Увековечить в пластилине

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина

Попавшие во все сибирские путеводители томские деревянные дома стали героями мультсериала. «Сказки томских домовых» рассказывает местная студия «Хрустальная гора». Так мультипликаторы вносят свой вклад в сохранение истории. Пилотный мультфильм посвящён усадьбе купца Желябо с жар-птицами на фронтоне. На очереди ажурный дом купца Голованова. И хотя окончательного сюжета у новой сказки ещё нет, художники уже вылепили головановскому домовому роскошные усы.

Идея с огоньком

Студия мультипликации «Хрустальная гора» существует в Томске с 2008 года. Здесь создают анимационные ролики на заказ и учат детей и взрослых создавать собственные мультфильмы. Также студия инициировала несколько социальных проектов, в том числе детский интернет-телеканал «ВареньеTV» и мультсериал о деревянном зодчестве «Сказки томских домовых».

Источником вдохновения для команды «Хрустальной горы» стал сгоревший деревянный дом с ажурными полотенцами и резными наличниками на окнах. На его остов до сих пор можно набрести в историческом центре Томска у Белого озера.

— Мы подумали: если в каждом доме живёт домовой, как он себя чувствует после пожара? Что делает, чтобы его жилище возродилось? — вспоминает руководитель студии Дмитрий Цветков.

У «Хрустальной горы» к тому моменту уже был опыт работы с темой деревянного зодчества. Мультфильм «Деревянное сокровище», созданный учениками студии, взял главную награду на всероссийском конкурсе. А восьмисекундная пластилиновая ода городу «Самый классный!» стала триумфатором томского конкурса короткометражек.

студия «Хрустальная гора»

«Мультсериал о деревянном зодчестве — наша отдушина, — говорит сценарист Дмитрий Цветков. — Мы, конечно, отслеживаем, как реагируют зрители. Детям интересно — они с упоением смотрят сказку. Студентов умиляют «мимимишные» персонажи. Люди постарше ценят содержание. А подросткам скучно: у нас нет обнажёнки и бунтарства. Поэтому наша аудитория — это дети и взрослые».

студия «Хрустальная гора»

Екатерина Волога

студия «Хрустальная гора»

Дмитрий Цветков

студия «Хрустальная гора»

Роман Шкоркин

«Мультсериал о деревянном зодчестве — наша отдушина, — говорит сценарист Дмитрий Цветков. — Мы, конечно, отслеживаем, как реагируют зрители. Детям интересно — они с упоением смотрят сказку. Студентов умиляют «мимимишные» персонажи. Люди постарше ценят содержание. А подросткам скучно: у нас нет обнажёнки и бунтарства. Поэтому наша аудитория — это дети и взрослые».Екатерина ВологаДмитрий ЦветковРоман Шкоркин

С предложением рассказывать томичам средствами мультипликации, в каком красивом городе они живут, художники отправились в местный департамент культуры. Чиновникам идея понравилась, проект поддержали, определив на работу четыре месяца.

— Времени в обрез, — говорит Дима, — ведь пластилиновый мультфильм —долгоиграющее предприятие. Мы могли сделать либо мало, но круто, либо много, но плохо. Решили создавать пятиминутные истории по принципу «один домовой — один дом — одна сказка».

Время сэкономили бороды

Ограничение по времени, как оказалось, даже стимулировало процесс: растекаться мыслью по древу было некогда.

— Мне нравятся русские народные сказки, — улыбается Цветков. — И у нас получилась такая вольная интерпретация классического сюжета с инициацией молодого домового. Ведь все эти сказки про деток-семилеток о том же самом.

На протяжении всего мультфильма домовой из особняка с жар-птицами взрослеет, растёт и его рыжая пластилиновая борода. Художнику по куклам и декорациям Екатерине Вологе пришлось лепить и юношеский пушок, и бурную растительность на лице героя.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

студия «Хрустальная гора»

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.На создание первой серии «Сказок томских домовых» у «Хрустальной горы» ушло семь килограммов сырья, четыре месяца монотонного труда. Над пластилиновыми персонажами корпело десять человек, зачастую до поздней ночи.

Выпускница архитектурного факультета, в обычной жизни Катя — дизайнер. Сказкой занимается в свободное время. За четыре месяца девушка создала половину всего того, что показано в мультфильме, и выработала свой алгоритм сотворения пластилиновых человечков.

