Путешествие в Краесветск*
*«Краесветском» называет Игарку Виктор Астафьев в повести «Кража».
Какая она — Игарка, город на Крайнем Севере? Стоит ли уезжать из заполярного города? Да и является ли Игарка вообще городом или там сохранились лишь воспоминания о лучших, давних временах, когда советская власть только начинала развивать инфраструктуру Севера? Пегги Лозе из Германии добралась по Енисею до современной Игарки, прихватив с собой множество вопросов. На родину, в Дрезден, Пегги привезла больше впечатлений, чем ответов.
Пегги Лозе
автор текста и фотографий
Я — немка. Когда я долгое время жила и работала в Красноярске, меня очень привлекал крайний север Сибири. Я много путешествовала по России и Сибири и без преувеличений скажу, что влюбилась в эту страну, её просторы, природу и людей. О Севере я слышала и читала либо романтические рассказы — о сказочном крае в белом, снежном платье — либо истории о трудностях ежедневной жизни в северных городах. Но я не могла себе представить этот Север, поэтому решила, что сама поеду туда, «наверх».
Первый теплоход
Середина июня. В Красноярске уже тепло, бывает и жарко. На теплоходе имени Валерия Чкалова еду в Заполярье. 1800 километров — поездка по Енисею на Север длится почти три дня; обратно на юг — пять. Кажется, что это долго и скучно. Чем можно заниматься, сидя на палубе теплохода? Но я, видимо, не имела никакого представления о силе пейзажей северной природы.
— Разруха, полная разруха! — одним словом характеризует свой родной город Игарку Евгений, мой сосед по каюте теплохода. — У нас нет ни театра, ни кино. Ничего нет!
— Да ты что! Мы ведь в общем и целом хорошо живём, — перебивает его мама Екатерина.
«Тётя Катя», так она сама себя представила, и её взрослый сын Женя возвращаются в Игарку из отпуска: гостили у родственников в Челябинске. И так каждый год. Втроём мы едем на первой палубе третьим классом. В каюте — четыре деревянных полки, два шкафа и стол под окном с видом на воду. Снизу пахнет деревом и влажностью. Там — четвёртый класс, который похож на общий вагон в поездах. На втором и третьем этажах — мягкие второй, первый и «люкс» классы. Интерьер деревянный, а все помещения тепло и уютно освещены.
Перед отправлением теплохода все выходят на палубу. Пока некоторые пассажиры втаскивают последние грузы на борт, остальные уже машут руками родственникам на берегу. Солнечно, на палубе играют песни о красоте Красноярского края и Енисея. Это — первый летний теплоход. Его отправление означает для населения севера начало лета, отпуска, всяких встреч и поездок. Сейчас можно на три месяца возить грузы, ездить в гости, отдыхать и собирать энергию на следующую зиму. Настроение на теплоходе великолепное.
По Енисею ходят сегодня лишь два пассажирских теплохода: «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Туристов на них немного. Раньше их встречалось больше, говорят бывалые пассажиры. Чаще всего они ездили на «Чехове» — самом большом судне акционерного общества «ПассажирРечТранс», принадлежащего Красноярскому краю. Но в 2003 году «Чехова» продали на Волгу. На нашем «Чкалове» туристы есть: Лара и Мауро — пара итальянцев, учащихся в Швейцарии, и бывший бизнесмен Армин из Гамбурга; они едут до Енисейска. Джон из Дрездена едет дальше, до Туруханска. В отличие от местных пассажиров, туристы — как и я — сидят весь день на палубе, удивляются и наслаждаются незнакомыми пейзажам.
— Мы каждый год возвращаемся по Енисею домой из отпуска. Что же тут увидишь интересного? Вода, лес, вода… — мой сосед Женя даже в окно не смотрит. Он работает в аэропорту Игарки. А Тётя Катя летом — на огороде.
— Да, у нас даже своя картошка есть, заполярная. Она должна расти быстро. Лето ведь длится всего три месяца.
Но до заполярной картошки нам ещё далеко.
Чёрный дым
Первая достопримечательность на нашем пути — Казачинские пороги. На этом участке Енисея для пароходов остаётся лишь узкая дорога, ограниченная неглубокой водой и каменной почвой. За Енисейском, который нас встретил ночью, проезжаем Вороговское многоостровье. С теплохода не видно берегов, со всех сторон — каменные острова. В середине — остров, на стене которого большими белыми буквами написано: «Миру Мир». В наше время — очень актуальное желание. С этим соглашаются все пассажиры, стоящие на верхней палубе.
Когда проезжаем мимо устья Ангары, на палубе включают песню «Девчонки танцуют на палубе». Пассажиры выходят и действительно начинают двигаться в ритм песни. Ярцево, Ворогово, Бор и Туруханск — мелькают дальше. За день мы встречаем на пути примерно два-три населённых пункта. Там, где нет причала, местные подъезжают к теплоходу на маленьких моторных лодках, выгружая пассажиров, багаж и грузы. А там, где посёлков нет — только чёрная вода Енисея, голубое небо и всё дальше и дальше от нас — зелёный берег, на котором чем севернее, тем меньше леса.
