Текст: Анна Груздева
Тим Бёртон берётся за старое и впадает в детство, Хлебников смеётся над пьющими и жующими, Кристен Стюарт оказывается удивительно хороша в танце и в постели.
«Франкенвини», режиссёр Тим Бёртон
Тим Бёртон вернулся в лучших традициях Тима Бёртона. После всех этих многолетних переодеваний Джони Дэппа и Хелен Бонем-Картер, эксплуатации классических сумасшедших сюжетов вроде «Алисы в стране чудес» и готических завитушек режиссёр наконец-то вернулся к тому, с чего начинал. В прямом смысле: «Франкенвини» — короткометражная история о мальчике, воскрешающем любимого пса, снята Бёртоном еще в 1984-м, когда он работал рядовым аниматором на студии «Дисней». Тогда эту странноватую чёрно-белую картину отложили в долгий ящик, а автора уволили. А вот сейчас «Дисней» порылся в пыльных коробках и предложил Бёртону оживить короткий метр до полнометражного монохрома и финансировал его двухлетнее производство.
Впервые за много лет Бёртон снова уводит нас, и что круче — погружается сам в кошмарный и завораживающий мир, где можно совершать под покровом ночи великие эксперименты с лампочками, тостером и заштопанным домашним монстриком, проникать на кладбище с фонариком и внимать сумасшедшему профессору физики с большими усами. Всё это остроумно и как будто с забытым вдохновением. Кстати, «Франкенвини» — это ещё и бёртоновское признание в любви кинострашилкам: например, родители мальчика Виктора Франкенштейна вечером чинно смотрят «Дракулу» с Кристофером Ли, а школьник-японец носится с камерой и снимает черепаху-гиганта.
«Франкенвини» не идеален, но это всё мелочи. Потому что Бёртон, совсем как мальчик Виктор, воскрешает свою раннюю историю про приключения мёртвой собачки Спарки с такой любовью и очарованностью миром детства, что этот кукольный мультик впервые за долгие годы становится живым и настоящим поступком в карьере Бёртона.
«На дороге», режиссёр Вальтер Саллес
Вольная экранизация знаменитого романа Джека Керуака, эдакого программного документа про американские 1950-е и бродячую жизнь битников, получилась до обидного прилизанной. Режиссёр Вальтер Саллес, автор нескольких роуд-муви (в том числе фильма «Че Гевара: дневник мотоциклиста»), как заботливый родитель поправляет фильму любой непослушный клок волос, боясь слететь с катушек и пуститься во все тяжкие. А, кажется, с романом Керуака можно было бы поступить именно так.
Вся эта разбитная дорожная история дружбы и скитаний Сэла-Керуака (Сэм Райли), притягательного мерзавца Дина Мориарти (Гарретт Хедлунд) с его любовницами и жёнами (Кристен Стюарт, Кирстен Данст) и поэта Карло Маркса (Том Стерридж) неудачно сталкивается с режиссёрским желанием композиционной пропорциональности и сантиментов.
Групповуха заканчивается проваленной кроватью и смехом, как в самой целомудренной комедии, путешествия автостопом сняты так аккуратно, как будто это евротур. Сэм Райли и Гарретт Хедлунд в своей игре больше походят на беспечных хипстеров, рядом с которыми всегда лежит недочитанный Пруст, чем на битников, запутавшихся в экзистенциальном угаре, зачитывающихся поэзией и живущих у Керуака в своей наркоманской тоске и радости.
На удивление, героиню Мэри Лу ярко и страстно играет Кристен Стюарт, оторвавшаяся после вампирской саги и перетянувшая на себя весь сексуальный жар фильма. Душная и многолюдная сцена, где Мэри Лу танцует с Дином Мориарти — самая драйвовая во всей картине. Оживляют «На дороге» и эпизодичные, но меткие выходы Стива Бушеми в роли старого педика и Виго Мортенсена в более интеллигентном варианте — роли Берроуза.
«Пока ночь не разлучит», режиссёр Борис Хлебников
«Я люблю тебя, но что же ты у меня дура такая!» — орёт на жену в трубку старший официант в зелёном сюртуке (Евгений Сытый) и, сделав невозмутимое лицо, выходит к посетительницам ресторана «Пушкин» рассказывать удивительную историю тирамису. «Ну а я залезу сзади, и не будут мешать никакие сиськи», — герой Александра Яценко, младший официант, в перерывах между «Сударь, вам меню?» буквально сгорает от сексуального желания и упорно обзванивает любовниц в подсобке. Молчаливые похмельные барышни в тёмных очках жадно набрасываются на принесённое пиво и суп, утирая пот. За столиком в углу сидит мрачный Шнур, весь вечер пронзительно смотрит на дылду-арфистку и потягивает минералку, вежливо отказываясь от водки. Хитрый дизайнер спаивает двух француженок. Бизнесмены с двойными подбородками за бутылочкой «Памероля» обсуждают откаты. Нерусский шеф-повар Малик, пытаясь вызволить своего подчинённого из полиции, орёт сержанту в трубку на превосходном русском: «Соси ты х…й, иди на х…й и х…ем накройся!».
Честно: новый фильм Хлебникова дико смешной. Снятый по мотивам статьи в журнале «Большой город», оживлённый сценарием Александра Родионова и камерой Павла Костомарова, он становится даже не столько социальной сатирой на скромное обаяние столичной буржуазии, сколько фильмом про какой-то всепоглощающий абсурд, в котором самыми вменяемыми людьми оказывают повара-гастарбайтеры. Сам Хлебников назвал эту работу «безделушкой» и лучше так к ней и относиться, потому что этот сатирический жест не стоил режиссёру особого труда. Многое перекочевало из «Свободного плаванья» и «Сумасшедшей помощи»: и фирменные молчаливые сцены, и топорные, нелепые монологи, и алогичные диалоги колоритных персонажей. Но снята эта безделушка от души.
P.S.
А о том, что такое Holy motors и «Последняя сказка Риты», которые тоже грешновато пропускать в прокате, вам напомнят вот этот и этот обзор трейлеров соответственно.
Читать также:
«Очень московская история»
Перед премьерой фильма «Пока ночь не разлучит» режиссёр Борис Хлебников рассказал нам, за что он не любит московские рестораны и как уничтожить провинцию.
Александра Петрова
19.10.2012
«Семерых психопатов» забыли же.)