Короткая подача

Текст: Клавдия Стельмахович
Фото: Мария Аникина
Звук: Наталья Гиевская

В течение шести дней, с 15 по 20 ноября томичам показывали нескучную оперу. Событие получилось дважды невероятным: уникальный по российским меркам проект — Фестиваль короткометражной оперы — прошёл в городе, в котором нет оперного театра. Исполнителей пришлось приглашать издалека. Прививать горожанам любовь к высокому искусству приехали артисты из Москвы, Питера, Воронежа и немецкого Бонна.


Кроме самих спектаклей организаторы втиснули в программу и околооперные мероприятия: открытые лекции, интеллектуальную вечеринку в формате печа-куча и двухдневный мастер-класс по актерскому мастерству для певцов. Фестиваль родному городу подарила оперная певица и менеджер культурных проектов Елена Бурова.

Елена Бурова

Прикольное словосочетание

— Сам термин «короткий метр» не музыковедческий, — улыбается Елена, — и у профессионалов он вызывает просто взрыв мозга. Зато обычному человеку вполне понятен — по аналогии с короткометражным кино. Мы нарочно выбрали такой формат — это идеальный вариант для городов, которые не могут себе позволить пятичасовые спектакли в своём культурном пространстве. У нас самая длинная постановка, классическая опера XVII века «Служанка-госпожа» Перголези, длится 55 минут.

За название можно благодарить плохой английский. Однажды Бурова разговаривала с коллегой из Польши на ломаном англо-русском, и в разговоре случайно вылетело: «коротокометражная опера». Певица на всякий случай записала каламбур, а через три года забавное словосочетание превратилось в полноценный проект.

За это время Елена поняла что, как и, главное, где делать. Идея произвела много шума в Москве, Буровой даже предлагали опробовать формат на жителях столицы. Но бывшая томичка в своём желании показать «короткометражку» сначала родному городу была непреступна.

— Если бы я знала, что организация окажется настолько сложной, то согласилась бы на предложение москвичей, — в шутку замечает организатор культпроектов.

мастер-класс

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

мастер-класс

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

мастер-класс

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

мастер-класс

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

мастер-класс

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

печа-куча

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

печа-куча

Наглость для артиста — профессиональная необходимость. Поэтому мастер-классы по актерскому мастерству, прошедшие в рамках фестиваля 15–16 ноября, учили быть наглыми: за девять счетов исполнитель, чтобы получить роль, должен был сделать что-то необычное. 17-го состоялась интеллектуальная вечеринка печа-куча, гости которой говорили не только об опере, но и о микрохирургии, деньгах и аллее Гоголя.

Призрак оперы

Формально камерная опера появилась в конце XIX века. Хотя и многие буфф-оперы XVII века уже были «короткометражными». Эксперты говорят, что этому способствовало изменение чувства времени. Темп жизни убыстрялся, и времени на общение с высоким у человека оставалось всё меньше.

Организаторские способности Елены Буровой известны томичам. В 2010 году она устроила фестивальную неделю памяти композитора Эдисона Денисова. Событие получилось настолько грандиозным, что его с тихой грустью вспоминают до сих пор. Самой Елене «Денисовфест» подарил команду единомышленников, которые охотно взялись за воплощение идеи Фестиваля короткометражной оперы. Поддержку оказали Минкультуры РФ и Томский госуниверситет.

Однако давалась «короткометражка» непросто. Раз в неделю в течение последних двух месяцев утверждённая программная сетка фестиваля просто рассыпалась. Спектакли слетали в последний момент, приходилось начинать всё заново. Елена говорит, что без такой сплочённой команды и участия мамы («40% организационной работы сделала она») Томск точно остался бы «без голоса».

«Все рассуждают: здесь болото, хоть тёплое и уютное. Но и сама опера в некотором роде — целое болото стереотипов, которые накопились за 400 лет существования жанра. Понимаете теперь, какая тут сила сопротивления?»

— И вроде бы была заявка на зрительский интерес, — продолжает Бурова, — но чувствовалось дикое сопротивление и среды, и консервативного жанра. Я понимаю, что это очень необычный проект. Поэтому он и должен был идти так тяжело. Мы же пытались поменять образ оперы в головах у людей, а образы сложно поддаются корректировке.

