Курс евро

Александр Павлов,
омский журналист, кинокритик

Весь вечер и половину ночи мы занимались теми прекрасными глупостями, которыми сейчас принято заниматься в двадцать лет. То есть готовили веганские котлеты (идейный вдохновитель этого вернулся к счастливому мясоедению, кажется, недели через две, зато было вкусно), играли в настольную игру «Уно», смотрели мультики, слушали «The Drums», пили вино.

Обсуждали особенности выживания в панельной девятиэтажке в случае зомби-апокалипсиса (а также другой важный вопрос — если у вампира из «Сумерек» нет кровообращения, как же он шпилит телочек) и вообще чувствовали себя весёлыми европейскими бездельниками. Реальность обычно быстро и охотно напоминает, что чувствовать себя подобным образом в Омске несколько опрометчиво — особенно в районе, который славится на весь город своим героинозависимым населением и где, в принципе, иногда и хочется зачекиниться в форсквере, но в павильоне «Живое пиво» этого сделать, к сожалению, нельзя.

Поход за чем-нибудь вкусным (не за алкоголем, серьёзно) всей компанией в три часа ночи довольно предсказуемо обернулся тем, что уже на ступеньках круглосуточного супермаркета я, выходивший первым, без дополнительных прелюдий про «есть сигарета» поймал красивую подачу ногой в грудь от человека в спортивном костюме. В момент ответного удара и попытки скинуть неудачно повисший на руке рюкзак с печеньками и прочим добром, помимо очевидных тактических и стратегических вопросов (вроде того, что за спиной-то теперь ещё двое и что мне дороже — голова или почки), в голове начали появляться и другие — так сказать, социологического толка. Сама ситуация в итоге неожиданно благополучно разрешилась без малейших потерь (ну, карман на новой куртке порвался, подумаешь), но вопросы остались.

Совсем недавно знакомая моей питерской знакомой придумала термин «евромайндизм» (понятная производная от «euro» и «mind»), который, несмотря на ужасное звучание, вполне точно отражает главную особенность поколенческого недопонимания между 18-20-летними и теми, кому уже ближе к 25.

Проще говоря, объясняет то, почему при одинаковом культурном уровне условный я с ровесниками всегда подсознательно готовы стукнуть обидчика в жбан (даже не обязательно в буквальном смысле), а мои более молодые друзья зачастую теряются, как-то очень по этому поводу рефлексируют и вообще оказываются несколько не готовы к внезапным встречам с многообразием реальности. Дело здесь, очевидно, не в возрасте — в двадцать лет все уже взрослые, — а в той резко появившейся трещине в рамках, по сути, одного поколения, которая не особо заметна, извините за формальный оборот, в городах с высоким уровнем потребления актуальной культуры. Здесь не Москва, не Питер, не Екатеринбург и не Новосибирск, и схемы действуют немного другие.

Иллюстрация Александры Барановской

Совершенно очевидно, что двадцатипятилетние омичи начисто прощёлкали тот момент, когда вокруг начали появляться люди, для которых «евромайндизм» (с хорошим знанием английского, музыкой каких-нибудь WU LYF, фильмами Ксавье Долана и книжками, допустим, Стига Ларрсона) — это норма. Которые моложе, умнее и тоньше, которые отлично изживают провинциальные комплексы при помощи вовремя появившегося быстрого интернета, и с которыми теперь не понятно, каким образом коммуницировать. С другой стороны, именно их внутреннее ощущение несоответствия реальности и образов из фильмов и клипов, их «я не могу читать новости, перед сном листаю картинки на tumblr, достали со своей политикой», их оцепенение перед банальностью зла оказывается одновременно и главным слабым местом, и главной претензией со стороны условных нас:

«О чём ты говоришь вообще, они во втором классе смотрели «Гарри Поттера», а мы — репортажи из Будённовска: «Алло, Шамиль Басаев, говорите громче», блин. Вот и что они знают, чему ты предлагаешь у сраных хипстеров учиться?».

Именно из-за отсутствия интеграции такого рода (по крайней мере, в Омске уж точно) всё, судя по всему, и выглядит столь плачевно. Хотя на поверку оказывается, что люди с разницей в пять лет не настолько уж и другие, как может показаться, что лучшая музыка, когда напьёшься, — не только Летов, но и Том Йорк, а играть в «Уно» — это вообще жутко мило, весело и совсем не инфантильно. Мы в ответ, конечно, можем не так и много, но это, как нам кажется, важно. Например, мы можем научить душевно пить водку, и этот процесс будет выгодно отличаться от любого местного инди-концерта. Можем периодически напоминать, что в России всё-таки бывает не совсем плохо, если сопротивляться окружающей мерзости, и что политикой всё-таки нужно интересоваться, чтобы следующие 12 лет не превратились в телевизионную прямую линию с человеком-ботоксом. И, наконец, чисто в качестве маленькой полезной опции — подсказать, когда в плейлисте уже можно выключить Radiohead и пора включить «Гражданскую оборону».

