Катастрофы отечественного нейминга: Мир вам!


Илья Булгаков,
руководитель проекта
odnonazvanie.ru

Специалист по неймингу Илья Булгаков рассуждает о том, как легко испортить хорошее дело плохим названием.

Имя вы не зря даете,
Я скажу вам наперед —
Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет.
(с) Капитан Врунгель

Капитан Врунгель, несмотря на собственное имя, в данном случае не соврал. Однако его простой формулы успеха оказывается недостаточно современным собственникам бизнеса в России. Казалось бы, назови свою фирму, торгующую лесом, «Победа» — и бед не знай. Однако попробуйте такое предложить — в ответ услышите целый ряд возражений:
— Уже есть одна «Победа», и это кинотеатр!
— Никак не связано с лесом!
— Где в названии отражено, что наши пиломатериалы соответствуют международному стандарту BХ-II?
Вся эта боль разбивает участников процесса на два лагеря: те, кто не заморачивается и называет свою компанию «Мир леса», и те, кто заморачивается, тратит кучу времени, сил и средств… и называет свою компанию «Мир леса».

Этой заметкой я открываю серию материалов о названиях в Новосибирске.

Начнем с анализа самого распространенного заболевания в истории отечественного нейминга. Условно назовем его «Миразм». Это не что иное, как формирование названия по формуле: слово «Мир» + «то, чем мы торгуем» в родительном падеже. Случай распространенный и в литературе описанный. Если кто не сталкивался (что вряд ли), посмотрите хотя бы это исследование.

Справочник 2GIS на поисковый запрос «мир» выдает 277 организаций в Новосибирске. Для сравнения: в Екатеринбурге — 258, в Москве — 1228. Google Maps по всему миру находит 2 025 421 мест, так или иначе связанных с этим словом из трех букв.

Немного статистики. Справочник 2GIS на поисковый запрос «мир» выдает 277 организаций в Новосибирске. Для сравнения: в Екатеринбурге — 258, в Москве — 1228. Google Maps по всему миру находит 2 025 421 мест, так или иначе связанных с этим словом из трех букв.

Каких только «миров» ни найдет любознательный пользователь справочника в нашем городе. Тут тебе «Мир здоровья» и «Мир белья», «Мир ворот» и «Мир дверей», «Мир замков» и «Мир детей», «Мир колбас» и «Мир крепежа». Проверено: абсолютно все вышеперечисленные названия мы найдем и в справочнике Москвы.
— Фу, как пошло, банально и неоригинально, — скажете вы… И ошибетесь.
Таких исконно новосибирских названий, как «Мир бетона», «Мир картриджей», «Мир сварки» и «Мир туник» вы в столице не встретите.

Каких только «миров» ни найдет любознательный пользователь справочника в нашем городе. Тут тебе «Мир здоровья» и «Мир белья», «Мир ворот» и «Мир дверей», «Мир замков» и «Мир детей», «Мир колбас» и «Мир крепежа».

В общем, диагноз понятен. Вопрос: «Как лечить?».

Случай из жизни. Обратилась ко мне однажды женщина с просьбой предложить вариант названия компании, занимающейся закупкой и продажей деревянных поддонов. Предложил я ей название «Донск». Знаете, почему не понравилось? Практически дословный ее ответ: «Донск» ассоциируется с Донецком, а мы в Сибири». В итоге, что мы имеем? Правильно.

Вот, собственно, и ключ к разгадке. Ассоциации. Безусловно, в них все дело. Конечно, есть персонажи, у которых ассоциативное мышление не работает по умолчанию, и они пытаются засунуть в название фирмы весь смысл ее деятельности. В результате нам с вами приходится жить рядом с такими названиями, как ООО «Кровля фасад крепеж» (знаков препинания нет). Но это другое заболевание, о нем поговорим в другой раз. У большинства же ассоциативное мышление более чем работает. И зачастую именно оно и является «корнем зла». Берешь, казалось бы, самое безобидное слово на свете, предлагаешь его в качестве названия, а оно у конкретного человека (к примеру, у собственника бизнеса) начинает обрастать какими-то немыслимыми сугубо личными ассоциациями. Конкретный человек не в силах предположить, что подобные ассоциации могут возникнуть только у него одного болезного. В итоге именно боязнь негативных ассоциаций приводит этого деятеля к простому желанию взять наибанальнейшее, а потому очищенное вообще от каких бы то ни было ассоциаций, «мирное» название.

