Не первое сентября


Наталья Ласкина
филолог, преподаватель зарубежной литературы

Удивительно, как твёрдо люди, добившиеся карьерного и материального успеха, верят в свою свободу. Свободные, успешные, самодостаточные и даже иногда креативные, они рассказывают, как не зависят ни в чём от «системы» и «государства», разве что дань платят. Они всё понимают про это государство, но даже обсуждать его считают ниже своего достоинства и вне своих забот, у них есть дела поважнее, им надо детей растить… Стоп. На этом месте всё и ломается.

Вроде бы не надо объяснять, что, если вы не загадочный отшельник в лесу, вашему ребёнку (за неимением оного — ребёнку ваших близких) понадобятся хорошие учителя. У меня для вас плохая новость: одна эта потребность отменяет всю независимость, всё неучастие в системе, все внутренние эмиграции.

Набросаю к началу учебного года простую историю для успешных и свободных.

Вот хорошая девочка Маша, из которой выйдет прекрасная Марья Ивановна для вашего ребёнка. Маша выбирает будущую профессию. У Маши призвание, сердце ей подсказывает, что надо идти в учителя. Маше говорят, что она ставит на себе крест, что «ума нет — иди в пед», что любовь к детям пусть лучше на своих детях и реализует, а работу надо выбирать денежную. Если Маша не Маша, а Миша, ему ещё втолкуют, что работа не мужская, бабье царство, что настоящие мужчины должны добиваться успеха. На этой стадии ваш ребёнок своего учителя, скорее всего, уже потерял: хорошие учителя к голосу социума чувствительны.

Фото: amberbluebird.blogspot.com

Если и вы любили вслух попрезирать «нищебродов» и «бюджетников», поздравляю: Маша к вам прислушалась. Маша теперь тоже успешная, а на вашего ребёнка в школе орёт унылая мымра.

В этой истории вам повезло. Маша настояла на своём: она идет учиться, сознательно рассчитывая на будущую работу в школе. В моём городе наверняка всё-таки в педуниверситет, но можно и ещё куда-нибудь. Ан нет, везде не хватает бюджетных мест: государство решило, что в стране слишком много образованных и что надо подсократить ненужные специальности. Как это вдруг учитель — ненужная специальность? А вот так: выпускники педвузов не идут в школу из-за низких зарплат и тяжёлых условий труда — значит, учителей больше не нужно. (Если вы думаете, что уж хорошей Маше-то место достанется, что проходят всегда только самые лучшие, подумайте еще.)

Государство, от которого вы не зависите, только что отобрало у вашего ребёнка молодого талантливого учителя, чтобы сэкономить. В чью пользу оно у нас экономит, вы и сами знаете. Если вы сочувственно кивали, слушая речи о том, как обесценилось образование и как пора сокращать бесплатные места, нечего халявщиков плодить, поздравляю: государство к вам прислушалось. Мымре несите цветы, сменить её некому.

Фото: Rebecka Bjurmell

Вам опять повезло, и Маша всё-таки поступила? Теперь у неё четыре года до диплома «бакалавра педагогического образования», что бы это ни значило. Ещё пять лет назад она бы могла учиться на год дольше, у неё было бы больше времени на педагогическую практику, а в дипломе — слово «учитель». Почему поменяли, у нас же стабильность? А Болонский процесс.

Вы же делом заняты, вас не волнует, что там чиновники подписывают и против чего профессора и учителя десять лет подряд пишут петиции и устраивают митинги.

Поступив, Маша обнаруживает, что большинство других таких Маш послушались вовремя вас и учатся в местах попрестижнее, а её однокурсники тут «ради корочки». Маша умная, у неё есть интересы, она хочет учить детей тому, что ей самой интересно. Учиться с теми, кому неинтересно, ей трудно. На общение же с преподавателями времени совсем мало: отняли не только пятый год, но и от каждого курса отхватили. Свой предмет Маша должна осваивать в основном сама, по книжкам, часто устаревшим или очень сложным. Почему? А Болонский процесс. Учёный-то из умной Маши и таким способом получится, а учитель?

Фото: Evan Brennan

Маша хорошая, но к вашему ребенку она теперь если и придет, то недоученной и нетренированной. Если не знали — это государство решает, сколько времени отводится на изучение каждого предмета и на практики, оставляя вузам для манёвра лишь крохотное поле, на котором, кроме внутренних интриг, ничего не вырастишь.

Вам всё ещё нет дела до государства? Поздравляю вашу мымру.

Может быть, если вам очень везёт, Маша получила-таки свой диплом, нашла работу в школе, и её талант компенсирует все пробелы. Тут она узнает, что зарплата молодого учителя именно такая, как её предупреждали, а не как рапортуют в телевизоре. Кто решает, сколько платить учителю? Оно самое, от которого вы свободны, в отличие от Маши.

Если Маша попытается работать в два раза больше, то выгорит и превратится в мымру. Скорее всего, Маша поплачет-поплачет, да и откажется от любимого дела, с учительским талантом она сумеет найти себе место и в других профессиях. А ваш ребёнок-то снова остался с мымрой. И мымра на него орёт, пока вы хвалите Машу за то, что она наконец-то строит нормальную карьеру.

Фото: Jim Plumb

Нет, конечно, всё не так мрачно. Маша останется в школе, если у неё есть жилье, небедные и здоровые родители, состоятельный муж или упрямство эпического героя. Считайте сами, сколько шансов у вашего ребёнка встретиться с Машей, а не с мымрой. Посчитайте также, сколько Маш нужно, чтобы у ребёнка были хорошие учителя в течение всей его школьной жизни. Теперь посчитайте, сколько раз государство поучаствовало в этой истории. А теперь ещё раз расскажите, какие вы независимые, какие успешные и как своему-то ребенку вы всё сами обеспечите.

Для особо успешных напоминаю, что готовую Машу в магазине не купить. То есть совсем ни за сколько. Если вы все свои доходы отдадите мымре, она в Машу не превратится.

Для особо свободных напоминаю, что если ни у вас, ни у дорогих вам людей детей нет и не будет, или ваши дети уже не в школе, или вам повезло фантастически, и у ваших детей целый штат Маш, вам всё равно не избежать последствий работы мымр, жить-то вам не в лесу.

Ладно, я слукавила немного. Есть ещё вариант для успешных и свободных. Государство как бы не запрещает открыть частную школу и/или поддержать десяток юных Маш на их пути в учителя. Некоторые мои успешные знакомые в юности именно об этом и мечтали — как они построят своим детям свою школу, с хорошими учителями и правильными программами. Не построили.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.