Пример для подражания: как города выходят из кризисов

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фотографии: Kyle Horne, Linda N, Steve Chou, Ha?kan-Dahlstro?m, Andrew-Catellier, Karen, Flickr.com

В 70-е годы канадский Ванкувер был на грани банкротства. Но именно в этот период власти решились на кардинальное преобразование города, сделав ставку на то, чтобы превратить его в самое удобное место для жизни. Таким образом они надеялись повысить статус Ванкувера, привлечь инвестиции и выйти из кризиса. Этот процесс затянулся на несколько десятилетий и, по сути, продолжается до сих пор. Но большой прорыв заметен уже сейчас: издание The Economist трижды присваивало Ванкуверу звание «Лучшего города Земли», а у архитекторов и урбанистов даже появился термин «ванкуверизм». Хизер Дил, член городского совета Ванкувера, прочитала лекцию в Институте «Стрелка», на которой рассказала, как именно власти преодолели кризис и сделали город удобным для жизни.

— Одна из главных проблем современных крупных городов в том, что они постепенно разрастаются, занимая всё больше новых территорий. Отчасти это связано с тем, что люди стремятся жить в пригороде, где могут быть ближе к природе. При этом на работу им всё равно приходится ехать в центр. Таким образом, город обрастает не только новыми территориями, но также дорогами и скоростными шоссе. В этом плане Ванкуверу повезло: он окружён горами на севере, полями на востоке, проливами на западе, а в южной части города проходит граница с США, поэтому быстро разрастаться он не мог.

Но власти Ванкувера хотели полностью исключить эту возможность, поэтому в 1986 году разработали программу, которая поощряла переезд жителей в центр. В рамках этой программы в деловой части города появилась жилая застройка из так называемых podium towers. Этот тип высоток состоит из двух частей: широкий «подиум» высотой от двух до семи этажей и 60-этажная башня-небоскрёб. Нижняя часть, где обычно располагаются магазины, кинотеатры и торговые центры, может занимать целый квартал. А башни, которые отведены под квартиры, наоборот делают как можно более узкими, чтобы они не закрывали вид на горы и на побережье. Кроме того, в Ванкувере было разбито около двухсот садов и парков, что сделало его одним из самых «зелёных» городов в мире. Всё это позволяет его жителям чувствовать себя ближе к природе.

Квартиры в высотках быстро раскупались, и всё больше людей переезжало в центр. Поскольку теперь офисы для них стали гораздо ближе, то многие стали отказываться от автомобилей в пользу велосипедов. Чтобы ускорить этот процесс и стимулировать как можно больше людей пересесть на велосипеды, власти Ванкувера стали строить новые велодорожки. Причём ради этого брали не новые участки, а сужали уже имеющиеся автомобильные дороги. В результате около 40% горожан стало пользоваться велосипедами.

Большая часть автомобильных парковок была перенесена под землю, а на их месте в скором времени должны появиться новые жилые дома. Но пока стройка не началась, власти отдали эту территорию для городских огородов и ферм. Продукты, которые на них выращиваются, покупают местные рестораны. Ещё один плюс городских огородов в том, что на них работают люди, которым по каким-то причинам сложно трудоустроиться. Таким образом они могут не только заработать денег, но и адаптироваться в обществе.

Одной из главных целей властей Ванкувера было сплотить городское сообщество. Для этого они проводят, например, «День без машин», в течение которого перекрывается автомобильное движение на девяти крупнейших улицах. В этот день большая часть жителей выходит на общую пешую прогулку по городу. Подобные мероприятия полезны и для поддержки бизнеса, потому что во время «Дня без машин» магазины и кафе получают особенно большую прибыль.

Ещё один способ заставить людей больше гулять и посещать общественные пространства — это развитие паблик-арта. Например, одна из самых известных статуй в виде дельфина-касатки была поставлена в таком месте, откуда открывается очень живописный вид на горы. Раньше про это место почти никто не знал, а благодаря скульптуре здесь стали собираться и местные жители, и туристы.

Посмотреть полное выступление Хизер Дил можно здесь.

Ванкувер не единственный случай того, как город решился на нестандартные меры и в результате смог выйти из кризиса. «Городской конструктор» вспомнил ещё четыре удачных примера.

Мальмё, Швеция

До 1970-х годов Мальмё был третьим по величине и одним из самых развитых городов Швеции. Однако сильнейший финансовый кризис и сопутствующий ему упадок промышленности привели к тому, что уровень жизни в городе понизился в несколько раз, а число безработных увеличилось. Власти не стали возрождать промышленное производство, которое, во-первых, уже не выдерживало конкуренции, а во-вторых, сильно загрязняло воздух. Вместо этого они решили развивать науку, открыв в городе новый университет, и международные связи, построив мост, по которому за 25 минут можно добраться до Копенгагена. Также они начали перестраивать инфраструктуру, чтобы сделать город экологически безопасным. Для этого здания стали строить из экосырья, горожан обязали собирать органические отходы и пользоваться возобновляемыми источниками энергии. Благодаря всему этому за тридцать пять лет Мальмё снова превратился в центр экономического развития Швеции.