Ну и как тут лечить? А очень просто. Надо что-то придумать, чтобы запятнать негативными ассоциациями само слово «мир». Шучу, конечно. Вы не поверите, но и со словом «мир» можно придумать интересное емкое название. Проблема-то не в слове, а в шаблонности описываемой конструкции. Если назвать художественный салон «Мир картин», это может серьезно покалечить эстетические чувства его посетителей. А вот если назвать «Картина мира» — совсем по-другому заиграет вывеска разными оттенками смысла.

Кстати, если кто хочет украсть себе это название — спешу разочаровать: в Новосибирске уже есть «Картина мира», и это кинокомпания.

Мир вам!

25 комментариев к статьеДобавить
  1. А как насчет названия для магазина стрелкового оружия «Мир войны»?

  2. Магазин оружия и глобусов «Война и мир»

  3. Мне очень нравится «райская болезнь». Рай телефонов, рай аудио-видео. Но если есть рай, то наверняка где-то есть и ад!

  4. Мир поддонов — адЪ!

  5. Донск-Подонск? Сложное слово :)) Может в этом случае они были и правы :)

  6. Жаль, что с Советской исчезло лучшее заведение — «Мир без дыр». У хозяев явно было всё в порядке с чувством юмора — в этом магазине торговали герметиками

  7. Отличный материал. Вот этого автора я буду ждать)

  8. Илья,
    складывается впечатление, что Вы много ругаете (по делу, кстати), но плохо предлагаете. Разворачиваем первую мысль: вяло — примеры бывают красочнее и менее избитые. В голове возникают античные аптека «Медея» и бюро путешествий «Одиссей». Согласен, тоже тривиально, но, заметьте, нет 5 раз упоминания города Новосибирск и долгого пространного рассуждения об одной единственной категории примеров:)
    Вторая мысль: «Донск»?!?!???!! Серьезно?!?! Да «ПадДонск» интереснее звучит:) Ну, для названия бара.
    Все, троллировать перестал:) Простите за некоторую резкость. Филологического образования у Вас нет, либо оно новосибирское, а значит его нет. Оно может и есть, но Вы им не пользуетесь, поскольку «не нужно» — а зря. Огромная история нейминга. Либо просто материал написан в спешке. В общем, из материала сложилось впечатление, что не понимаете о чем говорите.

    • Это замечательно, Сергей, что мой материал не оставил вас равнодушным.

      • Наверняка просто у Сергея есть магазин «Мир Сергеев», и его материал задел за живое!

      • «Новосибирское филологическое образование» — это, по-ходу, бренд.

      • Вот. А филолог бы съязвил:)

        Илья, есть пара пожеланий-рекомендаций. Решайте сами — следовать им или нет. Возвращать — не стоит.
        1. Больше вкусных, разносторонних примеров — 100% Ваш опыт работы к таковым располагает, просто Вы скромничаете.
        2. Составляйте план статьи — это ж не диссер — все кратко и понятно: а. хочу сказать о важном — о кроликах б.кролики бывают разные в. кратко о важности и типологии кроликов.
        3. Читайте, блин, книги по неймингу.

        И помните, советы давать — не писать. Допишу свою телегу — ринусь статьи писать разного толка. Там и поглядим — такой ли я хороший писатель:)
        p.s. и да, Ваша статья вызывает-таки бурю эмоций.

    • Мне кажется, что предложения по делу в таких случаях делаются по договору за деньги.

      • Случай не тот.
        Если автор, пусть даже косвенно, утверждает, что он хорошо разбирается в предмете о котором пишет, так почему бы не блеснуть своими знаниями и умениями на полную, в рамках материала.

        Сергей прав. В материале много не проиллюстрированной теории, и если вы считаете, что привести еще какую-то пару примеров удачных/неудачных названий нужно только по договору и за деньги — пост просто теряет читательский интерес.

  9. ПодPEACEдон, кстати, тоже неплохо бы звучало. Именно звучало. При прочтении не сразу понимаешь в чем суть.

  10. Во Владивостоке был смешной магазин под названием «Кино и немцы». А чем торговал — не помню, Руднев знает.

1 pingback on this post
Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.