Место ищет гения

Программа «Гений места. Новое краеведение» объявляет о начале набора слушателей Школы исследования и текста на 2016 год. Это программа, придуманная для изучения, описания и популяризации локальной истории XX века. Участники Школы работают с документами, архивами, личными и семейными воспоминаниями, а в результате создают проекты (от лонгридов до документальных спектаклей), в которых через частную память проявляется настоящая история страны.

В прошлом году Школа проходила на Дальнем Востоке. В этом году в фокусе исследования и текста — Сибирь: Новосибирская, Омская, Томская, Иркутская области, Красноярский край, Бурятия, Забайкалье. В течение 9 месяцев, начиная уже с апреля, сибирские участники Школы будут слушать лекции, дискутировать с историками, антропологами, авторами лучших проектов в области нового краеведения и public history, работать с редакторами над собственными проектами.

Мы попросили кураторов и редакторов Школы ответить на главные вопросы: зачем всё это, как оно устроено и чего они сами ждут от нового учебного года.



Елена Каменская
куратор Школы, редактор, переводчик

— Зачем нужно изучать локальную историю?

— Уже некоторое время назад мы отказались от взгляда на исторический процесс как на многотомное издание серии «ЖЗЛ» или дополненное и ухудшенное издание «Истории государства Российского». И переходим от создания «тотальной» истории к поискам субъекта локальной. Как редакторы и кураторы Школы, мы можем взять на себя довольно скромную задачу: попробовать фиксировать личную и семейную память. Желательно — со всеми её пригорками и ручейками, с обмолвками, утаиваниями, искажениями и мифотворчеством. Потому что — как было нам сказано — всё, что человек говорит, пишет и изготовляет, всё, к чему он прикасается, является наиглавнейшим и наиценнейшим историческим источником.


Анна Немзер
куратор Школы, редактор, писатель

— Как строится работа Школы?

— Самый важный принцип работы Школы — это сотрудничество. Мы все так или иначе работаем с ненаписанной историей 20 века. На протяжении последних ста лет — за исключением короткого перерыва на 90-е годы — история выполняла вспомогательную функцию по отношению к официальной идеологии, служила нуждам государства. А отсюда неизбежно вырастает проблема: вместо живой общественной открытой дискуссии и калейдоскопа точек зрения мы сталкиваемся с серией «слепых пятен», фигур умолчания и отрицания. В этой ситуации самое главное для нас — расчищать туман, восстанавливать историю по обломкам и деталям.

Именно поэтому наша работа строится на сотрудничестве и взаимодополнении. У слушателей есть доступ к архивам, к информантам — свидетелям истории и их потомкам. Иногда наши слушатели сами оказываются свидетелями, а главное — каждый из них ощущает привкус локусгайста, дух места, хорошо понимает специфику своего региона. У редакторов есть набор навыков и технических приёмов, с помощью которых они могут помочь слушателям Школы рассказать эту историю. И под рассказать подразумевается самый широкий спектр возможностей: от написания текста до создания мультимедийного проекта, от постановки документальной пьесы до съёмки небольшого фильма.


Александр Ярин
куратор Школы, редактор, переводчик

— Что делают редакторы и кураторы Школы?

— В нашей Школе принято называть новых участников проекта не учениками, а слушателями. Это справедливо, потому что какие же они ученики, если знают о материале — судьбе своих предков, истории своей семьи, города или памятных вещей — куда больше, чем мы, редакторы и организаторы проекта?

Другое дело, что у нас есть известный опыт логического рассуждения, критического подхода, а также работы с фактическим материалом, его оформления и подачи. Вещи немаловажные, и тут мы могли бы оказаться полезны. В связи с этим я свою скромную роль вижу в том, чтобы попросту уподобиться философу Сократу. Он говорил, что ничего не знает, и я говорю то же самое. Он мыслил себя «родовспомогателем», то есть помогал собеседникам выродить из себя живую мысль, составить картину действительности. И для меня такой результат — предел желаний и возможностей. Так что будем внимательно слушать друг друга и вместе продвинемся по избранному пути.


Наталья Конрадова,
руководитель Школы, культуролог, журналист

— Чего вы ждёте от Сибири?

— Я думаю, что Сибирь для Школы — это большая честь и одновременно проверка на прочность. Здесь сильные университеты и научные школы, есть сложившиеся профессиональные сообщества, которые действительно влияют на обстановку на местах. Кроме того, сибиряки обладают реальной, не выдуманной и не навязанной извне идентичностью, а значит, мотивированы изучать и продвигать свою историю. Наконец, Сибирь — кладезь интересных сюжетов, из которых нашими общими усилиями могут получиться качественные и заметные проекты. Я с нетерпением жду погружения в материал и надеюсь выстроить партнёрские отношения с местными гуманитариями: верю, что по-настоящему хорошие результаты даёт только кооперация.


В чём нужно быть уверенным, чтобы учиться в Школе?

— вам есть 18 лет
— вы живёте в Сибири
— у вас есть качественный доступ к интернету
— вы можете потратить две недели в году на очные сессии (начало апреля где-то в Сибири и начало сентября в Москве) и еженедельно работать над темами и проектами Школы
— вы занимаетесь или хотите заниматься историей места, в котором живёте

Что нужно сделать, чтобы попасть в Школу?

До 15 марта 2016 года отправить заявку по адресу schoolrfk@culture.ru.

В заявку входит:
— CV. Образование, трудовая биография и увлечения, даже если они не связаны напрямую с изучением истории.
— Мотивационное письмо. Мотивация — вопрос принципиальный, поэтому в письме кураторы хотят увидеть как можно более подробное изложение причин, побудивших вас подать заявку на участие в Школу.
— Эссе не больше 7000 знаков о каком-либо эпизоде из локальной истории XX века

Слушатели набираются на конкурсной основе. Обучение бесплатное: проезд и проживание во время конференций предоставляет Российский фонд культуры.

Больше подробностей — на сайте Школы исследования и текста.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.