Илья Булгаков,
руководитель проекта
odnonazvanie.ru
Специалист по неймингу Илья Булгаков рассуждает о том, как легко испортить хорошее дело плохим названием.
Я скажу вам наперед —
Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет.
(с) Капитан Врунгель
Капитан Врунгель, несмотря на собственное имя, в данном случае не соврал. Однако его простой формулы успеха оказывается недостаточно современным собственникам бизнеса в России. Казалось бы, назови свою фирму, торгующую лесом, «Победа» — и бед не знай. Однако попробуйте такое предложить — в ответ услышите целый ряд возражений:
— Уже есть одна «Победа», и это кинотеатр!
— Никак не связано с лесом!
— Где в названии отражено, что наши пиломатериалы соответствуют международному стандарту BХ-II?
Вся эта боль разбивает участников процесса на два лагеря: те, кто не заморачивается и называет свою компанию «Мир леса», и те, кто заморачивается, тратит кучу времени, сил и средств… и называет свою компанию «Мир леса».
Этой заметкой я открываю серию материалов о названиях в Новосибирске.
Начнем с анализа самого распространенного заболевания в истории отечественного нейминга. Условно назовем его «Миразм». Это не что иное, как формирование названия по формуле: слово «Мир» + «то, чем мы торгуем» в родительном падеже. Случай распространенный и в литературе описанный. Если кто не сталкивался (что вряд ли), посмотрите хотя бы это исследование.
Немного статистики. Справочник 2GIS на поисковый запрос «мир» выдает 277 организаций в Новосибирске. Для сравнения: в Екатеринбурге — 258, в Москве — 1228. Google Maps по всему миру находит 2 025 421 мест, так или иначе связанных с этим словом из трех букв.
Каких только «миров» ни найдет любознательный пользователь справочника в нашем городе. Тут тебе «Мир здоровья» и «Мир белья», «Мир ворот» и «Мир дверей», «Мир замков» и «Мир детей», «Мир колбас» и «Мир крепежа». Проверено: абсолютно все вышеперечисленные названия мы найдем и в справочнике Москвы.
— Фу, как пошло, банально и неоригинально, — скажете вы… И ошибетесь.
Таких исконно новосибирских названий, как «Мир бетона», «Мир картриджей», «Мир сварки» и «Мир туник» вы в столице не встретите.
В общем, диагноз понятен. Вопрос: «Как лечить?».
Случай из жизни. Обратилась ко мне однажды женщина с просьбой предложить вариант названия компании, занимающейся закупкой и продажей деревянных поддонов. Предложил я ей название «Донск». Знаете, почему не понравилось? Практически дословный ее ответ: «Донск» ассоциируется с Донецком, а мы в Сибири». В итоге, что мы имеем? Правильно.
Вот, собственно, и ключ к разгадке. Ассоциации. Безусловно, в них все дело. Конечно, есть персонажи, у которых ассоциативное мышление не работает по умолчанию, и они пытаются засунуть в название фирмы весь смысл ее деятельности. В результате нам с вами приходится жить рядом с такими названиями, как ООО «Кровля фасад крепеж» (знаков препинания нет). Но это другое заболевание, о нем поговорим в другой раз. У большинства же ассоциативное мышление более чем работает. И зачастую именно оно и является «корнем зла». Берешь, казалось бы, самое безобидное слово на свете, предлагаешь его в качестве названия, а оно у конкретного человека (к примеру, у собственника бизнеса) начинает обрастать какими-то немыслимыми сугубо личными ассоциациями. Конкретный человек не в силах предположить, что подобные ассоциации могут возникнуть только у него одного болезного. В итоге именно боязнь негативных ассоциаций приводит этого деятеля к простому желанию взять наибанальнейшее, а потому очищенное вообще от каких бы то ни было ассоциаций, «мирное» название.
Ну и как тут лечить? А очень просто. Надо что-то придумать, чтобы запятнать негативными ассоциациями само слово «мир». Шучу, конечно. Вы не поверите, но и со словом «мир» можно придумать интересное емкое название. Проблема-то не в слове, а в шаблонности описываемой конструкции. Если назвать художественный салон «Мир картин», это может серьезно покалечить эстетические чувства его посетителей. А вот если назвать «Картина мира» — совсем по-другому заиграет вывеска разными оттенками смысла.
Кстати, если кто хочет украсть себе это название — спешу разочаровать: в Новосибирске уже есть «Картина мира», и это кинокомпания.
Мир вам!
chizz
24.11.2011
А как насчет названия для магазина стрелкового оружия «Мир войны»?
Илья Булгаков
24.11.2011
Магазин оружия и глобусов «Война и мир»
Илья Стахеев
24.11.2011
Мне очень нравится «райская болезнь». Рай телефонов, рай аудио-видео. Но если есть рай, то наверняка где-то есть и ад!