Колорадо-Спрингс, США

В конце 2000-х американский город Колорадо-Спрингс находился в таком упадке, что власти решились на крайние меры — повышение налогов. Новый закон вызвал протест и в итоге не был принят, но в целях экономии было решено отключать по ночам фонари. Тогда жители города предложили свой вариант: они будут выборочно платить за те услуги, которые кажутся им самыми важными, например, за освещение улиц. Это стоило им по 300 долларов с человека, в то время как повышение налога обошлось бы на 100 долларов меньше. Но они были готовы на то, чтобы отдать большую сумму, но при этом точно знать, на что пойдут их деньги.

Свердловск (Екатеринбург), Россия

Социальное движение МЖК (Молодежный жилой комплекс) появилось в СССР в начале 70-х, в период жилищного кризиса. Первый МЖК был основан в подмосковном Королёве в 1971 году, но самым успешным примером стал комплекс, построенный в Свердловске в начале 80-х. Суть движения заключалась в следующем: молодые люди сами строили микрорайон, в котором потом им предстояло жить. Вместе они возвели не только жилые дома, но также детские сады, физкультурный комплекс, школу, поликлинику, дом культуры. Это был один из самых ухоженных районов города, а дворы и подъезды всегда поддерживались в идеальном порядке. Программа закрылась в 1991 году, когда, в связи с изменением политической ситуации в стране, она перестала получать финансовые ресурсы.

Бутчюрки, Швеция

Бутчюрки — это небольшой город недалеко от Стокгольма, который десять лет назад находился в состоянии финансового кризиса. Одной из самых серьёзных проблем была безработица, особенно среди мигрантов. Профессор Стокгольмского университета Петер Энглен при поддержке властей выкупил заброшенную промзону и основал на её месте творческий кластер — «Субтопию». За десять лет она разрослась до размера деревни, в ней появилась цирковая школа, студии танцев, дизайна и звукозаписи. «Субтопия» не только дала возможность развивать творческие способности, но и обеспечила многих жителей города рабочими местами.


Читать также:


Сделай сам: 10 проектов, которые улучшают город
На этой неделе у нас не только тридцатая «Инстаграмота», но и тридцатый «Городской конструктор». В честь этого институт «Стрелка» выбрал 10 российских региональных проектов, наглядно доказывающих, что в Красноярске, Воронеже, Тюмени и других городах есть люди, которые хотят и могут делать мир вокруг себя лучше и интереснее.


Добро пожаловать в старость: архитектура для пожилых
В следующем веке средний возраст жителя Земли достигнет 45 лет, а это значит, что население планеты в целом сильно состарится. Какими должны быть дома и инфраструктура для пожилых людей, к чьим нуждам всё ещё не приспособлены современные города — рассказывает глава нью-йоркского архитектурного бюро HWKN Маттиас Холлвич.


Стройся: 5 принципов разумной архитектуры
В новом выпуске «Городского конструктора» архитектор Брюс Кувабара приводит пять примеров разумного строительства и рассказывает о том, как одно здание может изменить жизнь целого города.


Просто фантастика: 5 идей с конференции инноваторов
Какие новые изобретения повлияют на облик города в будущем так же, как когда-то лифт и кондиционер — обсудили художники, учёные и исследователи в рамках конференции «Технологии фантастического». А институт «Стрелка» делится этими знаниями с читателями «Сибурбии».


Дизайн вещей будущего: человек и машина
В «Городском конструкторе» — отрывок из книги Дональда А. Норманна «Дизайн вещей будущего» о том, как «умные» вещи управляют нами, а фантастические фильмы становятся реальностью.


Сообщества: скованные одной целью
Серия материалов «Городского конструктора» посвящена городским сообществам — объединениям людей, которые находят себе место в городе или которым помогает в этом кто-то другой. Здесь — краткие аннотации, даты выхода и ссылки на опубликованные материалы.


Точки контакта: общественные пространства в городе
Тема в «Городском конструкторе» — публичные городские пространства, их философия, ритуалы, взаимодействие с человеком и, конечно, разнообразный опыт: советский, азиатский и европейский. Аннотации и расписание выхода текстов — здесь.


Еда в городе: пищевая цепь горожанина
Второй мини-сериал института «Стрелка» в рамках «Городского конструктора» посвящён еде, а именно — её влиянию на городскую среду и жизнь урбанизированной части планеты. Здесь вы найдёте расписание выхода текстов, краткие аннотации и ссылки на уже вышедшие материалы.


Микрорайоны: понять и изменить
Первый мини-сериал в проекте «Городской конструктор» посвящён феномену советских и постсоветских микрорайонов, роли хрущёвок в обществе и возможностям изменения «спальной» среды. Здесь вы найдёте расписание выхода текстов и их краткое описание (чтобы знать, чего ждать).


Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2020 Все права защищены

.