Утром, после трёх суток на теплоходе, мы прибыли в Игарку. Издалека виднелась «башня» чёрного дыма: в центре микрорайона — пожар. Игарчане рассказывают по этому поводу невесёлую легенду, связанную с первым в году теплоходом: каждый год, накануне его прибытия, горит один деревянный дом. На сколько таких первых теплоходов ещё хватит деревянных домов? Ведь их уже мало.
67° северной широты
Игарка — это особенный, можно сказать, даже уникальный город. Основанный в 1929 году, он стал первым из промышленных городов на севере Красноярского края уже в 1931-м (Дудинка была основана в 1951-м, а Норильск — в 1953-м). В 1939 году численность игарчан достигла своего максимума: тогда в городе проживало больше 23 тысяч человек. Но после распада СССР в Игарке закрылись все четыре лесопильных завода и самое северное производство молочных продуктов. А население к сегодняшнему дню уменьшилось до 6 тысяч человек.
Строили Игарку в основном заключённые, работая с 1947 года на «Стройке № 503»: в то время между Салехардом и Игаркой прокладывали трансполярную железную магистраль. Но после смерти Сталина в 1953 году встал вопрос: достроить «стройку № 503» за 800 миллионов рублей или снести за 700? Достроена она так и не была. Артефакты и документы так называемой «Мёртвой дороги» находятся в местном «Музее вечной мерзлоты», который по большей части занимается всё-таки основой городской жизни Игарки — её почвой.
67° северной широты: Игарка расположена за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Все здания построены в городе на сваях, раньше они были деревянными, сейчас — из бетона. Сваи входят в каменную почву до четырёх метров, а сам дом начинается на метр от земли. «Музей вечной мерзлоты» сотрудничает с местной мерзлотной станцией, которую основали ещё во время строительства города, чтобы исследовать строительные технологии в суровых климатических условиях. Сейчас геокриологическая лаборатория Игарки является филиалом якутского Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова. Сотрудник лаборатории, Никита Тананаев, регулярно проводит экскурсии и ведёт проекты вместе с музеем — и для учённых, приезжающих изучать состояние вечной мерзлоты из далёкой Европы, и для школьников местной школы №1.
В верхних залах музея — там, где ещё тепло — можно узнать всё о вечной мерзлоте: что это такое? Откуда она появилась? Как на ней строить дома? Что она означает для климата, природы и людей? В подвальных туннелях музея посетителям приходится одеваться потеплее: внутри настоящей мерзлоты даже летом температура около -5°C градусов. Вдоль ледовых коридоров выставлены экспонаты: разные виды льда, снега, мерзлоты и дерева. Есть и работы учеников местной школы: галерея картинок из льда, цветов и ягод: так дети знакомятся с землёй, на которой живут.
За микрорайон
Обстановка жизни в Игарке тяжёлая, и всегда была тяжёлой. Большое количество продуктов надо привозить с «материка», как говорят местные, как будто живут на острове. И даже короткое жаркое лето посреди долгой, тёмной и холодной зимы не делает жизнь людей проще. Каждый второй год работникам оплачиваются расходы на отпуск, но места, которые люди хотят посмотреть, далеко. Поэтому одни едут к родственникам в Новосибирск, Читу, Красноярск, другие отдыхают в Таиланде, Китае или на юге России. В любом случае, ехать приходится долго. Сутками.
В 2000 году для игарчан начали действовать сразу несколько программ переселения с севера на юг. По этим программам трудоспособных граждан должны обеспечить работой и дать хорошее жильё либо в самой Игарке, либо на юге края (например, в Красноярске), оказать помощь пенсионерам, работавшим на севере. На эти программы выделяется огромное количество средств из регионального и федерального бюджетов. Но решиться покинуть родные места для человека не так просто.
В Игарке я жила у Светланы и Анатолия Казаковых. Светлана работает в бухгалтерии местной поликлиники, а Анатолий — в «Ростелекоме». Они родились и живут в Игарке всю свою жизнь.
— Наши семьи вначале не обрадовались свадьбе, — говорит Анатолий, улыбаясь своей жене. — Но в итоге все дали добро. Знаете, у нас в Игарке сейчас все сжились: и офицеры с заключёнными, и русские с латышами и литовцами. Мы все знаем, что наш город построен во время действительно страшных страниц истории.
Светлана и Анатолий хорошо знают историю своего города. И, несмотря на все трудности, которые приносит северный климат своим жителям, любят Игарку, собирают о ней книги, исторические фильмы, фотографии. Во время нашей прогулки по городу Светлана и Анатолий рассказывают, что было раньше на том или ном месте; города сегодня почти уже нет. Административные учреждения, школы, гостиница, магазинчики находятся в микрорайоне, где живут Казаковы. А за микрорайоном — что?