Илья Булгаков
24.11.2011
А вот и ад: http://vash-advokad.ru/
cherrrnikova
24.11.2011
Адвокад Тиаффола!!! Где же Томкруз в шапке сайта???
Анна
21.12.2011
Сочный адвокадо!
Сегодня увидела билборд с изображением фруктов, один из которых подписан: помело!
Екатерина Булгакова
28.11.2011
Интересно, что «Планет» в нском гисе полно, а вот «Вселенных» ни одной. Так что масштабы бедствия еще не так велики:)))
Барышня Саша
24.11.2011
Мир поддонов — адЪ!
Ilya Polyakov
25.11.2011
ну хоть не «Поддоны общества»
а в Красноярске в лихие 90-ые был магазин «Культура жилища»
Лена
24.11.2011
Донск-Подонск? Сложное слово :)) Может в этом случае они были и правы :)
Илья Булгаков
25.11.2011
Слово-то простое :) А вот ассоциации… У кого Донецк, у кого Подонск :) Потому и привел именно этот вариант в качестве примера.
Денис Шаров
25.11.2011
Еще тема — «очеловечивание», преимущественно по формуле %brandname%+off. Поддоноff или Дон Поддон ))
Елена Полякова
25.11.2011
Дон Поддон порвал, сцуко)))
Anton Luchansky
24.11.2011
Жаль, что с Советской исчезло лучшее заведение — «Мир без дыр». У хозяев явно было всё в порядке с чувством юмора — в этом магазине торговали герметиками
свежая пресса
24.11.2011
Отличный материал. Вот этого автора я буду ждать)
Сергей
25.11.2011
Илья,
складывается впечатление, что Вы много ругаете (по делу, кстати), но плохо предлагаете. Разворачиваем первую мысль: вяло — примеры бывают красочнее и менее избитые. В голове возникают античные аптека «Медея» и бюро путешествий «Одиссей». Согласен, тоже тривиально, но, заметьте, нет 5 раз упоминания города Новосибирск и долгого пространного рассуждения об одной единственной категории примеров:)
Вторая мысль: «Донск»?!?!???!! Серьезно?!?! Да «ПадДонск» интереснее звучит:) Ну, для названия бара.
Все, троллировать перестал:) Простите за некоторую резкость. Филологического образования у Вас нет, либо оно новосибирское, а значит его нет. Оно может и есть, но Вы им не пользуетесь, поскольку «не нужно» — а зря. Огромная история нейминга. Либо просто материал написан в спешке. В общем, из материала сложилось впечатление, что не понимаете о чем говорите.
Илья Булгаков
27.11.2011
Это замечательно, Сергей, что мой материал не оставил вас равнодушным.
Илья Стахеев
27.11.2011
Наверняка просто у Сергея есть магазин «Мир Сергеев», и его материал задел за живое!
Денис Шаров
29.11.2011
«Новосибирское филологическое образование» — это, по-ходу, бренд.
Сергей
23.12.2011
Вот. А филолог бы съязвил:)
Илья, есть пара пожеланий-рекомендаций. Решайте сами — следовать им или нет. Возвращать — не стоит.
1. Больше вкусных, разносторонних примеров — 100% Ваш опыт работы к таковым располагает, просто Вы скромничаете.
2. Составляйте план статьи — это ж не диссер — все кратко и понятно: а. хочу сказать о важном — о кроликах б.кролики бывают разные в. кратко о важности и типологии кроликов.
3. Читайте, блин, книги по неймингу.
И помните, советы давать — не писать. Допишу свою телегу — ринусь статьи писать разного толка. Там и поглядим — такой ли я хороший писатель:)
p.s. и да, Ваша статья вызывает-таки бурю эмоций.
Илья Стахеев
27.11.2011
Мне кажется, что предложения по делу в таких случаях делаются по договору за деньги.
Алексей Понедельченко
28.11.2011
Случай не тот.
Если автор, пусть даже косвенно, утверждает, что он хорошо разбирается в предмете о котором пишет, так почему бы не блеснуть своими знаниями и умениями на полную, в рамках материала.
Сергей прав. В материале много не проиллюстрированной теории, и если вы считаете, что привести еще какую-то пару примеров удачных/неудачных названий нужно только по договору и за деньги — пост просто теряет читательский интерес.
Алексей Понедельченко
28.11.2011
ПодPEACEдон, кстати, тоже неплохо бы звучало. Именно звучало. При прочтении не сразу понимаешь в чем суть.
Марьяна
04.12.2011
Во Владивостоке был смешной магазин под названием «Кино и немцы». А чем торговал — не помню, Руднев знает.
Анна
21.12.2011
Наверное, порнушкой ))