможет передать ощущения головокружительной свежести холодного воздуха над озером, осознание, что под катером 600–700 метров, и восторг от того, что видишь это всё своими глазами. Она и не стремится это сделать. Скорее, раззадоривает любопытство.

1 комментарий к статьеДобавить
  1. Ой, как круто! А снимки моста прям панорамные? Те что яндекс делал?

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.