Последний звонок?

Текст: Екатерина Стромова
Фото: Маргарита Захарова

Крупные торговые сети и производители алкогольных напитков 25 мая уже во второй раз провели в Новосибирске акцию «Единый день ответственности», чтобы не допустить продажу спиртного несовершеннолетним. Правда, перекладывать ответственность адресно, на пивное лобби или конгломерат продавцов уже не получится.


Чтобы подростку выпить, нужно немного: время, деньги и возможность приобрести. Со временем, положим, вопрос все же решают семья и школа, да и с деньгами разбираться приходится родителям. И с плохой компанией, и с дурными примерами. А вот возможность и пропаганда — регулируются государством, торговцами и компаниями-производителями, которые идут навстречу правительству, соблюдая принимаемые законы.

Год назад, в июле 2011, в федеральный закон о продаже спиртного несовершеннолетним были внесены поправки, согласно которым за нарушение придется не только заплатить изрядный штраф или лишиться работы, но и понести уголовное наказание. Для симметрии продавцы алкоголя наконец-то получили право требовать документы, если возраст покупателя вызывает сомнение.

Два года назад российские пивоваренные компании подписали «Кодекс коммерческих организаций», кодекс чести пивоваров, в котором они четко открещиваются от подростков в качестве целевой аудитории.

«Поймите, задача маркетинга — не продвинуть распитие пива как образ жизни. Люди выбирают между брендами, и мы прилагаем усилия лишь для того, чтобы вызвать наибольшую лояльность именно к нашей продукции», – говорит менеджер по связям с общественностью компании «Балтика» Ольга Егорова. Пивовары нацелены на привлечение возрастной платежеспособной публики и готовы сделать все, чтобы этот статус когда-нибудь приняли и нынешние школьники, не опережая времени и получая стабильную прибыль.

Пьяные дети теперь — репутационный риск как для торговых сетей, которые вовсе не заинтересованы в том, чтобы прославиться как место, в котором ребенку продадут спиртное, так и для производителей алкогольных напитков. Кто знает, сколько еще нужно обществу и государству, к чему приведет очередная последняя капля, если для того, чтобы хоть как-то ограничить употребление пива — вводится термин «пивной алкоголизм» (описывающий не столько медицинское явление, сколько социальный факт), а саму продажу алкоголя приходится ставить во временные рамки.

Единственным слабым местом в складывающейся ситуации остаются мелкие торговые точки, но и их вполне можно взять под так называемый гражданский контроль. В общем-то и все.

Раз государство и промышленники со своей стороны формализовали отношение к предмету – ответственность за выпивающих подростков теперь лежит на самих подростках.

Даже если перебирать международный опыт с введением «сухого закона», получится, что всякий раз этот закон принимался потому, что взрослое, а не детское население делало выбор в пользу алкоголя, вместо того чтобы работать и выполнять гражданский и супружеский долг. Такое простое и с первого взгляда эффективное решение — запретить спиртное, приравнять его к источнику зла и устранить (вместе со всем злом соответственно) — сыграло довольно злую шутку с цивилизацией. Пить мы не перестали, а культура обогатилась целой пачкой мифов об алкоголе.

Вообще в остатке мы имеем даже не вопрос «зачем пить?», а вопрос «зачем НЕ пить, если пить можно?». Вот пусть именно на него каждый, кто достиг совершеннолетия, и отвечает, ознакомившись с вводной информацией, коею в великом множестве можно найти в интернете, и истории собственного рода.

Как Великая Отечественная, как развал Союза, как традиция повязывать белые банты на последний звонок — алкоголизм стал не только национальным идентификатором (не мы первые в конце концов: русскому напитку водка всего 100 лет, и еще в 19 веке американская Антисалунная Лига в первую очередь боролась против привнесенной извне культуры питья — с итальянцами, ирландцами и немцами, уже тогда известными выпивохами и, как следствие, бездельниками и задирами), но и частью личной истории. Продолжать ли ее, прекратить, а то и найти уже, наконец, золотую середину — личное дело каждого.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.