Этот текст не про то, как кинозал «Синема» объявили «вредным», а картины, которые демонстрируются в нем, — порнографическими. Хотя именно это стало причиной написания материала. Этот текст про то, что вообще в нашем обществе, культуре и законодательстве считается порнографией, и кто это определяет.
Опрос среди друзей-приятелей показал, что кино они смотрят разнообразное, но порнографией считают почти одно и то же: «Ну, это когда голые крупным планом, на весь экран». Были, впрочем, и те, кто считает откровенной порнухой аниме или сериал «Райские яблочки», которые оскорбляют их чувство прекрасного. В законодательстве РФ обозначено, что «под порнографическими материалами понимают живописные, графические, литературные и иные издания (фотографии, картины, рисунки, плакаты, кино- и видеофильмы и т.д.), в которых грубо натуралистически, непристойно изображается половой акт с акцентом на физическом контакте половых органов и на физиологии половых отношений с целью провокации нездорового полового возбуждения». За создание, распространение и торговлю всем этим по 242-й статье УК предусмотрено наказание до 2 лет.
— Основным препятствием для пресечения преступлений, связанных с распространением порнографии, — говорит юрист, Егор Гусев, — является отсутствие закрепленных в законе понятий «порнография», «порнографическая продукция», ее основных признаков и отличий от продукции эротического характера. Для разрешения вопроса, относятся ли материалы к порнографическим, проводится соответствующая экспертиза: искусствоведческая, литературоведческая, сексологическая. Указанные исследования осуществляются специалистами, обладающими познаниями в соответствующей области.
— Порнография в том виде, в котором она сейчас существует, лично мне кажется вещью совершенно бесполезной, — считает Игорь Поперечный, сексолог. — Любой человек может спокойно обходиться без нее, если, конечно, он не находится вдали от своего партнера или не имеет каких-либо психологических проблем. Любящим супругам никакой порнографии не нужно: в сексуальных действиях не так много можно придумать, на самом деле. Садо-мазо и гомосексуальная порнография, которую производят Швеция и Германия, в основном привлекает мужчин. Женщины склонны к просмотру английской и американской видеопродукции эротического характера. Эротика, в отличие от порнографии, воспитывает любовные отношения, учит, как их создавать, прививает романтику.
Если порнографию еще хоть как-то можно отличить от эротики, то как определить, что есть искусство, а что — демонстрация половых сношений в художественном фильме?
— Я думаю, что искусство по природе, во-первых, трансгрессивно (если есть граница, искусство будет ее нарушать), а во-вторых, тотально: как только «культурно грамотные люди» объявят что бы то ни было неискусством, появится художник, который именно этим и будет заниматься, — говорит Наталья Ласкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы и теории обучения литературе ИФМИП НГПУ. — Вопрос о порнографии поэтому вообще не имеет отношения к эстетике, с моей точки зрения. У нас не эстетократия: всем позволено игнорировать ценность искусства, у всех есть право смотреть Пазолини как порнографию или Триера как хронику текущих событий. А вот вопрос о том, у кого есть право закрывать кинотеатры или изымать из книжных магазинов книги, — совсем из другой оперы. По-моему, в случае с «Синемой» это и надо обсуждать, а не отличия Пазолини от порнографии, и бороться надо не за право показывать хорошее, «элитарное», «интеллектуальное» кино, а за право показывать кино.
Представим на минуту, что мы не видим разницы между просто «сиськами» и такими же, но уместными с художественной точки зрения. Не знаем, что Антониони, Феллини и Пазолини — великие режиссеры, или, например, что они еще не признаны во всем мире. Мы — скромные владельцы кинотеатра, нам привозят картины, которые можно показать широкому зрителю: что прокатывать и как?
— Для начала нужно сказать, что в прокатном удостоверении каждого фильма, выходящего на территории нашей страны, содержится графа «возрастные ограничения зрительской аудитории», — говорит Мария Андреева, менеджер арт-проектов кинотеатра «Победа». — Их устанавливает, насколько я понимаю, наше министерство культуры. И каждый кинотеатр должен информировать свою публику о том возрасте, которого она должна достичь, чтобы посмотреть ту или иную кинокартину. Если кассиры сомневаются в том, что зритель уже отпраздновал, например, 18-летие, то просят предъявить паспорт. С этим всё довольно строго.
Разумеется, безопаснее показывать те картины, которые являются общепризнанными шедеврами кинематографа, и, чаще всего, в программу фестивалей входят именно эти фильмы. Несмотря на это, в той же «Победе» иногда можно посмотреть то, что никогда не покажут в другом новосибирском кинотеатре. Дело не столько в провокационном содержании отдельных работ, сколько в том, на каком уровне они предлагаются зрителю.
— Пожалуй, самый яркий пример, который вспоминается в данном контексте, — это недавний фильм «Секс и дзен 3D» (Гонконг), который шел в нашем кинотеатре, — говорит Мария Андреева. — Интересно, что во всём Китае он запрещен, а вот как раз в Гонконге его показывали. Понятно, что там тоже были возрастные ограничения, и, в силу специфики происходящего на экране, далеко не все зрители выдерживали просмотр до конца. Могу сказать, что люди сознательно шли на этот фильм. Еще у нас летом были в прокате короткометражки из цикла «Эротические истории» — «фантазии» режиссеров из разных стран, но все в пределах приличия. Люди с удовольствием ходили и смотрели, кстати.
Во времена юности наших мам и пап считалось особой удачей попасть в кино с ограничением «до 16». Ни о какой порнографии, конечно, речи быть не могло: короткие юбки и поцелуи — максимум. Сейчас, когда пышные формы каждой первой телеведущей выпирают из экрана в самое «детское» время, никаким «Фанфан-Тюльпаном» нас уже не удивишь. Может, если в какой-то момент порнография и «Райские яблочки» займут 90% эфира и проката, мы снова начнем тайком ходить на фильмы с невинными объятиями.
Текст: Валерия Мордачева
Фото: Геннадий Данилкин
Читать также:
ГБУК НСО НКВП ЁКЛМН
Министерство культуры предложило защитникам «Синемы» обсудить новую концепцию реформирования «НовосибирскКиноВидеоПроката». По просьбе Siburbia документ изучил Олег Бурков.
Напротив порно
14 сентября, после продолжительных обсуждений в СМИ и социальных сетях, состоялся пикет в защиту кинозала «Синема».