Оперные сливки

В мире есть несколько фестивалей оперы короткого формата. В Сеуле можно увидеть вполне европейские постановки, только на корейском языке и под синтезатор, а английская опера сейчас развивает проект с семиминутными постановками.

Именно поэтому из первоначальной программы до ноября дотерпели только две постановки — «Человеческий голос» и «Ожидание». Остальные добавлялись уже по ходу. Сейчас кажется невероятным, но удивительно трогательную монооперу «Дневник Анны Франк» томичи могли бы и не услышать.

— Материал подтягивался постепенно, — рассказывает Елена. — «Дневник Анны Франк» — постановка московского режиссёра Натальи Горшковой: у нас с ней очень похожие взгляды, мы вместе работаем. Поёт в моноопере солистка из Бонна Наталья Нежинская, и это потрясающая работа. Когда мало исполнителей, находиться на сцене очень тяжело: солист отыгрывается крупным штрихом, спрятаться за хором и декорациями у него не получается, в этом формате звучит каждая деталь.

Анна Франк

Моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» по мотивам самого впечатляющего произведения о зверствах фашизма. Спектакль в формате «куклы – люди» длится 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетают как одна секунда.

Анна Франк

Моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» по мотивам самого впечатляющего произведения о зверствах фашизма. Спектакль в формате «куклы – люди» длится 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетают как одна секунда.

Анна Франк

Моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» по мотивам самого впечатляющего произведения о зверствах фашизма. Спектакль в формате «куклы – люди» длится 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетают как одна секунда.

Анна Франк

Моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» по мотивам самого впечатляющего произведения о зверствах фашизма. Спектакль в формате «куклы – люди» длится 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетают как одна секунда.

Анна Франк

Моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» по мотивам самого впечатляющего произведения о зверствах фашизма. Спектакль в формате «куклы – люди» длится 45 минут, которые, как сказала одна зрительница, пролетают как одна секунда.

Опера в постановке Дмитрия Белянушкина «Человеческий голос» единственная игралась с оркестром. Так как в Томске дефицит залов с оркестровой ямой, музыкантов растворили в темноте обычного зала на краю сцены. А чтобы они могли разглядеть свои партии, каждому инструменталисту выдали по маленькой лампочке на прищепке.

— «Человеческий голос», — говорит режиссер Дмитрий Беленушкин, — спектакль о мучительной связи мужчины и женщины, которая, будто пуповина, питает их и в то же время, словно удавка, не даёт им дышать и жить новой жизнью. Диалог героев происходит как бы по телефону — исполнитель мужской партии всё время меняется: то он возлюбленный, то телефонный аппарат, по которому говорит героиня.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

«Голос»

Оперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» по одноименной пьесе драматурга Жана Кокто исполняет солистка Воронежского театра оперы и балета Мария Быковская. В течение 50 минут перед зрителем разыгрывается трагическая история любви, запутавшейся в телефонных проводах.

В Томск Фестиваль короткометражной оперы привёз самые популярные постановки, которые постоянно оказываются в центре внимания российских оперных режиссеров и служат материалом для весьма смелых экспериментов. В планах Елены Буровой показать певческий короткий метр и в других городах. С лета фестиваль ждут в Москве, но организаторы не намерены ограничиваться только столицей и пристально глядят на карту Родины. Обдумывает Бурова и идею нового проекта для родного города — рамки местного культурного пространства ей хочется сделать чуточку шире.


Слайдкаст. «Ожидание» в зале ожидания

«Ожидание» Микаэла Таривердиева — своеобразная визитная карточка Елены Буровой. Когда четыре года назад певица начинала работать над этим материалом, в интернете была только одна запись и больше никакой информации. Теперь существует несколько вариаций несостоявшегося свидания героини оперы. По сути, «Ожидание» — сорокаминутный монолог уставшей одинокой женщины, которая так и не дождалась своего возлюбленного. В Томске Бурова исполняла оперу в живых декорациях — в зале ожидания вокзала «Томск-I». Попасть на спектакль можно было только по дефицитным пригласительным.


Читать также:


«Приоткрытая опера»
Наталья Ласкина попыталась понять, почему опера «Фауст» стала для новосибирцев таким важным культурным событием и как это можно использовать в просветительских целях.

Добавить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий

Siburbia © 2024 Все права защищены

.