«У нас нет дорог, у нас есть направления», — шутя предупреждал меня Женя, сосед по каюте на теплоходе, зная, что я направляюсь в Игарку. Из микрорайона мы попадаем в Северный район или «старый город», проезжая огромную площадь. За девятиэтажными блоками микрорайона (даже здесь далеко не все дома заселены) осталось ещё несколько деревянных жилых домов. За ними — игарский «долгострой»: стройка жилого комплекса, которую начали в 1990-х годах, но так и не закончили. Дальше — больница, поликлиника и церковь.
В центре бывшего старого города, лицом в сторону причала, всё ещё стоит Ленин. Вокруг него — пусто. Только разваливающееся здание кинотеатра.
— Там, на следующем перекрёстке, раньше стояло несколько деревянных домов, старинных, на четыре семьи. Там я родилась и жила до семи лет, — Светлана рассказывает спокойно, показывая рукой в сторону Ленина, — через несколько лет после того, как мои родители переехали в микрорайон, дом сгорел, как и большинство других домов старой части города.
— Мы всё ещё помним, как тут было раньше: деревянные дороги, везде дома, люди, театр и кино, — добавляет Анатолий.
На другом конце Игарки стоит огромное здание Дома культуры, где ставили спектакли, проводили концерты и праздники. Наш водитель Николай вспоминает: «Новый год всегда был самым весёлым. Сюда, к ёлке и Деду Морозу, весь город приходил отмечать праздник. Кажется, последний раз там что-то проходило в 1994-м. С тех пор Дом культуры пустовал и несколько раз горел».
Мальчик Витя
Жители Игарки хорошо знают историю своего города, вспоминают её с любовью. Особенно помнится известный бывший житель — Виктор Астафьев. В его честь учителя вместе с учениками открыли в школе №1 (тоже имени В.П. Астафьева) школьный музей. На стене жилого дома напротив школы блестит огромная мозаика с портретом писателя.
Астафьев попал в новый северный город Игарку ещё в детстве, в 1935 году, вместе с отцом, Петром Астафьевым, и мачехой. Когда однажды отец писателя попал в больницу, новая семья отвернулась от мальчика, и он остался никому не нужным: скитался, попав в детский дом через пару месяцев. Эти трудные годы в Игарке были очень важными в судьбе будущего писателя. «Кража», «Последний поклон» и «Царь-рыба» — в этих рассказах есть его воспоминания о городе. «Кражу» читает и сегодня со своими школьниками учительница Татьяна Забрыгина. Пока писатель был жив, он несколько раз посещал Игарку, Татьяна Григорьевна его помнит: «Хотя он и прожил в Игарке не лучшие свои годы, ему был не безразличен наш город. Он гулял по улицам, иногда со слезами в глазах. Но каждый раз снова удивлялся, каким современным стал город. В последний раз он приезжал в Игарку в 1999-м с документалистами из Санкт-Петербурга, которые снимали фильм «Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею».
Писатель этот фильм уже не увидел.
Север — не для людей?
Молодёжь уезжает. Ни образования, мол, ни работы нет. С 2008 года население Игарки надеялось на открытие рядом Ванкорского нефтегазового месторождения, в городском аэропорту сделали ремонт. Но жить на север никто не переехал, работа на месторождении ведётся вахтовым методом.
— Сначала нам обещали, что к нам будут переезжать за нефтью. А сейчас? Никто не переехал! — сетовала Тётя Катя во время обеда на теплоходе.
— Нас не считают людьми. Зачем мы тут вообще живём? Север — это не место для людей, — её сын Женя совсем разочарован.
У Светланы и Анатолия Казаковых в Игарке надёжная работа, но и они в дальнейшем собираются переехать на юг, хотя по той теплоте в голосе, с которой они рассказывают о городе, понятно: любят. Их старший сын уже учится в Красноярске, и как только младший Максим закончит школу, вся семья, наверное, переедет в Красноярск.
«Чем притягивает к себе живое эта почти мёртвая земля? Может быть, всё живое, и городок этот далёкий, возникли по исконному мудрому закону жизни, не по прихоти, а именно по закону. Город такой здесь нужен» — писал Астафьев в «Краже». За те несколько дней, что я провела в городе, почувствовала: Игарка жива. Несмотря на небольшое количество жителей, здесь всё-таки происходит многое. Многое и прошло. Но даже и это прошлое осталось в людях, город живёт воспоминаниями. Через 15 лет Игарке исполнится 100 лет, но среди местных есть мнение, что юбилей уже не состоится.
Что победит на Крайнем Севере — любовь к родине или прагматичность? Это будет зависеть от того, смогут ли люди взрослого поколения передать свою любовь к северу детям. Если нет, то Игарка — первый построенный северный город — станет первым умершим северным городом.
***
Обратный путь по Енисею длится пять дней. «Чкалов» добирается по невероятному, широкому пространству на юг. Медленно теряются льдины на берегу, зацветают деревья, видно зелень, которая в июне за полярным кругом только начинает показываться. В эти картины вмешиваются воспоминания: особенные, удивительные, противоречивые. Нет, пока люди активно живут на севере, создают и сохраняют городскую, культурную жизнь, Игарка — не полная разруха. Но она действительно и «Краесветск» — крайний свет, во всех отношениях.