Текст: Елена Макеенко
Фото предоставлены Красноярским музейным центром
Сколько бы сибирские города ни спорили о том, кто кому столица, планку по части развития современного искусства выше и увереннее всех держит Красноярск. Международная красноярская музейная биеннале — доказательство твёрже некуда. В этом году она пройдёт в десятый раз, официально начнётся 4 сентября с музыкально-поэтического «Шествия» по городу, а завершится по традиции «Музейной ночью на Стрелке» 2 ноября. Но на самом деле праздник в город уже пришёл.
Музейная биеннале — «визитная карточка» Красноярского музейного центра, того самого, который из музея Ленина под давлением молодых амбициозных сотрудников превратился в крупнейший в Сибири центр современного искусства. Но здешний арт-форум, каким мы его знаем, появился, разумеется, не сразу, а рос на протяжении почти двадцати лет — впервые музейщики созвали художников на родину Сурикова в 1995 году. В 2010м заслуги культуртрегеров признали на федеральном уровне: VIII Красноярская музейная биеннале «Даль» получила государственную премию «Инновация», победив в номинации «Лучший региональный проект» (в 2011 году в этой же номинации победила новосибирская «Монстрация»).
Состоять эта любовная история будет более чем из тридцати проектов, которые представят художники из России, Швейцарии, Германии, США, Польши, Голландии, Японии и Китая.
Арт-деятели, приехавшие для реализации своих идей в рамках биеннале, работают в Красноярске всё лето. И если гордость российского стрит-арта Тимофей Радя признался в любви к пространству огромной надписью на набережной Енисея, то некоторым его коллегам пришлось буквально углубиться в местность.
Неделю назад пятеро туристов от искусства отправились в экспедиции по Красноярскому краю. Художник Роберт Кушмировский на три дня поехал в деревню Унгут, куда в сороковые годы прошлого века сослали его бабушку (и где, кстати, снимался фильм «Сибирь.Монамур» Вячеслава Росса). Инсталляция «Ungut Унгут», которая расскажет историю «польской Сибири» через призму личных переживаний художника, появится в Красноярском музейном центре 4 сентября.
Арт-группе «Фабрика Найденных Одежд» досталась ссылка романтическая — в Шушенское, где художники будут собирать одежду для арт-объекта «Памятник Надежды». Памятник, как нетрудно догадаться, посвящён Надежде Крупской, вышедшей здесь замуж за Владимира Ильича. Дальше всех забрались голландский режиссёр Бен Ван Лисхаут и продюсер Татьяна Яссиевич. Они решили повторить путь норвежца Фритьофа Нансена, который ровно сто лет назад побывал в Красноярске.
Готовиться к арт-марафону предстоит не только художникам, но и зрителям. С завтрашнего дня и вплоть до открытия все желающие смогут посещать открытые лекции и мастер-классы петербургского антрополога Ильи Утехина, куратора и урбаниста Ильи Шипиловских из Екатеринбурга, американской художницы Рэйчел Оуэнс, краснодарской арт-группы «ЗИП» и историка искусства из Амстердама Питера Вагемакерса. И пока красноярцы изучают азы современного искусствознания, а гости — местные традиции и мнения, пространство отзывчивости и близости, должно быть, складывается само собой.
Выставочные проекты, которые получатся в результате художественных актов любви, как и привезённые проекты, можно будет увидеть в течение целого месяца. А вот перформансы и мастерские — только до 8 сентября. Полную программу события смотрите здесь.
Sibirsky-Tsentr Sovremennogo-Iskusstva
14.09.2013
Молодцы красноярцы! Нам до вас расти и расти… Приезжайте в гости.