19 комментариев к статьеДобавить
  1. мне, как человеку тридцатилетнему, проблематика данной статьи кажется несколько надуманной XD хомячки бывают любого возраста, а не которые и в сорок лет ни разу не взрослые люди.
    сложилось впечатление, что автор впервые заметил сменяемость условных «тусовочных» поколений и очень удивился. я, помнится, тоже размышлял года в 23 на тему «какие пионеры тупые пошли…» :) только вместо «евромайндизма» (кстати, не плохой эвфемизм) другой термин употреблялся, созвучный но вполне русский :)

  2. ох, ну причём тут хомячки и тусовочность-то

  3. отменный бред
    во-первых, кто нахер взрослый до кризиса 22-х лет
    во-вторых, оттого что кто-то там вырос на гробе он не стал меньшим говном
    и, в третьих, сам смысл статьи — уебищная банальность, почему-то спроецированная на школоту. добрых хомячки были всегда — они слушали битлз, они смотрят фильмы про любовь, хиповали, кстати, тоже они — мэйк лав, нот вар; плохих парней всегда было меньше.
    безусловно, сейчас их тоже много — потребление, всеобщая любовь, все дела — но нихера не факт, что раньше их было меньше.

  4. Александр,
    благодарю Вас за статью. Мне (видимо — рефлексирую) понравился Ваш стиль. В том числе общения с «рецензентами»:)

    Статья и правда не плоха. Ситуация одинакова приблизительно везде, не только в Омске, но и в том же Новосибе.
    Нотка про изредка «интересоваться политикой» — грустна, ибо верна, но упщено очень важное, на мой традиционно молодежно-аполитичный взгляд: интерес или не интерес ничего не меняет.

    Вспоминаем историю России о переменах в правительстве со стороны народа. 1. Все варианты испробованы и не на раз. 2. 80% попыток — море крови.

    У меня вот перед домом убрали пешеходный переход. До двух других реально долго пилить, особенно поутру, идя на работу. Возникло желание на месте отвинченного человечка на забре повесить лист А4 с надписью, очень точно описывающей все происходящее в России: все как всегда.

    Не теряйте веры в молодежь — будет война (не дай бог) — генетика возьмет свое и эмоготы (простигосподи их необразованные умы — да я про все тех же экспрессионистов) обнаружат, что в жбан дать могут.

  5. вам спасибо. хочется верить, что в этот раз всё будет без крови и не как всегда

  6. по-моему, «умнее и тоньше» никак не связано с возрастом или культурными предпочтениями. и мне кажется удивительным, как легко разговорами «о высоком» нагнать туману и спрятаться.
    а если кто-то не подходит под описание, по возрасту, по виду, по манерам, то у «тонких» срабатывает блок, они отворачиваются. и не видят многих прекрасных вещей.
    потому что, чтобы видеть, надо самим думать. а не пользоваться схемами. это же прямо противно — человек просто поймал тренд какой-нибудь, и вот уже встроился, натянул контекст на себя — и готов интеллектуал. проще простого — читай Бодрийяра и пересказывай:)
    Александр, «глупостями, которыми сейчас ПРИНЯТО заниматься в двадцать лет» !
    о, и вы узнаёте какие милые глупости на повестке дня в мировом культурном пространстве, и стремитесь причаститься, или как?
    по-моему это какая-то форма конформизма.

  7. вот ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ вне трендов и контекста, «да в 20 лет все такие», «мне не интересно», Я ВЫШЕ ЭТОГО и тп — по-моему, это какая-то форма конформизма

  8. не удивили) непониманием.
    я говорю по моему умнее и тоньше это категории вне всего! а интеллектуалы вне контекста и вы — это одно и то же.
    причём тут интеллектуалы — я говорю, покатайтесь в электричках, поговорите с пенсионерами, с продавщицей в магазине, узнаете какие они крутые. правда. у них тренд — стас михайлов, и всё равно они хорошие.
    а вы со своими занятиями для двадцатилетних и веганскими котлетами как раз и смотрите на людей в спортивных костюма сверху вниз.

  9. читайте внимательно и всё у вас будет хорошо

  10. спасибо, у меня всё хорошо и без внимательного чтения)
    жаль что вы в свою очередь не можете меня понять, но, к счастью, это не моя проблема.

  11. для тех, кому глубоко за двадцать :)

  12. Спасибо, очень хороший текст.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.