— Леплю одного персонажа, — рассказывает Волога, — показываю: пойдёт? Не пойдёт. Перелепливаю. И так пока не попадёшь. Некоторые персонажи появляются лишь на несколько секунд, с ними проще. Главные же герои в кадре почти всегда. Они двигаются, меняются их эмоции. Поэтому каждая часть — рука, нога, профиль головы — лепится отдельно. Для каждого ракурса своя деталь. А каждым дом — это ровно неделя работы.

Герои на первом плане прорабатываются досконально, чтобы было видно каждый волосок. Второстепенные персонажи выглядят более топорно.

Кстати, бороды, с которыми так долго возилась Катя, существенно сэкономили усилия мультипликаторов. Им не пришлось отлепливать артикуляцию персонажей. В новом мультике, обещает Дмитрий Цветков, домовые всё-таки начнут артикулировать. Значит, времени на создание героев потребуется куда больше.

Идти на голос

Аниматор Роман Шкоркин с вылепленными персонажами работал впервые. И хотя законы анимации для всех одинаковы, у пластилиновых ворон и домовых есть свои особенности. Например, они не поворачивают головы. Но это неудобство Роман, имеющий дело в основном с 3D-моделями, обошёл легко. Уверенность в действиях пришла в процессе. Несмотря на солидный объём работы, весь мультфильм Роман анимировал в одиночку.

— Анимация всегда делается под голос, — говорит Рома. — И пока я оживлял домовых и человечков, я специально не смотрел, как выглядит актёр, озвучивший наших героев. Мне казалось, что такой сказочный тембр может быть только у доброго духа — защитника дома. Озвучка задала нам очень высокую планку.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

студия «Хрустальная гора»

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.Мультипликаторы стараются максимально точно воспроизвести облик зданий. Чтобы достоверно показать сруб дома с жар-птицами, художникам пришлось перелопатить архив кафедры реставрации. Только там удалось найти первоначальный архитектурный план старинной усадьбы.

А теперь усатый!

Отдав на суд зрителям пилотную серию «Сказок томских домовых», «Хрустальная гора» тут же приступила к созданию нового эпизода. Его героем должен стать домовой из усадьбы купца Голованова.

— У этого дома очень интересная история, — замечает Дмитрий Цветков. — После революции здесь размещался детский санаторий, потом — медицинское училище, а сейчас площади занимает «Российско-немецкий дом». И передо мной как перед сценаристом стоял вопрос, какой домовой может жить в таком особняке. Какие перипетии произошли в его жизни, что так получилось? Но всё, что мы пока знаем об этом домовом, — он будет с завитыми усами.

Для нового мультфильма Катя Волога уже создала образ главного героя. От предыдущего проекта остался южный фасад здания. Из всего этого ребята собрали ролик и выложили его на «Бумстартере».

— Это тоже интересная штука, — серьезно говорит Дмитрий, — такое голосование кошельком. Но нам это любопытно не только и не столько с точки зрения финансирования нашей работы. Это проверка для нас. Департамент деньги выделил — значит, городу это нужно. А теперь мы посмотрим, нужно ли это горожанам…


Читать также:


Про сбычу мечт
Режиссер студии «Пилот» Наталья Березовая о том, в чем секрет хорошего мультика и почему мультфестиваль может стать инструментом территориального маркетинга.


«Даже в нашем мультипликационном море можно утонуть»
Режиссёр, аниматор и преподаватель школы-студии «ШАР» Юлия Рудницкая приехала на III Международный фестиваль экранных и медиаискусств в Красноярск и рассказала нам, как учат анимации, почему молодые аниматоры быстро уходят из больших студий и где находят поддержку независимые проекты.


Что он курил?
Голландские аниматоры показали в Новосибирске лучшие фильмы с фестиваля KLIK! и рассказали Siburbia о том, какой должна быть анимация, и почему делать фильмы интереснее, чем стулья.


Братцы-спонсоры для сказки
Собрать в интерактивную книгу для малышей истории про братцев Лиса и Кролика решили томские инди-разработчики. Первая глава приключений героев сказки Джоэля Харриса выходит в октябре. Продолжение же проекта зависит от щедрости интернет-пользователей.


Добавить комментарий

Пожалуйста, введите имя

Обязательно

Введите верный адрес email

Обязательно

Введите свое сообщение

Siburbia © 2017 Все права защищены

.